Главная / Газета / Красивые деньги

Миражить — не тужить

00:00 | 14.07.2011
Миражить — не тужить
Автор:

Шоу сюра и приза

В начале лета в Дубае (ОАЭ) стартует торговый фестиваль “Дубайские летние сюрпризы”. Он, как и его старший “брат” — зимний Дубайский торговый фестиваль, уже более десяти лет признан праздником шоппинга планетарного масштаба. Три-четыре месяца в году район Dubai Festival City функционирует в режиме потрясающего шоу “Купи-продай”, где бал правит Его Величество Кошелек.

Калейдоскоп мировых производителей потребительских товаров, скидок, шоу и суперпризов — все это впечатляет своим размахом. Но прежде всего типичного нашего гражданина, безнадежно испорченного неумирающим “совковым” сервисом, удивляет чисто арабский подход к торговле — как к особому виду искусства. Или, вернее, как к процессу, в котором самое место рукотворной красоте, которая не продается. Однако способствует легкому, даже праздничному, расставанию со своими “кровными”…

На лыжах в Gucci

И все же фестиваль — понятие хоть и масштабное, но сезонное. Настоящим апофеозом “продажного” искусства в Дубае стали торговые центры. Причем никаких особых исторических предпосылок для этого никогда не было. Условия жизни племен, населявших территории будущего государства ОАЭ, были более чем суровы. И ни в архитектуре, ни в театрально-художественном жанре, ни даже в кулинарии национальных традиций не сложилось.

Но… Восточная культура не имеет границ, и это на практике доказали архитекторы дубайских торгово-развлекательных центров (ТРЦ). Почти все они огромны и роскошны, здесь вкладывают басно­словные деньги во всевозможные призовые фонды и презентации-шоу. И все же несколько ТРЦ выделяются особым изыском.

В стиле восточной сказки спроектирован Ibn Battuta Shopping Mall. Торговый комплекс, названный именем легендарного саудовского путешественника Ибн Баттуты, разбит на павильоны-страны. Страны выбраны именно те, где побывал путешественник.

Глядя на резные своды, прогуливающегося индийского слона с пассажирами, словно из позапрошлого тысячелетия, китайский корабль в натуральную величину (того же возраста), неожиданно и с большим удивлением обнаруживаешь, что совсем рядом находится стеклянная дверь, за которой можно купить джинсы с 70%-ной скидкой. А чтобы у посетителей все же не возникало сомнений в “культурности” мероприятия, в центральном холле имеется стендовый комплекс с подробным описанием всех похождений достославного Ибн Баттуты…

Дубайский “Египет” находится в самой гуще делового центра города. Тем, кому удалось побывать в Луксоре и Каирском музее, вдвойне любопытно будет пройтись по “гробницам” со шмотками или золотом Wafi City Mall.

Несколько, правда, напрягает аккуратность, с которой выполнены копии скульптур и рисунков в виде мозаик. Для полноты ощущений все же не хватает сбитого носа у Сфинкса или трещины на торсе Тутанхамона. Но такого современные шейхи, в отличие от древних фараонов, допустить не могут.

Год назад Wafi City неожиданно прославился. 15 апреля 2007 г., сразу же после закрытия магазинов Центра (в 22.06 по местному времени), четверо преступников на двух авто пробили стеклянные двери Центра и витрину ювелирного магазина Graff, собрали все выставленные бриллианты и прочие драгоценности и скрылись в пустыне. Вся операция заняла 105 секунд. По оценкам полиции, были украдены изделия на сумму USD13,5-15 млн.

Спустя некоторое время были обнаружены брошенные ворами машины. Но самих грабителей и драгоценностей не нашли до сих пор. Особый шарм сему событию придает то, что это первое масштабное ограб­ление в Эмиратах за последние 100 лет (до того и воровать, в общем-то, нечего было). Столь громкая “реклама” Wafi City вовсе не помешала, а лишь добавила посетителей. Воистину, если бы этого ограбления не было, его стоило бы придумать.

