Главная / Газета / Большая тема - Углеводородная кладовая

Взять шельфство

00:00 | 12.05.2008
Взять шельфство
Автор:

Государство само не способно наладить эффективную добычу углеводородов, но не решается отдать отрасль на откуп бизнесу

Сорок лет назад в Украине добывали около 50 млрд куб.м природного газа в год, что составляло 22% от общесоюзной добычи. Украинского газа было достаточно не только для обеспечения собственных потребностей, его поставляли также в Россию и Белоруссию. Со временем потребление газа увеличивалось, а его отечественные месторождения истощались.

По итогам 2007 г. в Украине было добыто 20,3 млрд куб.м отечественного газа, которого хватает для обеспечения 28% от потребности. В то же время специалисты в один голос говорят, что в стране есть новые месторождения природного газа и нефти, запасов которых достаточно для обеспечения потребности Украины полностью. Чтобы добраться до этих запасов, нужны миллиардные инвестиции и современные технологии, которых у государства нет.

Добыча под прессом
На прошлой неделе Национальная комиссия регулирования энергетики (НКРЭ) дала старт поэтапному повышению цены на газ для населения.

Согласно решению Комиссии, в мае газ подорожает на 5%. Кроме того, Кабинет министров рекомендует и дальше ежемесячно повышать цену на газ в тех же размерах.Прогнозируется, что, благодаря такому подорожанию, продавец этого газа, НАК “Натогаз України”, к концу года дополнительно выручит около 0,5 млрд грн. Есть надежда, что дорогой газ подтолкнет газодобывающие компании к увеличению добычи.

Отметим, что сейчас украинские газодобывающие предприятия делятся на две группы. Первую составляют государственные компании, на долю которых приходится 95% добычи газа. Вторая группа — это частные компании, газ которых продается на внутреннем рынке по свободным ценам.

Согласно действующему законодательству, все госкомпании (в которых доля государства составляет 50%+1 акция и более) вынуждены реализовывать газ НАК “Нафтогаз України” по фиксированной цене, утверждаемой НКРЭ. В свою очередь, НАК поставляет этот газ для населения и бюджетников. Общий объем газа, добываемого ГК “Укргазвидобування”, ГАО “Черноморнефтегаз” и ОАО “Укрнафта”, в 2007 г. составил 19 млрд куб.м, а на обеспечение льготников ушло 18,5 млрд куб.м.

Однако на самом деле баланс обеспечить не удается. В прошлом году “Укрнафта” газ собственной добычи (3,2 млрд куб.м) умудрялась не продавать НАК “Нафтогаз України”, а “Укргазвидобування” и “Черноморнефтегаз” из 16 млрд куб.м газа часть потребили на технологические нужды, а часть направили на промпредприятия. Таким образом, около 3 млрд куб.м газа для “льготных” потребителей пришлось замещать за счет дорогого импортного газа, а это прямые убытки НАК “Нафтогаз України”.

Определенные надежды украинские чиновники возлагали на перспективы увеличения объемов собственной добычи, за счет чего, как предполагалось, будут уменьшены импортные поставки газа. Такой оптимизм был оправдан. На протяжении последних лет наблюдался хоть и небольшой, но стабильный рост собственной добычи. Условия для таких достижений были заложены в конце 1990-х годов, когда было увеличено финансирование разведочных и буровых работ. Но поскольку газодобыча — система инертная, результаты (рост добычи) стали заметны только начиная с 2000 г. (см. “Добыча...”).

Сегодня наблюдается совершенно иная картина. Первые серьезные просчеты в отношении добывающих компаний были допущены в 2005 г., когда правительство резко увеличило налоговое давление, в частности, повысив ренту и плату за геологоразведочные работы (см. статью "Опасный диагноз", а также “Рейтинг...” ).

Как результат, компании были вынуждены свернуть часть инвестиционных программ, а уже в 2007 г. было отмечено снижение добычи в Украине. Отрицательная тенденция сохраняется и в 2008 г. — можно говорить, что ситуация ухудшается, налоговая нагрузка на НАК растет (см. статью "БЮТжжет"). Реализация всех без исключения крупных проектов в газо- и нефтедобыче приостановлена. Так как в 2006-2007 гг. налоги стремительно росли, инвестиции в газодобычу были сведены к минимуму, а значит, в ближайшие несколько лет добывающие компании ждет стагнация (см. “Эксперт — о тенденциях”).

