Главная / Газета / Банковский рынок

Полный расторгаш

00:00 | 07.09.2015
Полный расторгаш
Автор: webmaster webmaster
БИЗНЕС разбирался, кому НБУ и ФГВФЛ продают проблемные банки, а кому — отказывают

После того как больше года назад были резко (со 120 млн грн. до 500 млн грн.) повышены требования к размеру уставного капитала вновь регистрируемых банков, для желающих обзавестись собственным финучреждением остались два варианта выхода на рынок: покупка существующего банка у его нынешних собственников и приобретение проблемного банка, переданного в ведение Фонда гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ).

Как известно, с начала нынешнего кризиса неплатежеспособными были признаны и переданы Фонду почти 60 банков. Львиная доля таких финучреждений впоследствии была отправлена на ликвидацию. Известны лишь единичные случаи спасения проблемных банков. На практике чаще всего задействуются два инструмента санации проблемных финучреждений — покупка инвестором банка полностью и создание так называемого переходного банка. Рассмотрим эти немногочисленные сделки подробнее.

Кристально чисто
В конце прошлого года на базе разорившегося “Терра Банка” был создан переходный Кристаллбанк. Процедура создания переходного банка достаточно сложна и запутана. Но если говорить простыми словами, то переходный банк создается путем вычленения из проблемного банка качественных активов и пассивов, которые, по сути, и продаются новому собственнику. Весь “мусор” остается в проблемном банке и ликвидируется. То есть банк разделяется на два учреждения — “хорошее” и “плохое”. Весьма неплохой инструмент для нерадивых собственников: сначала детище доводится до банкротства, а затем проходит такое вот очищение.

История с “Терра Банком” оказалась весьма скандальной. По одной из версий, на момент признания финучреждения неплатежеспособным в нем “зависли” деньги бывших собственников — Кирилла Шевченко, который сейчас является председателем правления Укргазбанка, и его дяди Вадима Копылова, бывшего заместителя министра финансов времен премьерства Николая Азарова.

Неудивительно, что эти господа постарались спасти свои сбережения. Показательно, что сам г-н Шевченко неоднократно опровергал данную версию. Однако факты — вещь упрямая. Нынешней весной ФГВФЛ продал переходный Кристаллбанк Марине Ленинг — супруге г-на Копылова! В результате из “Терра Банка” с активами в 4,4 млрд грн. получился Кристаллбанк с активами, не достигающими 300 млн грн.

Банковский “come back”
Второй и пока последний переходный банк — “РВС Банк” — был создан ФГВФЛ в конце июня на базе Омега-Банка (бывший Сведбанк), который до краха принадлежал Николаю Лагуну. В отличие от предыдущего “кейса”, когда речь шла о достаточно крупном банке, Омега-Банк располагал активами всего в 300 млн грн.

 То есть, по сути, продавалась банковская лицензия. В конце августа ФГВФЛ объявил о продаже переходного “РВС Банка” “Украинской бизнес группе” (UBG), подконтрольной Руслану Демчаку, народному депутату от Блока Петра Порошенко. Формально владельцем и руководителем группы является Александр Стецюк. Цена сделки составила почти 32 млн грн.

Отметим, что в 2012 г. Эрде-Банк, входящий в группу UBG, был признан неплатежеспособным, а сам г-н Демчак, на то время кандидат в народные депутаты по одному из одномандатных округов Винницкой области, был арестован.

Примечательно, что документы в Нацбанк на покупку “РВС Банка” подавал и Евгений Березовский, бывший первый заместитель председателя правления “Дельта Банка”, но получил отказ.

Дело тонкое
В начале августа трейдинговая компания Primestar Energy FZE (ОАЭ) приобрела у ФГВФЛ 100% акций неплатежеспособного Укргазпромбанка. Сфера деятельности Primestar Energy FZE — торговля углем, сталью, энергоносителями. Компания работает на рынках Ближнего Востока, Юго-Восточной и Восточной Азии. “Показатели платежеспособности и ликвидности Укргазпромбанка должны быть восстановлены новым владельцем в течение 30 дней.

