Главная / Газета / Украина

Долгами играющие

00:00 | 23.06.2012
Головна / Газета / Украина
Долгами играющие

Факторинг — вещь упрямая
Факторинг (см. “Человеческим языком”) подразумевает переуступку права требования по задолженности клиента банку. То есть если предприятие проводит поставки товара с отсрочкой платежа, перепродажа долга банку по договору факторинга позволит получить часть денег сразу после отгрузки товара. Таким образом торговец (сегодня банки предлагают факторинг предприятиям, занимающимся оптовой торговлей) увеличивает оборачиваемость своего капитала, что приводит к росту продаж, а значит, и дохода. В качестве замены факторинга может выступать кредитование. Однако банкиры уверяют, что у факторинга имеется масса преимуществ по сравнению с краткосрочным кредитом или овердрафтом. Во-первых, банки обещают взять на себя управление дебиторской задолженностью клиента. Во-вторых, все валютные риски также ложатся на финучреждение.

Однако украинские банки, в отличие от иностранных, не предлагают защиту от кредитного риска (риска невозврата дебиторской задолженности). “Факторинг — это продажа задолженности предприятия банку с дисконтом. Вы получаете деньги быстро и избавляетесь от необходимости выбивать долги”, — гласила реклама этой услуги на сайте одного из британских банков. То есть свою дебиторскую задолженность в $100 тыс. предприятие продает, скажем, за $95 тыс. (дисконт — $5 тыс.) и забывает о ней навсегда. При этом вся работа по возврату “дебиторки” ложится исключительно на банк. В украинских реалиях все намного запутаннее. “На украинском рынке почти никто не предоставляет услуги факторинга в классическом виде, когда банк не имеет права регресса (обращения права требования к первоначальному кредитору. — Ред.)”, — констатировал Сергей Наумов, заместитель председателя правления УкрСиббанка (г.Харьков; с 1990 г.; более 10 тыс.чел.). Вместо этого под видом факторинга банки предлагают механизм краткосрочного финансирования с очень запутанным ценообразованием.

Обычно цена на услуги факторинга “по-украински” формируется из трех составляющих — процентной ставки и двух типов комиссионных (см. “Условия...” на стр.48). Процентная ставка за пользование средствами по факторингу приблизительно соответствует ставке по краткосрочному кредиту в гривне, т.е. 17-20% годовых. Первые комиссионные обычно взимаются за открытие лимита на клиента при заключении генерального договора факторинга. При этом следует отметить, что тарифы очень индивидуальны и зависят от таких факторов, как финансовое положение клиента, репутация (солидность) дебиторов и т.д. В итоге, комиссионные за открытие лимита могут колебаться от 0,1% до 1,5% от его размера.

Банк также устанавливает лимиты по каждому дебитору в рамках лимита на клиента. Как правило, украинские банки выдвигают достаточно жесткие условия — как для клиента, так и для его дебиторов. Предприятие должно проработать на рынке не менее двух лет, передать на факторинг не менее трех постоянных дебиторов (диверсификация риска), открыть текущий счет или даже полностью перейти на обслуживание в банк, который будет предоставлять услуги факторинга. При этом дебиторы должны работать на рынке не менее года, а опыт сотрудничества клиента с этим контрагентом должен составлять не менее трех месяцев. Также оговаривается минимальная сумма задолженности, которую клиент должен передавать банку. Как правило, не менее 100 тыс.грн. Для принятия решения о начале сотрудничества потенциальный клиент должен подать солидный пакет документов. Банки обещают принять решение в течение 7-10 дней.

После заключения генерального соглашения (обычно на год) клиент может передать банку свою дебиторскую задолженность. Большинство финучреждений принимают на факторинг поставки с отсрочкой платежа не более чем на 90 дней. В то же время отдельные банки допускают возможность отсрочки до 120 и даже 180 дней. При этом, опять же, в целях повышения эффективности банки не хотят связываться с поставками, объем которых в денежном выражении составляет менее 10 тыс.грн.

Примечательно, что банки никогда не предоставляют финансирование на всю сумму поставки, в лучшем случае, они дают до 95% суммы задолженности, чаще — 60-70%. Так банкиры добиваются заинтересованности клиента в совместной с банком работе по возврату задолженности. При этом максимальный размер авансирования определяется исходя из таких факторов, как срок работы клиента с дебитором, платежная дисциплина дебитора в прошлом. Принимается во внимание и то, обслуживается ли клиент в банке, прибыльно ли он работает и т.д. К примеру, если клиент не обслуживается в банке, аванс не превысит 80%. Если же дебитор ранее просрочивал платежи более чем на 31 день, банк авансирует клиента только на 50%.

Кроме того, не стоит рассчитывать на получение банковского аванса в день поставки товаров покупателю. Как показывает практика, между этими событиями проходит, как минимум, три-пять дней. Сразу же после получения финансирования клиент платит банку проценты исходя из срока отсрочки платежа, предусмотренного в договоре. Если же дебитор производит оплату раньше, часть процентов не возвращается.

