Главная / Кейсы

«Украинский предприниматель — это человек с идеей, но без знания, что с ней делать», — Вячеслав Климов, совладелец «Нова пошта»

15:30 | 08.06.2017
«Украинский предприниматель — это человек с идеей, но без знания, что с ней делать», — Вячеслав Климов, совладелец «Нова пошта»
Автор:
Бизнес должен решать чью-то проблему. Кажется, эту прописную истину сегодня знает даже школьник. Иногда компания настолько хорошо “решает”, что услугу или товар называют по имени бренда, который ее олицетворяет. Это история про ксерокс, колу, памперсы и еще много брендов. В некоторой мере это и про «Нова пошта». Мало кому приходит в голову выбрать иной способ доставки, особенно, когда ближайшее отделение можно найти уже с закрытыми глазами.

Самое интересное и важное в разговорах с топовыми предпринимателями для меня — понять, что “так” было не всегда, более того — и сейчас есть сложности и вызовы. Это дает не только вдохновение и веру в себя тем, кто в начале своего пути. Но и понимание, что нужно меняться, учиться и никогда не останавливаться. За час беседы с Вячеславом Климовым мы успели обсудить, что не так с украинскими предпринимателями, чем опасен стремительный рост для «Нова пошта», поговорили про земельную реформу и налог на выведенный капитал. А также — про деятельность СУП (Союза украинских предпринимателей), который возглавляет Вячеслав.

 Как история не знает сослагательного наклонения, настоящий бизнесмен не знает смысла фразы “если бы”. Во время разговора я в очередной раз убедилась в этом умозаключении. И вы убедитесь.

Дальше — прямая речь.

О сложностях и возможностях украинского бизнеса

Грандиозная проблема украинского бизнеса сейчас — это не только и не столько налоговая система или коррупция. Самая большая сложность в том, что бизнес в нашей стране имеет очень низкие компетенции. Украинские бизнесмены — отважные, энергичные люди, у которых есть предпринимательская идея, но нет знаний, что с этой идеей делать. И в этом вся проблема. Термин «эффективность бизнеса» практически нигде не используется. Я не могу согласиться с тезисом, что украинский бизнес не может платить налоги и поэтому находится в тени. Есть огромное количество стран с более высокими или такими же налогами.

Китайский или американский производитель в десятки раз более эффективен, чем производитель в Украине. Потому что нам не хватает знаний. Одну и ту же ручку китайское предприятие произведет за десять центов за счет автоматизации, роботизации, совершенных операционных процессов, а украинское — за пять долларов. Соответственно, никаких шансов продать эту ручку на мировом рынке у нас нет.

В этом нет ничего удивительного. Украине как государству капиталистической экономики чуть больше двадцати пяти лет. И мы по определению отстаем от европейских стран, которые живут в условиях капитализма сотни лет.

Это сотни лет опыта, банкротств, подъемов, успехов, неудач. Сотни лет опыта.

 У нас банально совсем не было времени научиться. Я вообще думаю, что в первое десятилетие независимости Украину нельзя было назвать страной с рыночной экономикой. Также у нас слишком много барьеров, которые мешали и мешают приобрести нужные знания. Появился запрос на обучение, начали создаваться бизнес-школы. Но они по-прежнему достаточно невысокого качества. Очень мало украинских предпринимателей свободно владеет английским языком, что мешает им почерпнуть знания из огромной базы знаний, например, в том же интернете.

Но растущий рынок, кроме сложностей, дает очень много возможностей. Таких экономик, как наша, не так уж много в мире. Рынок экспресс-доставки у нас растет на двузначную цифру ежегодно. По разным оценкам, это 20-25% в год. И я абсолютно уверен, что индустрий с таким темпом роста в Украине немало. Второй плюс — по-прежнему очень низкий уровень конкуренции.

Те бизнесы, которые думают, что на их рынках напряженная конкуренция, очень сильно ошибаются.

