Главная / Газета / Рынок бизнес-образования

Портфельные инвестиции

00:00 | 19.12.2011
Портфельные инвестиции
Автор:

В первом сентябрьском номере БИЗНЕС уже интересовался (см. статью "Степеньдиаты") планами отечественных бизнес-школ на ближайший набор. Теперь же мы решили скорректировать свои предыдущие прогнозы, заглянув на образовательную “кухню” в зимний период.

Времена года

Безусловно, именно осенью большинство людей привыкли открывать “сезон охоты за знаниями”. Традиция осеннего набора закладывается системой отечественного образования — школой, институтом, а позднее — и работой, активность которой тоже повышается именно в сентябре-октябре. Справедливо и то, что и бизнес-школы тоже зачастую проводят новые наборы на программы МВА именно с началом осени.

“Все-таки абитуриенты больше ориентируются на осень. Скорее всего, это обусловлено менталитетом — в Украине привычнее идти в школу осенью, а зимой — готовиться к Новому году”, — соглашается Екатерина Гридина-Бут, руководитель проектов компании MBA Strategy (г.Киев; услуги по подготовке к поступлению в иностранные бизнес-школы; с 2003 г.; 27 чел.).

Однако, по заверениям некоторых экспертов, зимний сезон тоже отлично подходит для начала обучения. “Наблюдая общие тенденции, могу сказать, что большинство школ действительно ориентируются на начало осени. Особенно западные бизнес-школы, которые меньше зависят от уровня деловой активности, ведь их программы предполагают полную концентрацию внимания на обучении (отрыв от работы на два года)”, — поясняет Александра Мокий, заместитель декана бизнес-школы Львовского института менеджмента (бизнес-образование и консалтинг; с 1990 г.; 100 чел.).

Однако зимой, по ее словам, несмотря на праздничный период, обучению уделяется намного больше внимания, и результативность его в украинских реалиях выше. Впрочем, значительную роль здесь играет специфика программ бизнес-школы.

“Если специализированные программы ориентированы на определенные сегменты бизнеса — легкую промышленность, сельское хозяйство, то это будет влиять на сезонность программы. Если не учесть сезонности отдельных отраслей, продуктивность обучения будет снижаться, что, конечно, является минусом”, — предупреждает эксперт.

В бизнес-школе МИМ-Киев (Международный институт менеджмента; г.Киев; с 1989 г.; более 60 чел.) учащихся на программу МВА набирают осенью.

“Но в соответствии с международными стандартами занятия начинаются в январе. Эта традиция МИМ-Киев связана с тем, что соучредителем нашей бизнес-школы в 1989 г. выступил Международный институт менеджмента Женевы (Швейцария)”, — рассказывает Ирина Тихомирова, президент бизнес-школы МИМ-Киев. В то же время занятия на новых двухгодичных программах школы — “МВА в медицинском бизнесе” и “МВА в ІТ-менеджменте” — начинаются осенью.

Что касается программ PMD (мини-МВА в области маркетинга, управления финансами, управления персоналом и организационного развития), то набор на них происходит традиционно дважды в год — осенью и весной. Время в данном случае не влияет ни на содержание программ, ни на их формат, однако интенсивность набора отличается.

“Осенью, в начале деловой активности, набор на программы происходит более интенсивно, так как это традиционное время начала учебного процесса в нашей стране”, — поясняет г-жа Тихомирова. Разница между количеством аппликантов программ, которые начинаются осенью и весной, по словам эксперта, составляет приблизительно 20%.

Две программы МВА бизнес-школы МИБ-Украина (Международный институт бизнеса; г.Киев; с 1993 г.; более 200 чел.) начинаются в разное время: Executive MBA (программа для владельцев бизнеса и топ-менеджеров, проводится на русском языке) — осенью, а International MBA (для менеджеров крупных компаний, в том числе международных, совместная программа МИБ и канадского Университета Нью-Брансвик, обучение на английском языке) — весной.

Форматы их не отличаются — обе программы проводятся в модульном формате: модули проходят раз в месяц и длятся по 5 дней (со среды по воскресенье). То есть слушатель программы “отрывается” от работы всего на три рабочих дня в месяц.

