Главная / Газета / Человек и общество

КарикаТУР по Европе

00:00 | 06.03.2006
КарикаТУР по Европе
Автор:
Первый в британской истории Музей политической карикатуры разместили в центре города, кстати, рядом с Британским музеем. Здесь собрано 1200 творений английских карикатуристов — начиная с работ XVIII века и заканчивая современными творениями. Несмотря на столь “почтенный” возраст большинства произведений, экспозиция музея, в отличие от представленных в других лондонских музеях и галереях, выглядит новаторской и смелой.

Чувствовалось, организаторам музея даже в “продвинутой” в культурном отношении Великобритании пришлось доказывать, что “карикатура — это все-таки искусство”.

Куратор музея г-жа О’Бриен под щелчки фотокамер и вспышки кинообъективов сетовала на “неоднозначное отношение общества к комическому искусству” и открыто завидовала соседней “старушке Франции” с ее традиционным уважением к политкарикатуре как культурному жанру. У входа в новоиспеченный Музей политкарикатуры — кресло.

Возможно, это пустующее кресло у входа — не просто стандартное решение дизайнера. Английское слово “arm” имеет два значения-омонима. Первое — “кресло”, второе — “место председательствующего”.

Именно с председательствующим положением карикатуры в общественной жизни и в искусстве и связывают устроители выставки свои надежды. “То, что заставляет людей смеяться, может претендовать на роль высокого искусства”, — смело заявила г-жа О’Бриен.

Пожалуй, это высказывание достойно быть запечатленным на дверях не только британского, но и украинского музея карикатуры. Будь он когда-либо открыт у нас в стране.

Такое, без сомнения, значительное событие, как открытие музея, а также недавний грандиозный скандал вокруг датской карикатуры на пророка Мухаммеда, послужили поводом задуматься — как изменилась за последние десятилетия роль карикатуры и как обстоят дела с политической карикатурой в Украине.

“Карикатурная” теория

За чашкой кофе корреспондент БИЗНЕСа и киевский карикатурист, председатель Ассоциации карикатуристов Украины Константин Казанчев попытались сформулировать отличительные особенности карикатурного жанра.

Если почитать теорию карикатуры (кстати, такой литературы у нас в стране практически нет — за всю свою деятельность в качестве карикатуриста мне лишь единожды удалось прочесть небольшое учебное пособие по карикатуре в каком-то из журналов советской эпохи), то можно сказать, что карикатура — это гиперболизированная, в юмористической, сатирической форме отраженная истина”, — рассказывает г-н Казанчев.

Карикатура — это, как правило, рисунок, намного реже — скульптура. Однако только сатирическим характером уникальность карикатуры не исчерпывается. “Карикатура до сих пор официально не признана искусством, — продолжает Константин. — У нас в стране, да и во многих других странах, высшие учебные художественные заведения не выпускают специалистов-карикатуристов.

Плохо это или хорошо — судить сложно, однако с полной уверенностью заявляю — научить рисовать карикатуры невозможно. Как невозможно научить изобретателя изобретать.” (А, скажем, известный изобретатель Генрих Альтшуллер был на сей счет иного мнения и придумал теорию решения изобретательских задач. — Ред.)

Ассоциативное мышление, желание пробовать “иначе” — все это, по мнению г-на Казанчева, для карикатуриста куда важнее профильного художественного образования: “Чего греха таить, многие художники-карикатуристы, по большому счету, не умеют рисовать (!). Это общемировая тенденция. У нас в стране только несколько карикатуристов являются членами Союза художников Украины.

Но это не мешает им побеждать на престижных международных конкурсах”. Кстати, по этому же поводу художественный редактор БИЗНЕСа Игорь Найденко (автор карикатур нашей газеты. — Ред.) высказался так: “Чтобы начать рисовать карикатуры, художнику нужно РАЗУЧИТЬСЯ рисовать. Потому что чем больше художеств (штриховок, цвета, теней и т.д.) в карикатуре, тем больше теряется ее первоначальная идея”.

Процитируем еще одного собеседника БИЗНЕСа — киевского политического карикатуриста Олега Смаля, который в ответ на вопрос “как стать карикатуристом?” пошутил: “Для этого необходимо иметь небольшие отклонения в психике”.

Впрочем, вернемся к разговору об уникальности карикатуры как жанра. По мнению Константина Казанчева, она заключена в самой сути профессии карикатуриста. Карикатурист, тем более карикатурист политический — он и художник (пусть даже без образования), и журналист, и изобретатель одновременно. И именно “журналистский характер” карикатуры сегодня позволяет ей быть публичным явлением.

Такая публичность, с одной стороны, и иронический характер карикатуры — с другой, порой делают этот жанр оружием массового поражения. Об этом свидетельствует и история карикатуры.