Плюс небольшая рентабельность
Чтобы понять, в какой ситуации оказались украинские компании, следует сравнить закупочные цены на газ. Например, установленная в феврале закупочная цена на газ для “Укрнафти” составляет 199,2 грн. за 1 тыс.куб.м. И это несмотря на то, что в прошлом году закупочная цена была равна 345 грн. за 1 тыс.куб.м, а себестоимость добычи, по данным “Укрнафти”, — 370 грн. за 1 тыс.куб.м. С одной стороны, добывать газ в таких условиях экономически невыгодно, с другой — остановить разработку месторождений тоже невозможно.

При этом цена на импортный газ в текущем году составила почти $179,5 за 1 тыс.куб.м. Покупая газ за рубежом, Украина инвестирует в зарубежные газодобывающие компании. Себестоимость добычи на небольших, истощенных украинских месторождениях значительно выше, чем на крупных месторождениях Средней Азии и Сибири. Что касается других отечественных месторождений газа, то себестоимость добычи газа на них не разглашается. Официально же стоимость газа утверждается НКРЭ для каждой компании отдельно исходя из представленных ими затрат.

Структура цены газа следующая: непосредственно издержки по добыче, а также налоги, платежи и разного рода сборы. Согласно поданным в НКРЭ документам, себестоимость добычи украинского газа на суше составляет около 100 грн. за 1 тыс.куб.м, почти столько же составляют разного рода налоги.

Этот стон у нас песней зовется
Главная особенность цены на газ, установленной НКРЭ, — отсутствие инвестиционной составляющей. По мнению НКРЭ, будущие инвестиции не должны включаться в стоимость газа, также в цене не учитываются расходы по обслуживанию кредитных средств. Это дает основание газодобывающим компаниям жаловаться на то, что у них нет средств для инвестиций в геологоразведку, обустройство месторождений и их техническое перевооружение.

Показателен в этой связи возраст двух плавучих платформ “Черноморнефтегаза” — 15 и 25 лет. Разговоры о покупке современной платформы ведутся уже несколько лет, однако пока средства для этого ($0,5-1 млрд) найти не удалось.

Не лучше обстоят дела и у других компаний. НАК “Надра України” и ГК “Укр­газвидобування” не имеют оборудования для бурения глубоких скважин (до 6000 м, именно на этой глубине находятся перспективные залежи Днепро-Донецкой впадины), хотя стоимость современного бурового станка не так уж неподъемна для этих крупных компаний — около $30 млн.

Иное дело “Укрнафта”, хотя контрольный пакет ее акций находится в управлении НАК “Нафтогаз України”, однако оперативный контроль над компанией осуществляет менеджмент, близкий к миноритарным акционерам. “Укрнафта” отказывается продавать собственный газ по предложенным НКРЭ ценам и продолжает отстаивать свою правоту в судах. Тем временем газ, добываемый компанией, накапливается в государственных подземных газовых хранилищах (ПГХ), и “Укрнафта” не может его использовать. Если ей удастся доказать свою правоту в суде, она вернет себе право распоряжаться 6 млрд куб.м газа.

Заграница не поможет
Отдельно необходимо отметить провал реализации всех проектов по добыче углеводородов в Украине при участии иностранных компаний.

Это относится и к первому соглашению о разделе продукции (СРП) с компанией Vanco, и к договорам о сотрудничестве “Укргазвидобування” с компаниями Shell и Marathon. Первые два проекта стартовали еще в 2006 г., но по сей день работы не начаты. Пока все сотрудничество с Sell и Marathon ограничивается разработкой программ, которые до сих пор не утверждены.

Украинские чиновники не спешат пускать в ход проекты по добыче, более того, всячески пытаются затягивать начало работ. Ярким примером может служить ситуация, в которой оказалась компания Vanco, ровно два года назад победившая на конкурсе по разработке Прикерченского участка Черноморского шельфа.

С начала работ по подготовке конкурса в 2005 г. уже сменилось пять правительств, и компании приходилось работать с каждым составом с чистого листа. Специальное разрешение на разведку и добычу нефти и газа №3183 американцам выдали только 5 декабря 2007 г. Спустя пять месяцев, 25 апреля 2008 г., министр охраны окружающей природной среды Георгий Филипчук аннулировал его на том основании, что условия выдачи не соответствуют постановлению Кабмина №273 от 27.02.08 г. Оказалось, что у Минохранприроды длинный перечень претензий к Vanco.

