Главная / Газета / Нематериальные активы

“Философия шеринга стремительно развивается”

00:14 | 17.10.2016
“Философия шеринга   стремительно развивается”
Автор: Татьяна Полищук

Алексей Лазоренко, руководитель проекта BlaBlaCar в Украине и России:

Идея создания проек­та по “подбору” пассажиров возникла у Алексея Лазоренко, когда он проезжал мимо автобусной остановки, где прятались от дождя люди. Тогда он задумал создать сервис, который позволит быстро обмениваться свободными местами (“шерить”) в автомобиле. Так в 2010 г. родились “Подорожники” — первый проект Алексея, который четыре года спустя приобрела французская компания BlaBlaCar.

— Как вы согласились на поглощение своего проекта “Подорожники” французской BlaBlaCar?
— Начну сначала. Первые посевные инвестиции на “Подорожники” в размере $100 тыс. мы получили в начале 2012 г. от российского инвестора Аркадия Морейниса.

Львиная доля этих средств ушла в зарплатный фонд, которого хватило примерно на десять месяцев. Эти деньги помогли нам уйти с основных мест работы и целиком погрузиться в работу над проектом.

После этого мы его активно перерабатывали и развивали.

А к концу 2012 г. к нам начали обращаться крупные IT-компании с предложением организовать для них корпоративный сервис по совместному использованию авто.

Продажа и обслуживание такого сервиса стали приносить деньги. Для нас это было довольно неожиданным вектором, изначально мы не осознавали, что есть такая ниша и что она может приносить доход.

Органический рост проекта был довольно плавным, а для интенсивного увеличения количества пользователей нужны были большие маркетинговые бюджеты. Поэтому было принято решение
о поиске новых инвестиций.

Я обращался в различные фонды в Украине, России, Европе и даже в Америке. Не все откликались
в принципе. Но упорство и умение не опускать руки после десятков “нет” и “не сейчас”
в этом деле многое значит.

Спустя какое-то время на мой запрос через форму обратной связи на сайте откликнулся партнер одного из крупнейших венчурных фондов Accel Partners. Оказалось, что они уже инвестировали в аналогичный французский проект BlaBlaCar (на тот момент он назывался Covoiturage).

Мы начали переговоры, обсуждали монетизацию проекта, его перспективы, развитие инфраструктуры в Украине и России. Стало понятно, что мы наработали серьезную экспертную базу, хорошо понимаем рынок, наладили отношения с партнерами.

 Было предложено пообщаться с одним из основателей BlaBlaCar Николасом Брюссоном. Через два месяца я поехал в Париж на переговоры.

— Как быстро вы поняли, что готовы к сотрудничеству?
— Уже с первых встреч стало ясно, что мы мыслим в одном направлении, наши взгляды во многом совпадают и оптимальным вариантом для всех будет синергия команд посредством поглощения “Подорожников” и развития единого глобального сервиса под флагом BlaBlaCar.

К тому времени BlaBlaCar был уже достаточно крупным и заметным глобальным проектом. Безусловно, мы рисковали, раскрывая для BlaBlaCar всю свою подноготную, помогая им оценить рынок и при этом не имея внятных гарантий с их стороны.

Но мы осознавали этот риск и верили в порядочность западного партнера. Мы тоже уже были заметными на наших рынках и оценивали себя в несколько миллионов долларов. Французские партнеры, естественно, тоже хотели максимально выгодные условия поглощения.

Переговоры длились около десяти месяцев, и в конце концов соглашение было подписано. Европейцы долго сом­невались в выгодности сделки. Для них это была полная экзотика.

У партнеров были опасения, что проект может не взлететь в Украине и России из-за ментальных особенностей населения. В итоге мы пришли к сбалансированному решению. И уже спустя три месяца после старта поняли, что это был джекпот для всех — сервис начал очень быстро расти.

— Сколько BlaBlaCar стоил выход на украинский рынок? Помнится, эксперты оценивали сделку в несколько миллионов…
— Это конфиденциальная информация, которую я не могу комментировать.

— Сколько пользователей у BlaBlaCar сейчас?
— Более 35 млн пользователей в 22 странах.

— А в Украине?
— Я не могу раскрывать статистику по стране. Могу сказать, что только за последний год на нашей украинской площадке зарегистрировались более 1 млн человек.

— Как монетизируется BlaBlaCar?
— В некоторых странах у нас уже внедрен сервисный сбор при бронировании пассажиром каждого места. Размер комиссионных варьируется в зависимости от страны. В России, например, он будет составлять до 20%.