“Как ни странно, мы заметили, что в осеннем наборе — в период, который у каждого человека ассоциируется с началом учебы, — всегда на несколько человек меньше, чем в весеннем. Возможно, эта тенденция обусловлена тем, что человек с пробуждением природы начинает мечтать о новых свершениях, новых горизонтах и успехах. И делает шаг навстречу самореализации — приходит на МВА”, — предполагает Александр Верещак, вице-президент бизнес-школы МИБ-Украина.

Ловить момент

Что касается наиболее подходящего времени для вывода новых программ, то единого мнения у экспертов нет. Например, г-жа Тихомирова считает, что новые программы предпочтительнее открывать осенью, поскольку менеджерам привычнее и легче принимать решения об обучении в начале активной бизнес-деятельности (по окончании периода летних отпусков).

Подготовка же к открытию новых программ начинается весной, чтобы дать возможность потенциальным участникам ознакомиться с содержанием программы, посетить бизнес-школу и пообщаться с преподавателями.

В бизнес-школе Львовского института менеджмента придерживаются иной позиции. “Декабрьский набор позволяет приспосабливать “образовательные” бюджеты компаний к управленческим инновациям, которые будут внедряться на протяжении года. Соответственно, интерес собственников к МВА-программам повышается. Поэтому у нас в этом году на декабрьский набор намечен вывод новой программы Owner/President Executive MBA, ориентированной на управленцев высшего уровня, которые руководят компаниями с объемами годовой реализации, превышающими 10 млн грн.”, — говорит г-жа Мокий.

“Создание новой программы — длительный процесс. Необходимо отдавать себе отчет в том, каковы реальные цели создания новой программы. Легче всего заменить в программе пару-тройку модулей: вместо, например, курса “Маркетинг и менеджмент” предложить “Маркетинг в энергетике” и назвать всю программу “МВА в энергетике”. Особенно это легко сделать, когда нет жестких обязательств перед партнерами и международными организациями относительно целостности и сквозной логики МВА-программы. В таком случае можно открывать “программы МВА” хоть каждый месяц в соответствии с модой на рынке. МИБ в этом смысле консервативная бизнес-школа. Мы тщательно, даже скрупулезно, рассматриваем и новых корпоративных партнеров, и предложения о создании новых программ”, — высказывает свою точку зрения г-н Верещак.

ВладимирПавелко, директор МВА-программ Киево-Могилянской бизнес-школы (kmbs; г.Киев; с 1999 г.; более 50 чел.), отмечает, что бизнес-образование — это, в принципе, очень динамичная сфера деятельности, поэтому изменения в ней происходят постоянно, независимо от времени года.

“Если говорить об МВА-программах, то у нас в kmbs нет двух одинаковых программ при последовательных наборах. Можно говорить об их обновлении, как минимум, на 10%. Конечно, есть стержневые вещи, которые не меняются, но есть и такие, которые существенно зависят от внешней среды и должны в соответствии с ней модифицироваться”, — поясняет он.

Примером, по его словам, могут служить обновления мировых программ МВА после 2008 г. Речь идет о появлении дисциплин, связанных с философскими и культурными аспектами ведения бизнеса: стратегическими идеями, системным и рефлексивным мышлением, корпоративной и социальной ответственностью и т.д.

{{cut}}

Будущее не за горами

Говоря о более близких перспективах, Елена Яковлева, декан Школы бизнеса КИБИТ (Киевский институт бизнеса и технологий; г.Киев; с 2004 г.; более 20 чел.), напоминает, что, по ожиданиям экспертов рейтингового агентства Fitch (г.Нью-Йорк, США; с 1913 г.), кризис с различной степенью интенсивности продолжится на протяжении 2012 г., а возможно, и еще дольше — до тех пор, пока в еврозоне не начнется полноценное восстановление экономики.

“Это говорит о том, что кризис не отступил и время для успокоения не наступило. Сейчас уже понятно, что позиция “выждать” — это позиция поражения. Опыт развитых стран показывает, что для высокоэффективного управленца в таких ситуациях имеющихся связей и опыта работы в определенной отрасли уже недостаточно”, — предупреждает г-жа Яковлева.

По ее словам, именно системный подход к ведению бизнеса позволит выйти из кризиса без потерь и даже с прибылью. Поэтому системность, умение творчески мыслить, понимать ситуацию и в среднесрочной, и в отдаленной перспективе, использовать нестандартные решения — вот актуальные требования к современным МВА-программам.