Высокая конкуренция есть, допустим, на рынке США во всех индустриях. У нас — нет. И это, безусловно, шанс для нас. Как это ни странно, выгоден здесь даже внешний фактор. Да, очень плохая новость, что пока к нам не торопятся западные инвесторы. Но мы же понимаем: пока они сюда не едут, есть возможность окрепнуть украинским бизнесам. Даже обвал курса гривны по отношению к доллару создал огромные возможности для производства. Потому что впервые в прошлом году себестоимость украинского товара могла сравниваться с производством в Китае. И очень многие производства при том уровне гривны к доллару начали активно развиваться.

Очень быстро сейчас растут и будут расти все бизнесы, связанные с e-commerce. В том числе и мы, потому что мы являемся инфраструктурой для e-commerce. Будет меняться ландшафт финансовых услуг. То, что произошло за последние два года с традиционными банками, дает шанс финтехкомпаниям и сервисам. Особенно направленным на конечного потребителя. Здесь по-прежнему можно открывать новые бизнесы, стартовать. Посмотрите на то, как активно стартовал Uber. Все в сфере обслуживания, начиная сервисами такси и заканчивая ресторанным бизнесом, который точно сейчас переживает расцвет, будет развиваться.

Отдельные высокие шансы у производства. Активно развивается практически любой аграрный бизнес. И если в производстве зерновых уже есть какие-то монстры, с которыми может быть сложно соперничать, то такие направления сельского хозяйства, как фермерские продукты, рождают ниши, практически каждый день, в которые можно заходить.

О власти и бизнесе

Попытки власти контролировать бизнес вполне понятны и логичны. Недавно мы это прочувствовали в истории с национальным оператором.

Причина таких историй кроется в том, что государство пытается играть две несоединимые роли. Во-первых, регулятора, во-вторых — владельца какого-то актива. Например, в Украине сложно представить, что появится новый игрок и решит построить железную дорогу, а государство, которое, с одной стороны — регулятор, а с другой — монополист, будет играть по-честному. Вопрос приватизации государством предприятий очень важен.

Государство не должно владеть медициной, образованием, дорогами. Его задача — заниматься обеспечением правосудия, охраной границ, предоставлением исключительно административных сервисов.

Прежде всего, власть должна понять, что бизнес — это единственная сила, которая обеспечит прогресс и развитие Украины. Если у нас не будет сильного бизнеса, который создаст рабочие места и заплатит налоги, мы не сможем сами себя защищать. Мы сколько угодно долго будем пользоваться внешней помощью, только наращивая долги. Бизнес — это единственная, кроме граждан Украины, сила, которая платит налоги, наполняет бюджет. Поэтому государству нужно сформировать позицию по отношению к предпринимателям. Эта позиция может быть, на мой взгляд, только одна: Украина должна стать бизнес-ориентированным государством. Не социально-ориентированным государством, а бизнес-ориентированным. Бизнес сам все сделает: сам поднимет, разовьет, сделает богатой эту страну.


Что такое СУП, зачем он бизнесу и что делает

Возможность влияния на власть и принятие решений, а также работа по повышению компетенций украинского бизнеса легли в основу деятельности СУП (Союза украинских предпринимателей).

В Украине бизнес-объединений не так уж много, по сравнению, например, с европейскими государствами или США. Когда будущие создатели СУП анализировали действующие бизнес-объединения, то пришли к выводу, что при достаточном их количестве есть определенные цели, которые эти ассоциации преследуют. И при всем этом богатстве целей, нет ярко выраженной силы, которая отражала бы интересы, назовем это, чистого украинского бизнеса. Есть наши коллеги из EBA и AmCham, которые в основном отстаивают интересы западных инвесторов и западного бизнеса здесь. Есть другого рода бизнес-объединения, которые отражают интересы олигархических групп. Или являются такими объединениями «красных директоров». Это не бизнес, если по-честному.