История карикатуры в именах

Политическая карикатура, по мнению некоторых историков, уходит корнями во времена Древнего Египта и Римской империи. Хоте некоторые специалисты утверждают, что первым карикатуристом был Леонардо да Винчи. Как бы там ни было, но свою силу политическая карикатура, и в этом историки единодушны, обрела на рубеже XVIII-XIX веков в Англии и Франции.

Именно тогда карикатуры на правителей стали формировать (или подогревать) отношение народа к сильным мира сего, а их — к карикатуристам, зачастую определяя судьбу последних. В этом смысле показательны биографии двух французских карикатуристов XIX века — Оноре Викторьен Домье и Гранвиля (настоящие имя и фамилия — Жан Игнас Исидор Жерар. — Ред.).

Мсье Домье принимал участие в Революции 1830 г., а с установлением во Франции Июльской монархии стал политическим карикатуристом. Общественное признание мсье Домье получил благодаря карикатурам на самого Луи Филиппа (литография “Гаргантюа”, 1831 г.). За карикатуру на короля уже известному тогда карикатуристу пришлось полгода “отдохнуть” в тюрьме.

Покинув стены темницы, Домье не успокоился — он продолжал рисовать политкарикатуры и до 1835 г. сотрудничал с рядом французских газет, например, “Карикатюр”, “Шаривари”. В 1835 г. французским властям таки удалось охладить его пыл, издав запрет на политическую карикатуру. Оноре Викторьен Домье был вынужден — на радость французским властям — обратиться к бытовой сатире.

Очередной подъем в его творчестве политического карикатуриста связан с революцией 1848-1849 гг. Затем, в связи с ужесточением цензуры, карикатурист снова оставил политические сюжеты. И только лишь в конце 60-х годов XIX века он обратился в своих карикатурах к проблемам милитаризма и колониализма, военно-освободительным движениям и Франко-прусской войне.

Другой французский карикатурист — Гранвиль — тоже приобрел известность перед Революцией 1830 г. В 1828 г. появились его “Метаморфозы”, где известные политические деятели Парижа были представлены в образах животных. Работы Гранвиля 1830-х годов, высмеивающие Июльскую монархию, почти ежедневно выходили в тех же “Карикатюр” и “Шаривари”.

Но запрет французских властей на политическую карикатуру не остановил Гранвиля, в отличие от Домье, а лишь заставил его сделать свои карикатуры еще более образными — теперь политики узнавали себя… в образах зонтиков, воротников, шляп.

Интересна и история всемирно известного датского карикатуриста Херлуфа Бидструпа. Его родина тоже игнорировала талант своего подданного, как Франция в свое время — таланты Гранвиля и Домье. Признание Бидструп получил в чужой стороне — в СССР. В 1964 г. он был удостоен Международной Ленинской премии “За укрепление мира между народами”.

На торжественном вручении премии в Москве, где с речами о Бидструпе выступали советские художники, официальная Дания молчала. Замалчивала это событие и датская печать. Проблема в том, что Бидструп слишком рьяно, с точки зрения датской короны, ратовал за коммунизм. Во время Второй мировой войны он “слишком агрессивно” высмеивал фашизм, а во время “холодной” войны все его творчество было направлено против Запада.

История украинской карикатуры

Не менее трудные испытания выпали и на долю советских карикатуристов. “30-е годы прошлого столетия — тяжелый и грустный период в истории советской политической карикатуры”, — рассказывает БИЗНЕСу Олег Смаль. Именно в это время карикатура выступала оружием не только в борьбе с внешними врагами, которых советской власти, как известно, было не занимать, но и во внутренней, межклассовой борьбе.

Карикатуры на “кулаков” заполонили советские газеты. Что и неудивительно, большим любителем карикатуры был сам Иосиф Сталин. Любимцами Сталина стали “Кукрыниксы” (художники Куприянов, Крылов, Соколов.Ред.), всемирно известный советский карикатурный бренд, и Борис Ефимов, в прошлом году благополучно отпраздновавший 105-летие. Неугодные же “великому вождю” карикатуристы были репрессированы, а их имена искусственно стерты из памяти.

Великая Отечественная война принципиальных изменений в идеологический характер карикатуры не внесла. Изменились только образы. Теперь карикатуристы высмеивали не внутренних врагов, а внешних — Гитлера, Гиммлера, Муссолини... И хотя многие карикатуристы сегодня характеризуют те времена как период необычайной популярности карикатуры, все же то была “цензурированная” карикатура.

