Главная / Кейсы

Фондовый рынок мертв. Миф?

14:40 | 29.09.2017
Фондовый рынок мертв. Миф?
Автор:
Бытует мнение, что нет в Украине фондового рынка. Так говорят многие: профессионалы и студенты, эксперты. Вот не так давно и глава Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) Тимур Хромаев высказался: рынок — 26-летний фантом, потому что «все процессы на нем серые». Для торговцев «мусором» на миллиарды, по его словам, предусмотрен штраф порядка 100 тыс грн. Да и  выполнение судебных решений в Украине та еще рулетка: порядка 85% в стране не выполняется, а судиться можно годами. А регулятор (НКЦБФР), заявляет, что порядок навести не получается — в законодательстве брешь: к ответственности нарушителей привлекать не может, система финансовых санкций не работает.

Ну а что касается самого рынка, то свою основную функцию — привлечение инвестиций, он не выполняет. "Иностранные инвесторы начали стремительно выводили свой капитал: в 2014 – 4,37 млрд грн, 2015 – 22,78 млрд грн, а в 2016 – 84, 88 млрд грн" — говорит  Татьяна Майорова, завкафедрой инвестиционной деятельности "Киевского национального экономического университета им. В. Гетьмана". Зато рынок работает на финансирование дефицита госбюджета: наибольший объем торгов по финансовым инструментам зафиксирован с гособлигациями — 98% (согласно данным НКЦБФР за август).

Так «жив» ли рынок ценных бумаг в Украине? Или, может, мы вообще еще «не доросли» до него? И стоит ли ожидать улучшение?

Да, у всех участников рынка свои «краски и мольберты». И «серого цвета» достаточно. Но если серьезно, то в таких спорах нужно изначально уточнять: какого рынка нет — первичного или вторичного? Говоря об отсутствии рынка, о его структуре почти не вспоминают. Вместе с тем регистрируются эмиссии разных ценных бумаг. Комиссия пишет отчеты. Депозитарно-учетная инфраструктура постоянно звенит. Госбумаги до погашения — тоже бумаги как бы «ценные» и по букве закона, и по содержанию.
Первичный фондовый рынок был и остается «точкой отсчета», стартом. И в отчетах НКЦБФР постоянно актуализируется сопоставление объемов зарегистрированных эмиссий и объемов ВВП, которые воспринимаются как информационные эйсы (термин из тенниса — подача мяча на вылет). Но после подачи-старта все никак не начинается разгон, биржевой рынок так и не вышел за пределы «frontier-market».
Основа финансовых инвестиций— вторичный сегмент рынка паевых ценных бумаг, акций в первую очередь. А тут чуть ли не коллапс — в 2016-м только 8,1 % акций допущены к биржевым торгам (из отчета НКЦБФР). И потому доля бумаг в свободном обращении очень низкая.
Действительно, главная проблема — непубличность эмитентов. У нас, как у Фауста Гете: «быть честным — быть одним из 10 тысяч». Как оценить порог доступа на рынок инвестиций? Где массовый неквалифицированный инвестор из сектора домохозяйств? Затраты на допуск к рынку часто чрезмерные, искусственные. Они приносят больше выгоды тем, кто их формирует, а не инвесторам. «Договорные» правила инвестирования часто «захлестывают» легальные нормы бизнес-поведения. Наш фондовый рынок — это рынок контроля, в частности корпоративного. И приватизация дала «выхлоп» рынка контроля, а не рынка инвестиций. Она, как и другие госпрограммы, не запустила рынок инвестиций. Потому что «таке сіре як вовк, тільки хвостик як шило».
Вопросы финансовой стабильности первичны для развития всех рынков, а фондовый рынок отражает потребности экономики. Есть учебная ретро-история: у многих в сейфе хранится перевязанная пачка ценных бумаг, и самое ценное в ней – шнурок, связывающий бумаги. Видимо, «душа бизнеса» истрепыхалась в объятиях конкурентной и государственной «веревки».
Пора меняться, системно. Прекратить спекулировать, что нет фондового рынка. Разве рыночная экономика де-факто есть? Какой рынок сейчас соответствует тому, каким мы хотим его видеть? Фондовый рынок есть. Но как трехколесный велосипед на соревнованиях «Tour de France». Педалей тут (инвесторов) меньше, чем колес (инвестпредложений). Главное – едем.
Владимир Корнеев
Эксперт CMD-Ukraine, доктор экономических наук
Рынок, конечно же, жив. Работает его инфраструктура, и несмотря на то, что на рынке постоянно кричат, что у нас нет инструментов — это неправда. Сейчас обращаются облигации десятка крупных банков, лизинговых компаний. Довольно живенький сегмент облигаций промышленных компаний. Другое дело, что рынок акций сейчас ужался до минимума, но для страны, потерявшей 25% ВВП, это нормально. Нам следует ожидать восстановления активности на данном рынке и, конечно, она начнется с облигаций — экономика растет, растут доходы населения (хоть и слабо). Это оживляет спрос. Только в первой половине сентября у нас было больше 5 встреч с потенциальными эмитентами.
Если ситуация будет оставаться стабильной, то активность на рынке облигаций вырастет до конца года до заметных параметров.
Виталий Шапран
Член Украинского общества финансовых аналитиков
Фондовый рынок отличается тем, что инвесторы здесь не могут ожидать гарантированного дохода от своих вложений. Мы имеем движение как вверх, так и вниз, и государство или успешные компании по управлению активами не должны покрывать риски от убытков от горе-управляющих других КУА.