И мы задавали себе вопрос: «А кто отражает интересы таких предпринимателей, как, например, «Нова пошта»? Такого сегмента предпринимательства?» Мы поняли, что такой силы нет.

Мы создали объединение компаний, для которых государство не является клиентом. Для которых бюджет не является источником дохода. Которые не созданы с помощью приватизации.

Безусловно, приватизация — это огромная часть любых реформ во всех странах. Но будем честны. Что такое приватизация? Это использование актива, который создан не тобой. Компании, которые объединены в СУП, всегда рассчитывали только на себя. Это крепкие компании и мощные бизнесы. Когда мы в 2016 году в первый раз посчитали, сколько вместе заплатили налогов, то вышло более пяти миллиардов гривен.

Ядро сильных становится локомотивом, к которому могут прицепиться маленькие вагончики из малого и среднего бизнеса Украины. У кого при наличии десяти сотрудников практически нет шансов повлиять, например, на создание какого-либо отраслевого законопроекта. А присоединившись к СУП, ты получаешь такую возможность. По сути, визитка или логотип СУП открывает двери. И любой член СУП может участвовать, например, в работе Комитета по электронной коммерции наравне с лидером рынка – Rozetka.ua.

Власть достаточно быстро разглядела и услышала о СУП. На сегодняшний день у нас нет проблем с тем, что с нами не общаются, или мы сталкиваемся с закрытыми дверями. Я как Президент Союза вхожу также и в состав Национального совета реформ. И раз в несколько месяцев оказываюсь за одним столом с Президентом, министрами и другими представителями бизнес-ассоциаций. Могу высказаться по любому вопросу, который рассматривается на заседании совета. Точно так же, достаточно открыто, ведут себя все министерства. Наиболее открытые к общению — Министерство экономического развития, Министерство юстиции. То есть, у нас сейчас нет проблемы с тем, что с нами не разговаривают.

Другой вопрос, что можно слушать, а нужно — слышать. И этот момент в отношении с властью пока оставляет желать лучшего.

Одно дело — говорить за одним столом, другое — выполнять то, о чем мы говорим. Здесь уже вступают в игру огромные клубки политических интересов. А что касается общения с политиками, мы постоянно обсуждаем этот вопрос в рамках СУП. Наша позиция следующая: мы не присоединяемся к каким-либо политическим проектам. Но понимаем, что в демократической системе управления государством единственный способ влияния — через голоса в Парламенте, через Кабинет министров. Соответственно, мы будем общаться и просить помощи у тех политиков, которые будут оказывать поддержку бизнесу.

Сейчас в рамках СУП работаем в нескольких направлениях. СУП делает гигантский объем работы для повышения компетенций украинского бизнеса. Мы проводим множество ивентов, ездим в регионы, встречаемся с украинскими предпринимателями, которым привозим кейсы успешных компаний-членов. Украинскому бизнесу нужно заниматься собой. Нужно учиться, становиться сильнее, и у него будут все шансы, чтобы конкурировать на внешней арене.

Очень важна наша законотворческая деятельность. Мы принимаем активное участие в создании законопроектов, связанных с налогом на выведенный капитал.
Этот налог является альтернативой существующему налогу на прибыль. В чем проблема этого налога: чтобы минимизировать его, предприятия всячески стремятся эту прибыль не показать или снизить. Вторая проблема — любой налог, даже налог на прибыль — это извлечение ресурса из компании. Деньги для компании — это ресурс. И, даже если с самыми благими намерениями, этот ресурс извлекается из компании — это плохо для бизнеса. Альтернатива — налог на выведенный капитал. Его суть в следующем: независимо от того, сколько компания заработала, она может оставить эту прибыль внутри компании, пустить ее на реинвестирование. И налог она заплатит только из тех денег, которые акционеры возьмут себе в виде дивидендов. По нашему мнению, это даст достаточно серьезный инвестиционный ресурс.