Такой принцип уже работает почти во всех западноевропейских странах (Франции, Испании, Германии, Польше), а также в России, и помогает нам поддерживать и развивать сервис, в том числе внедрять дополнительные способы верификации пользователей и страховые продукты.

Плюс оплата сама по себе — это уже дополнительный способ верификации пользователя. Поскольку мы фокусируемся на длительных междугородних поездках, для нас очень важен вопрос безопасности.

Сейчас для верификации мы используем электронную почту, мобильный номер и аккаунты в соцсетях. Но намного более эффективным генератором репутации пользователя являются рейтинги и отзывы, которые водитель и пассажир оставляют друг другу после поездки.

Мы стимулируем людей подробно заполнять свой профиль и следим за достоверностью информации.

— Будет ли введена оплата услуг в Украине и когда?

— Да, спустя какое-то время мы планируем внедрить комиссион­ные, но точные сроки еще не определены. С одной стороны, мы понимаем, что Украина уже достаточно развита в контексте сервиса, ликвидность, баланс спроса и предложения очень хорошие, но, с другой стороны, мы не спешим. Важно не наделать ошибок и продумать каждую мелочь.

— Что нового можно ожидать от BlaBlaCar в Украине?
— Скажем так: то, что мне хотелось бы видеть в ближайшем будущем, — это страхование водителей и пассажиров. Надеюсь, в следующем году эта услуга станет доступной и в Украине.

В других странах мы уже страхуем, в частности, водителей от поломок во время поездки, а пассажирам гарантируем, что доставим их в конечный пункт, если такая поломка случилась.

— Ваши конкуренты — железная дорога и автомобильные (автобусные) перевозчики. Ощущается недовольство с их стороны?
— Я бы не сказал, ведь мы не отъедаем кусок пирога, а просто делаем этот пирог больше
и вкуснее. Мы стимулируем людей чаще путешествовать.

Ведь водители могут в принципе не думать о том, сколько стоит бензин, а пассажир получает возможность совершить комфортную поездку от двери до двери по цене, сопоставимой со стоимостью проезда в плацкартном вагоне.

Мы очень хорошо дополняем существующую междугороднюю инфраструктуру и увеличиваем мобильность людей.

Безусловно, BlaBlaCar постепенно начинает влиять на развитие транспортной отрасли страны. Допустим, в Одессу летом только на один из уикендов приехали на 4 тыс. человек больше, чем ранее, потому что есть BlaBlaCar.

Билетов на поезд элементарно не было, и наш сервис прекрасно закрыл этот вопрос. Несколько тысяч человек смогли увидеть море, навестить родных и отдохнуть с друзьями. Это позитивно сказывается и на экономике: развивается внутренний туризм.

 В России, кстати, мы покрываем много регионов, где транспортное сообщение вообще не развито (ни поездов, ни автобусов).

— А как же быть с маршрутчиками?
— Есть такая проблема. Их не очень много, но они оказывают определенное влияние. С одной стороны, маршрутчики совсем не вписываются в философию нашего сервиса и райдшеринга в целом, где основная идея — разделить расходы.

С другой стороны, это региональная особенность, с которой сложно не считаться. Мы сейчас активно обсуждаем, что можем предложить такой категории водителей. Надеюсь, смогу рассказать вам чуть больше уже очень скоро.

— Как вам работается в должности руководителя не своего личного проекта?
— Тот уровень свобод, который присущ нашей компании, сводит на нет какие-либо мысли о том, что над тобой еще есть руководители. Мне очень комфортно, я занимаюсь любимым делом, которым занимался и ранее, но при этом есть ресурсы, экспертиза, поддержка и понимание, что ты строишь что-то очень большое и значимое.

— Инвестируете ли вы в другие старт­апы?
— Да, можно сказать, что я инвестировал еще в несколько проек­тов. Отчасти эти идеи мои. Но я не активный инвестор и точно не готов инвестировать в стартапы “со стороны”. Возможно, позже, когда я уже не буду целиком и полностью посвящать себя BlaBlaCar, окунусь в мир полноценного инвестора. Но точно не сейчас, ведь такое погружение требует очень много внимания.

— Что бы вы порекомендовали начинающим предпринимателям?
— Первое и, наверное, самое главное — собрать “правильную” команду. Идея важна, но все-таки важнее, сможет ли команда реализовать эту идею.

Однозначно должна быть абсолютная уверенность в том, что ты делаешь. Если есть хоть малая доля сомнений, это почувствуют и твоя команда, и потенциальный инвестор, и пользователь. Так что если уж взялся что-то делать, убедил себя, найди в себе силы не сдаваться и идти до конца.