С другой стороны, этот рынок не выполняет в Украине основных функций —  направление инвестиций в развитие экономики и перераспределение средств между секторами. Для украинцев он так и не стал инструментом сохранения и приумножения пенсионных накоплений. В развитых странах люди активно вкладывают сбережения в паевые и долговые ценные бумаги. У нас же скорее отнесут деньги в банк. Объяснить это просто — пенсионная реформа не реализована, а свободных денег у населения нет. Но даже если бы и были, то вкладывать их на фондовом рынке некуда. Замкнутый круг. Нужны новые эмитенты, четкое регулирование, чтобы население вкладывало в украинские акции, а не рисковало на рынке нерегулируемых биткойнов.
Юрий Прозоров
Глава Центра развития рыночной экономики «CMD-Ukraine»
В Украине существует две основные фондовые площадки: ПФТС и "Украинская Биржа". В рамках первой основной объем торгов приходится на облигации внутреннего госзайма. За последние 9 месяце суммарный оборот биржи составил порядка 48,8 млрд грн, из них 42 млрд — облигации, 2,9 млрд — акции, 1,9 млрд — облигации компаний. По второй площадке суммарный оборот за этот же период — порядка 3,6 млрд грн. Основное отличие в отсутствии облигаций на второй, но при этом тут можно отметить доступность форвардных контрактов на гривню и различные сырьевые активы. Исходя из этого, общая цифра объемов торгов на данный момент крайне скудная. С учетом состояния нашей экономики размер фондового рынка должен быть больше раз в десять.
Недоверие клиентов к фондовому рынку — не единственная причина. По большей мере он более чем хорошо урегулирован. Дело и в незнании инвесторов, как на фондовом рынке заработать. Отчасти поэтому инвесторы не заинтересованы в таком сложном инструменте инвестирования.
Но в целом фондовый рынок более чем интересен для инвесторов. При его развитом состоянии инвестор получает инструмент, а эмитент этих бумаг — дополнительное финансирование. В таком случае он является площадкой для привлечения инвестиций или денег. Со времен распада СССР мы не знали, что такое фондовый рынок и особо хорошо обходились без него. Таким образом, мы не замечаем его положительные стороны. Эмитенты, заинтересованные в привлечении дополнительных инвестиций, просто едут в Польшу или Великобританию и выпускают акции для их инвесторов. Так сделали большинство крупных украинских компаний.
Максим Пархоменко
Аналитик Альпари