Прелесть законопроекта в том, что особых противников у него не будет. Потому что бюджет ничего от него не теряет. Компании стараются минимизировать налог на прибыль и, в принципе, он во многом стал фикцией.

Поддержка земельной реформы — вторая важная задача. Но она требует не только законодательных решений, а еще и разъяснительной работы. В этой теме много популизма, разного рода инсинуаций, введения в заблуждение граждан Украины. Идея же реформы очень простая. Собственник должен иметь право полностью распоряжаться активом, который ему принадлежит. Будь то земля или недвижимость. Только тогда владение становится полноценным. Поэтому здесь все будет гораздо сложнее. Идет очень большая дискуссия, есть разного рода видения. Есть видение реформы от Кабинета министров, есть — от реформаторских кругов, есть требования МВФ. Мы выступаем за полноценную земельную реформу, без всяких заменителей и суррогатов.

То, что требования МВФ касательно завершения земельной реформы в какой-то мере давят на правительство, еще не значит, что земельная реформа Украине не нужна. Как раз наоборот, цель этих требований вполне экономически обоснована, поскольку может решить сразу две задачи. Первая – это привлечение страну инвестиций, вторая – устранение коррупции в земельных отношениях. Как и в любой другой сфере экономики, ограничения типа вечного украинского моратория на продажу земли, являются безграничным полем деятельности для нечистых на руку чиновников. Поэтому считаю, что прозрачная реформа земельных отношений Украине действительно необходима, ее нужно обсуждать со всеми гражданами. Присутствие международных институций только на пользу, поскольку они являются дополнительной парой глаз, которые наблюдают за действиями правительства.

Для рынка земли очень важен вопрос наполнения Государственного земельного кадастра. Большая часть государственных земель в нём отсутствует, еще по части уже внесенных в кадастр земель есть разного рода ошибки. Однако решение этих проблем – очень трудоёмкий и дорогостоящий процесс в условиях действующего моратория на продажу земель. Гораздо дешевле и рациональнее будет предоставить поиск решения на усмотрение рынка. Согласно действующему законодательству, любое действие с земельным участком (купля-продажа, дарение, аренда) необходимо регистрировать. То есть, чтобы продать участок, его владелец должен внести его в кадастр. С другой стороны, покупатель также заинтересован проверить имеющиеся кадастровые данные на наличие ошибок, чтобы избежать невыгодной покупки. Введение оборота земель со временем решит проблему наполнения кадастра руками самих участников рынка. От государства требуется только содействие, возможно поощрение и обязательно законодательное урегулирование решения споров, связанных с исправлением данных в кадастре.

Нужно понимать, что вопрос рынка земли всегда был очень политизирован. Даже сейчас мы можем наблюдать, как определенные политические силы в погоне за электоратом провозглашают различные политические лозунги по типу «Не дамо продати неньку Україну!», и это работает.

Также стоит сказать, что многим из тех, кто был или есть в правительстве и парламенте, свободный открытый рынок земли не выгоден. Прозрачные рыночные отношения убьют все «бизнесы», которые живут за счет покровительства чиновников и серых схем.

Ситуация усугубляется тем, что раньше у нас была возможность открыть рынок земель сельхозназначения по собственной воле, когда у народа было больше денег и возможностей начать бизнес. Сейчас же открывать рынок земель нас заставляет нужда. Те, кто говорит, что нужно подождать еще 5,10, 50 лет ошибочно считают, что дальше будет лучше.

О вызовах для «Нова пошта»

Больше всего сложностей в компании сегодня возникает от стремительного развития. Сейчас мы растем с темпом больше 40% в год. Все финансовые ресурсы, ресурсы менеджмента направлены на расширение. Из-за этого возникают неэффективность и расточительность.