Важно преодолевать моменты упадка, когда руки опускаются и кажется, что все впустую. Такие мысли будут приходить в голову очень часто, но это нормально для рабочего процесса, и нужно быть выше этого, смотреть дальше за горизонт. Тем более если ты — драйвер команды, другие берут с тебя пример и следуют за тобой. Об этом нужно помнить.

Что касается идей, изначально нужно искать такую идею, которую можно будет масштабировать
на большую аудиторию. Сейчас в мире 2,7 млрд пользователей интернета, из них треть готова платить за сервисы.

И если ты делаешь что-то, что решит какую-то проблему (большую или не очень) хотя бы для 500 тыс. человек, есть смысл развивать такой проект. Попытайтесь сначала “продать” идею вашим родственникам, знакомым. Тогда вы поймете, как должен выглядеть ваш продукт и на кого он рассчитан.

Важно понимать, что в основе должна быть идея, которая решает какую-то проблему, а не желание заработать. Только так можно построить что-то по-настоящему ценное и большое. Почти все известные нам интернет-гиганты являются тому подтверждением. Заработать — это производная, которая обязательно приложится, если ты сделаешь что-то значимое для общества.

— Каково ваше видение дальнейшего развития экономики шеринга (совместного обмена)?
— Философия шеринга стремительно развивается. Но, по большому счету, ничего принципиально нового мы не изобрели, ведь люди “шерили” со времен натурального обмена — это естественное для нас явление.

Мы всегда подвозили друзей, приглашали переночевать, давали в долг и обменивались вещами — все это шеринг-экономика. Но такое взаимодействие всегда было ограничено кругом “друзья, знакомые, родственники”. Теперь же мы благодаря технологиям расширяем этот круг до планетарного масштаба.

Я могу “шерить” что-то с совершенно незнакомыми людьми, которые могут находиться на другом континенте. Для этого достаточно иметь хорошую онлайн-репутацию — так сказать, твой социальный онлайн-капитал.

На больших, надежных сервисах доверие к незнакомому человеку с 30 позитивными отзывами в его профайле будет даже выше, чем к собственному соседу. И это не просто мои мысли, а результаты исследований.

Онлайн-репутация начинает значить очень много и делает твою жизнь проще. Ведь тебе начинают доверять не только знакомые и семья, но и потен­циальный клиент, партнер из любой точки мира. И тебе не нужно тратить время, чтобы завоевать его доверие, — он просто оценивает твой профайл в считанные секунды.

В целом, очевидно, что многие ресурсы мы употребляем нерационально. И автомобиль — один из таких ресурсов. Сейчас мы тратим очень много времени и ресурсов на то, чтобы получить в собственность машину, квартиру, велосипед, знания и т.п.

Но в конце концов технологии перевернут эту парадигму с ног на голову. Все эти блага будут доступны в виде услуги подавляющему большинству. Стремление обладать будет замещено стремлением пользоваться.

Пока отнюдь не всем это очевидно, требуется некоторое время, но я убежден, что так все и будет. Распределение ресурсов в такой модели будет на порядок более рациональным и равномерным, что, в свою очередь, будет способствовать более устойчивому развитию, не истощая безжалостно ресурсы планеты.

— Чего стоит ожидать от экономики шеринга в ближайшие годы?
— Например, шеринга компетенций. Если вы обладаете каким-то навыком или знаниями, свободно сможете ими делиться с другими людьми и получать от этого доход. Наш интеллектуальный ресурс — одна из тех вещей, которая будет всегда востребована.

А вообще, “шерить” можно почти все — начиная от бытовых вещей и заканчивая своим временем. Уже сейчас шеринговые сервисы проникли почти во все сферы нашей жизнедеятельности: транспорт, жилье, знания, медицину, финансы и т.д.

Но все еще только начинается. Поверьте, через пять-десять лет мы будем жить в совершенно ином мире, который будет отличаться от сегодняшнего сильнее, чем сегодняшний отличается от XIX в.

ДОСЬЕ БИЗНЕСа
Алексей Лазоренко, руководитель проекта BlaBlaCar в Украине и России
Родился: 21 сентября 1983 г. в Украине.
Образование: Киевский национальный университет им.Т.Шевченко, специальность — математическая физика.
Карьера: занимал различные должности в украинских подразделениях компаний Samsung Electronics, Intel, PEOPLEnet и др. В 2012 г. вместе с друзьями основал проект “Подорожник”, помогавший организовывать совместные поездки. Впоследствии его приобрела французская компания BlaBlaCar. С января 2014 г. — руководитель проекта BlaBlaCar в Украине и России.
Увлечения: сноуборд, путешествия, мечтает полететь на Луну.

Теги: BlaBlaCar