Как сообщил БИЗНЕСу глава пресс-службы природоохранного ведомства Владимир Гаптар, подписанное с Vanco соглашение дает американцам возможность переуступить право добычи другой компании и таким образом уклониться от выполнения своих обязательств. “Сейчас мы готовим полный перечень претензий и отошлем его послу США и в компанию Vanco. Мы защищаем интересы Украины. На ее шельфе, и это нормально. В конце концов никого не удивляет появление американского военного флота в любой точке мира для защиты своих интересов”, — сказал Владимир Гаптар (судя по заявлению г-на Гаптара, в Минохранприроды ожидают появления кораблей американского флота возле побережья Крыма.Ред.) Пока же, по информации БИЗНЕСа, американцы приступают к обжалованию действий украинского правительства в Международном суде.

Пока стагнация украинской газодобычи проходит без особенных последствий только благодаря благоприятным погодным условиям. Именно из-за мягкой зимы потребление газа в Украине в 2007 г., по сравнению с 2006 г., сократилось на 5,5% (на 4,1 млрд куб.м) — до 69,8 млрд куб.м (см. статью "Газ и мат").

Эксперты, опрошенные БИЗНЕСом, сошлись во мнении, что увеличение добычи газа и нефти в Украине невозможно без выполнения трех условий. Во-первых, следует ослабить налоговое давление на предприятия отрасли. Во-вторых, надо отказаться от практики использования заниженной цены на газ для населения и теплокоммунэнерго. И наконец, в-третьих, приватизировать государственные добывающие компании.

Пока же государственная политика в сфере добычи энергоносителей неэффективна. Главная причина заключается в том, что ежегодно сменяющие друг друга правительства преследуют сиюминутные цели, для которых требуются средства, мобилизуемые за счет усиления налогового давления на предприятия нефтегазодобычи. Кроме того, существование особой, заниженной, цены на природный газ создает условия для злоупотреблений, чем пользуются частные компании, прикрываясь связями в правительстве.

Директор — о неизбежности приватизации

Тимофей Каунов (45),
генеральный директор Полтавской газонефтяной компании (г.Полтава; с 1994 г.; 323 чел.):

— Государственные компании анонсировали много громких проектов совместной с западными компаниями добычи нефти и газа. Результат — нулевой. И будет нулевым, пока государство не примет стратегическое решение приватизировать этот сектор. До тех пор, пока государство будет оставлять за собой контроль за разведкой и добычей углеводородов, никакого прироста запасов и роста добычи не будет.

Если приватизация нефтегазодобывающей отрасли станет приоритетом для государства, будет обеспечен прирост запасов и рост добычи. Все эти компании “Укрнафта” и “Укргазвидобування” надо приватизировать. Если бы их сейчас выставили на продажу, развернулась бы серьезная борьба.

После приватизации за государством останется контроль за рациональным использованием недр. Судья не должен забивать голы, его функция — ходить со свистком.

Эксперт — о тенденциях

Владимир Сапрыкин (52),
директор энергетических программ Центра экономических и политических исследований им.Разумкова:

— У тревожной тенденции снижения добычи газа и нефти в Украине есть две главные причины: увеличивающиеся каждый год налоги на предприятия отрасли и низкие цены на газ украинской добычи. Из-за этого добывающие компании поставлены на грань выживания.

Но даже если государство решит эти вопросы, реальный результат — увеличение добычи — проявится только через несколько лет. Это связано с тем, что технологический процесс в нефтегазодобыче (исследования и разведка, затем бурение) — дело не быстрое.

Следующая группа проблем — значительная стоимость работ и сложные технологии добычи, что обусловлено непростыми геологическими условиями залегания углеводородов в Украине. И здесь вряд ли удастся обойтись без сотрудничества с ведущими мировыми добывающими компаниями. А для того чтобы их привлечь, опять же потребуется ослабить налоговое давление и отказаться от практики использования заниженной цены на газ для населения и теплокоммунэнерго.

Депутат — о льготах для добытчиков

Игорь Палица (35),
народный депутат, бывший глава правления ОАО “Укрнафта”:

— Национальных добытчиков заставляют продавать газ по цене, вдвое меньшей себестоимости добычи. Далее НАК “Нафтогаз України” продает газ населению по цене, которая в 1,5 раза выше, чем себестоимость. Последствия — прибыль оседает в НАК, и эти средства идут на расчеты с “Газпромом” и другими иностранными кредиторами, в то время как собственная добыча работает со значительными убытками.

Компании не имеют возможности ни увеличивать добычу, ни даже поддерживать ее на нынешнем уровне. Аналогичная ситуация и с добычей нефти. За последние семь лет рентные платежи на ее добычу увеличились почти в 100 раз. А цена на нефть — всего в 4 раза. Налоговая нагрузка на добычу нефти у нас в 3 раза выше, чем в России, и в 2,5 раза выше, чем в Казахстане.