Главная / Газета / Финансы предприятий

Упрямые факты

00:00 | 10.11.2008
Упрямые факты
Автор:

Банки заморозили операции по факторингу. Клиенты испытывают острый недостаток оборотных средств и терпят убытки

Фактор страха
Большинство украинских банков — лидеров на рынке факторинга прекратили покупку в рамках этой услуги новой дебиторской задолженности своих клиентов. “Сейчас мы занимаемся только администрированием (управлением) существующей задолженности — на прирост не работаем вообще”, — рассказывает Денис Сень, заместитель председателя правления банка “Украинская финансовая группа” (УФГ; г.Киев; с 2004 г.; 200 чел.). УФГ специализируется на факторинговых операциях (они составляют более 50% кредитного портфеля) и входит в ТОП-5 лидеров этого сегмента (подробнее о факторинге в Украине см. статью "Долгами играющие").

“Заморозил” такие операции и лидер рынка — Укрсоцбанк. “До сих пор по факторингу мы работали с Укрсоцбанком. Но сейчас этот банк вообще не предоставляет финансирования в рамках этой услуги — оно было приостановлено 24 октября. Вот такая ситуация”, — поясняет Вячеслав Кондрашов, заместитель директора по логистике и финансам ООО “Карапуз” (г.Киев; производство стиральных порошков; с 2001 г.; около 60 чел.). При этом пресс-служба Укрсоцбанка не смогла прокомментировать БИЗНЕСу прекращение оказания факторинговых услуг. Предоставление подобных услуг приостановили и банки помельче.

Мы работали по факторингу с тремя банками: один отказался продолжать сотрудничество, сославшись на финансовый кризис. Они считают, что это форс-мажор”, — констатирует Валентина Зазимко, главный бухгалтер ООО “Айсберг Лтд.” (г.Одесса; поставки холодильного оборудования; с 1989?г.; более 180 чел.). Примечательно, что некоторые банки даже не удосужились объяснить своим клиентам причины внезапного прекращения финансирования. “Сейчас никто ничего не мотивирует — пишут распоряжение (внутрибанковское. — Ред.), и все, безо всяких мотиваций”, — возмущается Вячеслав Кондрашов.

Банкиры говорят, что в условиях кризиса они склонны в первую очередь сворачивать беззалоговое (бланковое) кредитование, чем, по сути, и является факторинг. “Когда банкам становится тяжело — пассивы уходят, необходимо сокращать кредитный портфель, тогда технически и юридически проще всего урезать факторинг”, — отмечает Павел Крапивин, заместитель председателя правления банка “Контракт” (г.Киев; с 1993 г.; около 130 чел.). Руководители финучреждений также констатируют первые признаки начинающегося кризиса платежей и опасаются резкого роста проблемной задолженности по факторингу.

У многих факторов (банков. — Авт.), в том числе и у нас, сейчас главная проблема — это кризис платежей. Многие клиенты свои неплатежи аргументируют тем, что их зарубежные контрагенты из-за кризиса не рассчитываются с ними в срок, т.е. имеет место цепная реакция. Можно ожидать увеличения проблемной задолженности по факторингу”, — прогнозирует Денис Сень.

Между тем участники рынка признают, что невозможность использования факторинга очень больно бьет по бизнесу клиентов, которые поддались на уговоры банков и перестроили свои бизнес-модели для работы по факторинговым схемам. Сейчас такие предприятия ощущают острую нехватку оборотных средств, ведь срочно заменить факторинг даже обычным кредитованием (например, овердрафтом) почти нереально — банки не рассматривают новых клиентских заявок. Выдать краткосрочный кредит финучреждения чаще всего соглашаются только под залог депозита.

Банкиры осознают, что прекращение факторинговых операций может привести к ухудшению финансового положения их клиентов. “Урезание факторинга для клиента смерти подобно, потому что задолженность по факторингу условно постоянная: погашается и снова выдается. В нормальной ситуации де-факто это средне и долгосрочное кредитование. Клиент рассчитывает на финансирование, поэтому ему сложнее всего пережить внезапное сворачивание факторинговых программ”, — признает Павел Крапивин.

Руководители предприятий говорят, что из-за незапланированных проблем с факторингом их компании недополучат доход или вообще понесут убытки. “Мы вынуждены давать дебиторам отсрочку. Кроме того, наша маржа будет намного ниже”, — сетует Валентина Зазимко. С ней соглашается и Вячеслав Кондрашов: “Вымывание оборотных средств мы пока никак не восполнили. Один из вариантов — предоставление скидок покупателям в обмен на более быструю оплату поставок товара”. Впрочем, менеджер уверен, что в условиях дефицита ликвидности даже скидки могут оказаться плохим стимулом для проведения немедленных расчетов.

Можно прогнозировать, что к концу года факторинговый портфель сократится еще, как минимум, на 15%

Резус-фактор отрицательный
Немногие банки, которые все-таки продолжают факторинговое обслуживание клиентов, существенно ужесточили условия, повысили процентные ставки и комиссионные. Напомним: плата за факторинг обычно состоит из комиссионных в размере 1,5-2% стоимости поставки товара и процента за пользование кредитными средствами (20-30% годовых). Итого, реальная (эффективная) ставка по факторингу достигает 50% годовых (см. ссылку на статью Долгами играющие"). Кроме ценовых важными параметрами этой услуги являются процент финансирования (60-90% стоимости поставки) и максимально возможная продолжительность отсрочки оплаты (30-180 дней).

У самих банкиров весьма пессимистические прогнозы относительно дальнейшего развития рынка факторинга в Украине. По данным УФГ, сейчас задолженность по факторингу в стране достигла 1 млрд грн. Впрочем, можно прогнозировать, что к концу года факторинговый портфель сократится еще, как минимум, на 15%. Напомним: сейчас факторинговые услуги предлагают около 30 отечественных банков, при этом активно, в качестве профильной, факторинг продвигают не более 10 финучреждений.