На этом же этапе банк, как правило, взимает еще вторые комиссионные. Они составляют 0,2-3,2%, но не от аванса, а от стоимости поставки, зафиксированной в товарно-транспортной накладной (ТТН). Таким образом, при прочих равных условиях, доходность факторинга для банка будет тем выше, чем меньше отсрочка платежа и меньше сумма авансирования (см. “Пример...”). С учетом платы за открытие лимита эффективная доходность факторинга в некоторых банках превышает 50% годовых. В любом случае банки составляют свою тарифную сетку так, чтобы доходность была не ниже 30% годовых. К примеру, как следует из аналитической записки одного крупного банка, средняя эффективная ставка по факторингу в стране составляет 44,3% годовых. При этом сами банкиры признают, что факторинг — удовольствие дорогое.

Флирт-фактор
Услуга факторинга до сих пор не стала массовой. При ее предоставлении используется сугубо индивидуальный подход. Ознакомиться даже с базовыми тарифами банков очень непросто. Более того, в некоторых финучреждениях наотрез отказываются говорить о тарифах по телефону. “Мы не озвучиваем тарифов в телефонном режиме”, — заявили в одном из банков — лидеров рынка факторинга. Тут же добавив, что самые лучшие условия именно у них. Как признаются банкиры, несмотря на рекламу, клиенты редко приходят в банк с предложением начать работать по факторингу. Инициатором сотрудничества в этой области почти всегда выступает финучреждение.
Замедляет развитие факторинга и то, что крупные торговые сети, которые привыкли платить поставщикам “когда захотят”, не заинтересованы в работе с банком. Поэтому попытка поставщика перевести таких должников на факторинг может обернуться прекращением сотрудничества между поставщиком и покупателем товаров.

В то же время банкиры заинтересованы в том, чтобы дебиторы клиента были авторитетными компаниями. Если же дебиторы — мало кому известные ЧП и СПД, банк основательно изучает клиента, а в договор факторинга вносит право регрессного требования к поставщику товаров, если дебитор не рассчитался по своим обязательствам в срок. В общем, получается, что, с точки зрения клиента, выгодность факторинга довольно сомнительна. Судите сами: клиент получает 75% аванса с задержкой в три-пять дней, платит за это до 50% годовых (тогда как овердрафт стоит около 25%). А если контрагент отказывается платить, то банк просто списывает деньги с текущего счета поставщика товаров в одностороннем порядке. “Я не встречал в Украине факторинга без регресса”, — подтвердил Павел Крапивин, заместитель председателя правления банка “Контракт” (г.Киев; с 1993 г.; 150 чел.).

В последнее время банки, борясь за клиентов, обещают не очень беспокоить дебиторов в случае просрочки платежа. “Банки конкурируют между собой по сроку ожидания оплаты, т.е. 10-30 дней сверх срока мы ждем платежа, не особо напрягая дебитора”, — пояснил Павел Крапивин. При этом банкиры предпочитают умалчивать, что подобная “лояльность” обернется для клиента штрафными санкциями в виде повышенной на 1-3 п.п. процентной ставки за пользование авансом.

Кроме того, банки уже изыскали возможность уменьшать риски невозвратов по факторингу. “Мы выбрали несколько компаний, предоставляющих услуги по сбору информации о дебиторах, которые и готовят для нас эти сведения за определенную плату. Кроме того, они умеют судиться, вовремя звонят должникам, ведут разъяснительную работу. Такой подход позволяет нам удержать невозвраты в пределах 1-1,5% портфеля, а за сервис наши клиенты готовы платить от 30% годовых”, — рассказал Алексей Сысоев, заместитель председателя правления банка “Украинская финансовая группа” (УФГ; г.Киев; с 2004 г.; 200 чел.).

Вместе с тем банкиры допускают, что у отдельных банков, активно занимающихся факторингом, просроченная задолженность может достигать 15-20% портфеля. Это заставляет их еще жестче подходить к отбору потенциальных клиентов. “Из 10 желающих только с двумя мы заключаем договоры факторинга. Мы не держим своих клиентов любой ценой. Наоборот, рады, когда клиент от нас уходит, так как мировой опыт показывает, что не стоит заниматься факторингом с одним и тем же клиентом больше года”, — признался Алексей Сысоев.

Факт налицо
По итогам первого полугодия 2007 г. задолженность клиентов перед банками по операциям факторинга достигла 850 млн грн. То есть рост рынка за этот период составил всего 9%. И это при том, что за 2006 г. рынок увеличился более чем в 2 раза (ничего страшного; см. “О плюсах...”. — Ред.). Доминирующими игроками на рынке факторинга по-прежнему являются банки. На них приходится почти 90% всех факторинговых сделок. При этом следует отметить, что на сайтах эту услугу рекламируют не более 20 финучреждений. Кроме того, рынок факторинга активно осваивают небанковские финансовые компании (см. статью "Небанки"). На сегодняшний день зарегистрировано более 25 таких структур. Однако на них приходится не более 10% рынка.