Завершение процедуры капитализации банка должно быть подтверждено результатом инспекционной проверки Нацбанка”, — говорится в сообщении Фонда. Чтобы контролировать выполнение инвестором своих обязательств, ФГВФЛ назначил в финучреждение своего куратора. Укргазпромбанк с активами в 1,4 млрд грн. был признан неплатежеспособным в начале апреля текущего года. До этого финучреждение специализировалось на обслуживании предприятий ТЭК и контролировалось семьями представителей газовой отрасли Ивана Дияка и Ильи Рыбчича.

Астра расцвела
Еще одно финучреждение Николая Лагуна — неплатежеспособный “Астра Банк” — было продано иностранному инвестору в середине июля. Покупателем выступила компания Agro Holdings (Ukraine) Limited, являющаяся “дочкой” инвестиционного фонда, управляемого компанией NCH Capital (США), который, в свою очередь, принадлежит Джорджу Рору и Морису Табасиничу.

Эти граждане, по сути, приобрели за 92 млн грн. банковскую лицензию (активы “Астра Банка” едва превышают 10 млн грн.). Недавно НБУ по результатам инспекционной проверки “Астра Банка” подтвердил приведение нормативов капитала и ликвидности финучреждения в соответствие с законодательством. Таким образом, ФГВФЛ отмечает выполнение компанией Agro Holdings (Ukraine) Limited всех условий договора купли-продажи акций банка. Фонд также уведомил, что полномочия его куратора в банке прекращены с 14 августа.

Києве — мій
Национализированный банк “Киев”, признанный неплатежеспособным, был присоединен к другому национализированному финучреждению — Укргазбанку. Соответствующее решение было принято Кабмином 11 февраля. Процедура была завершена в конце июня.

 “Это первый в нашей стране опыт применения нового механизма — P&A, когда все вкладчики неплатежеспособного банка становятся клиентами другого, стабильно работающего банка, с абсолютно свободным доступом к своим средствам.

То есть для них меняются только номер счета и реквизиты”, — прокомментировал сделку Кирилл Шевченко, председатель правления Укргазбанка. Отметим, что в результате сделки Укргазбанку потребовалась дополнительная капитализация более чем на 600 млн грн.

Тянут-потянут
Временная администрация во Всеукраинский банк развития (ВБР) Александра Януковича была введена в конце прошлого года в качестве санкций против членов семьи экс-президента Украины. В начале марта Антимонопольный комитет разрешил ООО “Экосипан”, которому принадлежит также банк “Михайловский”, приобрести более 50% акций ВБР. 19 марта контролер этого ООО — совладелец сети бытовой техники “Эльдорадо” Виктор Полищук — получил от НБУ согласие на сделку.

 Однако она так и не состоялась. “ВБР был передан в Фонд гарантирования с достаточно неплохим кредитным портфелем. Мы посмотрели на этот актив, — заявил недавно Игорь Дорошенко, председатель правления банка “Михайловский”. — Данная сделка пока не состоялась из-за некоторых юридических моментов. Пока у нас планов на этот банк нет”. В ВБР до сих пор работает временная администрация. А это наводит на мысль, что НБУ явно затягивает с принятием решения о ликвидации финучреждения.

Русью не пахнет
Достаточно много претендентов было на покупку банка “Киевская Русь”, который неожиданно для многих экспертов был признан неплатежеспособным весной текущего года. В частности, несколько раз документы в НБУ подавал одиозный одесский бизнесмен Руслан Тарпан, однако получал отказы.

Кроме того, регулятор отказывал офшорной компании Adatia Enterprises Limited (Гибралтар), а также кипрской компании Riordan Limited, подконтрольной некому Роберту Чарльзу Гиббинсу. В результате в середине июля НБУ принял решение о ликвидации банка “Киевская Русь”.