Компания хочет быть везде и выдавать как можно больше продуктов. И бывает такое, что часть продуктов готова и хорошо отработана, а часть из них — сырые. И это не нравится потребителю. Потому что потребитель привык к очень сервисным, качественным и однозначно работающим продуктам «Нова пошта». Когда клиент сталкивается с каким-то новым продуктом, который работает в бета-версии, но на нем уже есть бренд «Нова пошта», он ждет от этого продукта такой же качественной работы, как и раньше.

С такой ситуацией мы столкнулись, когда начали завозить посылки из Китая. Мы не могли их не начать завозить. Этого требовал потребитель. Этого требовали и наши китайские партнеры, которые устали и не могли развиваться с существующей доставкой. Но, конечно, когда мы выходили, то не осознавали полностью все те вызовы, с которыми мы столкнемся.

У нас появились новые клиенты, которые привыкли по-другому получать посылки, у нас были проблемы с интеграцией с китайскими интернет-магазинами. Потому что во многом они были настроены на доставку внутри Китая. Банальная транслитерация, перевод имени или адреса украинского потребителя на китайский и обратно рождали совершенно фантастические имена или фамилии наших клиентов. Естественно, это обижало людей. Поэтому вызовов было очень много. Я не боюсь об этом заявлять.

С ошибками и негативом нужно работать. Это главный рецепт. Нужно разговаривать с клиентами. Сокращать время реакции. Устанавливать контакт. И исправлять сделанные ошибки. Не игнорировать, заниматься каждой проблемой. А внутри — группировать их и вносить изменения в продукт. Отзывы и претензии — это бесценный актив. Клиенты сами подсказывают вам решения. Нужно только их брать и делать.

Совершенно точно то, что мы над этим работаем, улучшая продукт. Об этом свидетельствует количество клиентов, которых мы обслужили. За первый квартал 2017-ого мы привезли в Украину более 2,5 млн. посылок из Китая. И эта цифра увеличивается. Наша цель в том, чтобы доставка из Китая стала такой же легкой, сервисной, как доставка «Нова пошта» внутри Украины.

Тот уровень конкуренции, который есть, тоже в чем-то расслабляет. Потому что высокая конкуренция заставляет тебя, с одной стороны, контролировать расходы, с другой — постоянно быть в тонусе. Мы любим конкурировать. Когда конкуренты от тебя отстали, этим можно наслаждаться один день. А потом стоит начать тревожиться и что-то делать для того, чтобы у тебя эти конкуренты появились.

Три совета украинскому предпринимателю

Могу точно сказать, что я делал бы лучше, чем 16 лет назад: прежде всего, я бы гораздо лучше работал с формированием команды. Нужно изо всех сил стараться привлекать лучших людей. И это не всегда об их стоимости. Лучшие продукты, лучшие сервисы сделают только лучшие сотрудники. На этом нельзя экономить, это главный ресурс.

Второй совет — нужно слушать своих потребителей. Все ответы находятся у них. Сейчас нет дефицита идей. Посмотрите, что вам предлагают в отзывах, и делайте это. Клиенты и их отзывы — это то, что может заменить департамент маркетинга в вашей компании.

Третье: учитесь считать деньги. Думайте об эффективности сразу же. Конечно, очень соблазнительно быстро развиваться, не обращая внимания на цену этого развития. Но если вы всегда будете помнить, сколько вы зарабатываете, сколько вы тратите, если у вас будет прозрачная отчетность, я абсолютно уверен, что вы будете развиваться лучше. У вас будет больше денег на реинвестирование. Поэтому всегда считайте деньги. Как это ни странно, очень мало предпринимателей умеет качественно это делать.

И последнее — ошибки очень полезны, их нужно совершать. Я не жалею абсолютно ни о чем. Другое дело, делал ли бы я что-то по-другому — да, конечно. Я занимаюсь самоанализом как любой предприниматель. Но жалеть о чем-то — это попусту тратить время. Нужно думать о настоящем, меняться и будущем становиться лучше. Поэтому не стоит тратить время на сожаление. Прошлое — это материал для анализа, не для ностальгии.