Вообще, рынок факторинговых услуг является сверхконцентрированным — на ТОП-5 игроков (ТАС-Комерцбанк, Укрэксимбанк, УФГ, банк “Петрокоммерц”, Укрсоцбанк) приходится почти 75% общего портфеля. При этом банкиры отмечают, что рынок факторинга более корректно анализировать не по размеру портфеля на конкретную отчетную дату, а по объемам дебиторской задолженности, переданной на факторинг за определенный период. Аргументация проста: допустим, банк “А” купит права требования на 1 млн грн., к концу месяца задолженность будет погашена и составит 0, тогда как банк “Б” купит права требования на 200 тыс.грн., но на конец месяца они погашены еще не будут.

По оценкам специалистов, в прошлом году объем факторинговых операций составил около 5 млрд грн. Единичные факторинговые сделки совершают очень многие финучреждения. Однако, как правило, это сделки с инсайдерами. Большинство крупных банков не идут на этот рынок из-за мизерных объемов. “Объем рынка не так уж велик, так как факторинг — специфический продукт, который подходит только для крупных оптовых компаний с большими оборотами”, — объяснил Сергей Наумов. В то же время есть банки, которые сделали факторинг своей специализацией. Так, в кредитном портфеле УФГ доля факторинга превышает 50%. За последний год свои позиции утратил банк “БИГ-Энергия”. Если на 1 апреля 2006 г. он входил в тройку лидеров в этом сегменте, то сейчас не попадает даже в ТОП-5, а услуги факторинга предоставляет только его Запорожский филиал.

Банкиры отмечают, что рынок факторинга пока находится на начальной стадии развития. “Сейчас этот рынок освоен не более чем на 10-15%”, — уверил Алексей Сысоев. Если на сегодняшний день объем факторинговых операций по отношению к ВВП в Украине составляет чуть более 1,2%, то в европейских странах аналогичный показатель достигает 10%. Павел Крапивин не скрывает разочарования по поводу темпов роста рынка. “Три года назад, когда факторинг только появился в стране, я был уверен, что через пару лет он станет массовой услугой. Но до сих пор этого не произошло”, — пожаловался банкир.

Тем не менее потенциал роста рынка огромен, ведь на конец II квартала 2007 г. дебиторская задолженность украинских предприятий (потенциальное поле деятельности для факторинга) достигла 437,9 млрд грн.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЯЗЫКОМ
Факторинг (от англ. factor — посредник, агент) — переуступка (продажа) предприятием прав требования по своей дебиторской задолженности посреднику, как правило, банку. Факторинг с регрессомпредполагает право банка взыскать задолженность с клиента, если дебитор не произвел оплату в срок.

Пример операции факторинга
Клиент осуществил поставку на 100 тыс.грн., через три дня получил от банка 60% в счет оплаты за проданные товары, т.е. 60 тыс.грн. Допустим, отсрочка составляет 30 дней. При ставке в 15% годовых за пользование ресурсами банк получит всего 750 грн. дохода (0,15/12 х 60 тыс.грн.). В то же время комиссионные при ставке 1,5% составят 1500 грн. (0,015 х 100 тыс.), т.е. вдвое больше, чем плата за пользование ресурсами. (Кстати, именно поэтому для оценки рынка факторинга оборот более важен, чем портфель на конкретную дату.) Получается, что за пользование кредитом в 60 тыс.грн. на протяжении месяца клиент заплатит 2250 грн. Это соответствует ставке 45% годовых.

О плюсах и минусах

Борис Зенкин (46),
начальник управления факторинга Укрэксимбанка (г.Киев; с 1992 г.; более 3,5 тыс.чел.):

— Нынешний рост рынка факторинга достаточно высок. Оживление рынка, как обычно, наступит в четвертом квартале. Поэтому по итогам года можно ожидать удвоения объема рынка до 10 млрд грн. Примерно такими же темпами (двойной прирост операций) развивается и рынок России. Я оцениваю потенциальный объем рынка факторинга в 300-350 млрд грн. Что касается барьеров при выходе на этот рынок, то для банков их два: отсутствие профессионалов и отсутствие адекватных технологий. Во многих финучреждениях всего этого нет, поэтому на рынке Украины основные объемы факторинга приходятся всего на три-четыре банка. Факторинг можно сделать доступным большому количеству клиентов, но для этого нужны серьезные финансовые вложения.

Валентина Зазимко,
главный бухгалтер ООО “Айсберг Лтд.” (г.Одесса; поставки холодильного оборудования; с 1989 г.; более 180 чел.):

— Мы около двух лет поставляем холодильное оборудование по факторингу для таких торговых сетей, как “Фоззи”, “Велика Кишеня”, “Копейка”. В первоначальном виде технология факторинга, предложенная нам банком, не выдерживала никакой критики, поэтому можно сказать, что мы отрабатывали схему совместно. Кроме того, банки требовали, чтобы мы предоставляли данные о наших контрагентах для оценки их финансового положения. Естественно, нашим партнерам это не нравилось. В итоге, мы сказали, что для нас такие требования неприемлемы, и банки начали добывать информацию о дебиторах по своим каналам. Так что дополнительных документов со своих покупателей мы не берем. Основные преимущества факторинга для компании — это увеличение оборачиваемости капитала и отсутствие кассовых разрывов. Среди недостатков — бюрократия при заключении соглашения и дороговизна услуги.