Ослабела цензура только в 1960-е годы во времена хрущевской оттепели. “На международные выставки тех лет буквально обрушился шквал работ советских карикатуристов”, — рассказывает Константин Казанчев. Работалось, конечно, не без трудностей. “Несмотря на относительную демократизацию, послать карикатуры за рубеж было трудно.

Ведь ты отправлял работу, которая потенциально могла быть художественной ценностью, а за вывозом ценностей в Союзе следили очень тщательно. Приходилось брать в Министерстве культуры специальную справку о том, что работа художественной ценности не представляет. За этой справкой приходилось оббегать десятки кабинетов. Я сам в свое время хотел послать карикатуру за границу. Походил-побродил по кабинетам, да и бросил эту затею”, — рассказывает Константин.

Потом карикатуристы нашли выход — передавали свои работы с выезжавшими за границу соотечественниками. Усилия карикатуристов были отмечены: в международных каталогах тех лет представлены в основном авторы из Советского Союза. А дальше...

В начале 1990-х годов карикатура ушла со страниц газет и журналов. Сейчас? “Сейчас снова пришло понимание того, что без карикатуры газета скучна”, — считают карикатуристы… и рисуют карикатуры на Президента, на премьера, министров и т.д.

Свежий пример: газеты Польши, Чехии, Словакии и Венгрии начали публиковать карикатуры на президента Белоруссии. По информации зарубежных СМИ, цель этого — показать Александру Лукашенко, что “смех — оружие демократии”.

Тенденции и перспективы

В некоторых странах и сегодня продолжаются репрессии на карикатуристов. Так, за последние десятилетия жертвами стали трое турецких карикатуристов — Айрансиоглу, Мохаммед и Хан.

В Панаме лишили свободы карикатуриста Виктора Рамоса, а его соотечественника Хулио Брисено оштрафовали на $1 млн. Египтянину Эссаму Ханафи власти не только присудили штраф, но еще и посадили в тюрьму. Югославский карикатурист Предраг Коракшич, алжирские карикатуристы были арестованы. Все эти репрессии были санкционированы правительством.

Более того, в последнее время противостояние “правитель — карикатурист” трансформируется в противостояние “карикатурист — идеология”. Аргументы? В 1999 г. в Сьерра-Леоне за свои карикатуры поплатился жизнью Муниту Турай, известный под псевдонимом AZZO. Убийцы — мятежники Революционного объединенного фронта.

В начале XXI века террористические организации внесли в список подлежащих уничтожению иранского карикатуриста Ника Ковсара, американскую карикатуристку Эн Телнейс, художника газеты “Liberte” Али Дилемма. Эн Телнейс, лауреат Пулитцеровской премии 2001 г., относительно недавно получила сообщение с угрозами от анонимной иракской террористической организации.

Всех этих карикатуристов преследует отнюдь не правительство стран, в которых они проживают. И, наконец, последний “датский” скандал — опять-таки, “неправительственного” толка.

Отдельный разговор о датских карикатурах

Буквально на днях в информагентствах появилось очередное сообщение об очередном извинении редакции очередной страны за публикацию… нет, не карикатур на пророка Мухаммеда, а “карикатур на СКАНДАЛ вокруг карикатур”. Извинения приносила малазийская газета. Похоже, скандал достиг точки абсурда.
Впрочем, только наивный сегодня верит, что причиной скандала послужили именно карикатуры.

Большинство мыслящих людей называют карикатуру, которая вызвала бурю недовольства, манифестаций, поджогов и т.д., лишь поводом для конфликта между христианским и мусульманским мирами.

А как иначе объяснить тот факт, что реакция на карикатуру, опубликованную в сентябре прошлого года (!!!), о чем СМИ умалчивают, появилась через несколько месяцев. Политическая карикатура опять становится орудием борьбы. И в таких условиях карикатуристы, по всей видимости, будут искать новые формы для выражения своих взглядов.


За ассоциативное мышление

Константин Казанчев, председатель Ассоциации карикатуристов Украины:

— Тем, кто работает в стиле шаржа, дам такой совет — даже если у вас нет художественного образования, возьмите уроки портрета. Даже тот человек, которого высмеивают, заслуживает быть похожим на самого себя, а не просто быть изображенным на карикатуре очень старым или слишком уродливым.

Нужно уважать даже тех людей, на которых рисуешь карикатуру, будь то правитель, террорист или религиозный персонаж. А юмор в карикатуре, тем более на религиозную тему, должен быть тонким, основанным на ассоциативном мышлении. Ни в коем случае не нужно ставить цель оскорбить человека или явление, на которых рисуется карикатура.

“Читайте библию!”

Все дело в тонкой грани между оскорблением и остротой. Кто умеет не переходить ее, у того есть перспектива не быть “пришлепнутым”, а работать долго и успешно на благо родной газеты.