Что касается цен на обучение в бизнес-школах, эксперты пока не прогнозируют их существенного роста зимой 2011-2012 гг. В бизнес-школе Львовского института менеджмента при определении цены намерены учитывать показатель инфляции и рыночные тенденции. Те же намерения высказывают и в бизнес-школе МИМ-Киев.

“В 2010-2011 гг. мы были вынуждены увеличить плату за обучение по всем программам в связи с введением НДС на образовательные услуги бизнес-школ, предусмотренным Налоговым кодексом. В 2012 г. повышение цен будет несущественным, как правило, близким к уровню инфляции”, — поясняет г-жа Тихомирова.

В kmbs изменять цены на основные продукты, по словам г-на Павелко, в 2012 г. не планируют. Деятельность бизнес-школы в этот период будет фокусироваться на двух направлениях: во-первых, на “шлифовании” уже существующих программ, а во-вторых, на разработке новых проектов в партнерстве с некоторыми европейскими и американскими учреждениями.

В бизнес-школе МИБ-Украина нынешнюю цену на весеннюю программу МВА считают обоснованной и логичной, поэтому повышать ее в 2012 г. не планируют. Но в качестве нововведений весны 2012 г. г-н Верещак отмечает полный переход на преподавание предметов на английском языке (ранее 45% курсов читались на русском) в программе International MBA.

Стремление к англоязычному преподаванию, по мнению экспертов рынка бизнес-образования, является положительным сдвигом, сигнализирующим о повышении общего уровня оте­чественного бизнес-обучения. Равно как и об аккредитации отечественных программ в ведущих международных ассоциациях, в частности в глобальной Ассоциации MBA (АМВА — международный независимый орган контроля качества МВА-программ; Великобритания). 

машина времени

Новый формат

Свою попытку предсказать будущее МВА-программ не так давно сделали профессор Бодо Б. Шлегельмильх, декан the WU Executive Academy, заведующий кафедрой международного маркетинга и менеджмента в WU Vienna (г.Вена, Австрия; с 1898 г.), и профессор Ховард Томас, декан бизнес-школы the Lee Kong Chian School of Business (LKCSB; Сингапур; с 2000 г.), заведующий кафедрой стратегического менеджмента.

По их мнению, в 2020 г. программы МВА все еще будут существовать, однако содержание их, вероятно, станет более сложным. В частности, перед бизнес-школами будет стоять задача не только обеспечить фундаментальное бизнес-образование, но и внедрить ценности, единые для всех цивилизованных стран и разделяемые всеми звеньями менеджмента.

По словам экспертов, это намного сложнее, чем обучить бизнесмена, управленца определенной технической компетенции. Кроме того, более прочной должна стать и связь программы МВА с практическими потребностями. Также методы преподавания будут подвержены влиянию технологий: студентам, которые одновременно работают и учатся, будет необходим удаленный доступ к учебным материалам.

Поэтому имеющиеся дистанционные форматы обучения, видеоконференции и т.д. являются началом серьезных перемен в бизнес-образовании, от которых не отстают и украинские бизнес-школы. При этом господа Шлегельмильх и Томас убеждены, что и традиционная очная форма обучения не может быть полностью заменена дистанционными форматами, поскольку эмоциональные связи, потребность в совместных проектах, непосредственном общении с коллегами и преподавателями по-прежнему очень важны.

как у них

Русский стандарт

В сентябре 2011 г. кадровое агентство “Контакт” (г.Москва, РФ; поиск персонала высшего и среднего звеньев) провело среди топ-менеджеров исследование с целью узнать уровень образования российских управленцев. Участие в опросе приняли 100 топ-менеджеров, 64 из которых — представители российских компаний, остальные — сотрудники иностранных фирм.

Результаты таковы:

  • более 70% респондентов получили высшее образование: около 45% опрошенных — одно, еще примерно четверть респондентов — два;
  • 16% топ-менеджеров выбрали сочетание “высшее образование + МВА”;
  • 5% управленцев дополнили высшее образование курсами профессиональной переподготовки;
  • около 5% получили высшее профессиональное образование и окончили аспирантский курс;
  • 4% имеют два диплома о высшем образовании + курс бизнес-школы.