Но вернемся в торговые центры. Те, кто посетил Ski Dubai, отмечают, что они будто попали в ирреальный мир. Между примерочными кабинками вдруг обнаруживается невероятных размеров заснеженный аквариум, в котором вместо рыбок мелькают одетые по-зимнему арабы (преимущественно) на лыжах.

Горнолыжный курорт посреди вечного эмиратского лета — это, наверное, самый громкий вызов природе. Причем идея дубайской “Швейцарии” изначально заключалась не столько в рекламном характере, сколько в том, чтобы дать возможность правоверному мусульманину (со всей его многочисленной семьей) приобщиться к зимней спортивной культуре, не изменяя традиционному укладу жизни.

Куда гостя положить

Праздник лыж-сфинксов-слонов удачно продолжает (или предваряет) гостиничное хозяйство самого нескромного города Персидского залива. В кварталах современных небоскребов шикарные Hilton и Hyatt смотрятся вполне буднично. Развернувшаяся душа ищет чего-то этакого… И получает. Глаз рано или поздно цепляется за рвущий небо парус Burj Al Arab. Главный дубайский шедевр hi-tech всегда вызывает восторг.

Изнутри его пространства могут слегка огорошить, но, судя по довольным лицам завсегдатаев, к хорошему привыкаешь быстро…Резко контрастирует по тональности звучания расположенный рядом Madinat Jumeirah. Аналогия с Венецией возникает сразу.

Этот гостиничный городок настолько органично и тактично вписан в окружающий ландшафт, что кажется: каналы между апартаментами этого отеля, действительно построенного на воде, и арабы на маленьких лодочках-маршрутках существуют не одно столетие. Автономность Madinat Jumeirah подчеркивает даже наличие собственного восточного базара. Пусть причесанного и окультуренного, но со своим неповторимым ароматом.

Близок по духу Madinat и самый экологический отель Дубая — Al Maha. Месторасположение (в глубине пустыни-заповедника), подчеркнуто аскетичная архитектура (но не комфорт!) создают иллюзию чего-то исчезающего, мимолетного на фоне бесконечных и вечных песков. Кажется, дунет песчаная буря — и весь этот хрупкий комплекс строений, бассейнов, витых дорожек с электромобилями растает, как мираж…

Еще один дубайский “Египет” открылся буквально год назад. Первое впечатление — отель Raffles Dubai выглядит родственником Wafi City, но при ближайшем рассмотрении становятся заметны некоторые странности в архитектуре.

Огромные сфинксы, фараоны вдоль стен столь же внушительны. Центральное здание построено в виде гигантской пирамиды. Но почему-то не в традиции Страны мумий, а в виде вавилонского зиккурата. В холле и на этажах впечатление стилистической размытости усугубляется. Колонны на входе стилизованы под египетские фрески, с потолка свисают таиландские фонари, и все это обрамляется арабской вязью.

И пока путешествуешь с первого этажа до вершины пирамиды, где расположен самый “козырный” местный ресторан, увенчанный огромной головой какого-то из таиландских будд, множество раз пересекаешь культурные границы то ли разных стран, то ли здравого (в нашем понимании) смысла.

Время миражей

Мир Дубая напоминает арабески. Шикарный, пестрый, малопонятный, но притягательный. Поначалу может показаться, что все это для нас, час­тых (или редких) гостей. Мол, мы для вас — все что угодно, вы только приезжайте. Но рано или поздно приходит понимание: это все сделано ДЛЯ СЕБЯ.

Дети пустыни оказались талантливыми творцами миражей. Они могут себе это позволить. И благодушно, может, даже слегка свысока, разрешают и нам побыть рядом. Едва ли замечая наше с вами присутствие в их собственных снах. 

Благодарим главу представительства DTCM в странах СНГ и Балтии Сергея Канаева за помощь в подготовке материалов.