Главная / Газета / Нематериальные активы

По пути At&T: Захотят ли украинские телеком-операторы стать медиа-компаниями?

00:15 | 07.11.2016
По пути At&T: Захотят ли украинские телеком-операторы стать медиа-компаниями?
Автор: Татьяна Полищук

Сделка американских компаний AT&T и Time Warner заставит украинских операторов задуматься о будущем. Вопрос: как быстро они смогут поддаться мировому тренду и объединиться с производителями контента

История президента американского мобильного оператора AT&T Рэндалла Стивенсона — классическое воплощение американской мечты. В далеком 1982 г. 22-летний Рэндалл, сын простого фермера, получил диплом бухгалтера в университете Оклахомы и отправился искать работу.

Юноше предложили скромную должность в департаменте информационных технологий телекоммуникацион­ной компании Southwestern Bell, которая со временем стала называться AT&T.

Cледующие три десятилетия Стивенсон постепенно поднимался по карьерной лестнице, пока в 2007 г. не возглавил корпорацию.

Спустя девять лет после вступления в должность Рэндалл удивил весь мир — за 2015-2016 гг. AT&T совершила две сделки суммарно на $135 млрд и превратила крупнейший телекоммуникационный бизнес в медиакомпанию.

23 октября 2015 г. компания AT&T сообщила о покупке медиа­конгломерата Time Warner, в который входят телеканалы CNN, TNT, HBO и кино- и телестудия Warner Bros., за рекордные $85,4 млрд.

Несколькими месяцами ранее оператор приобрел телерадиовещательную компанию DirecTV за $48,65 млрд. Общая сумма двух сделок примерно впятеро превышает ту, которую Кабмин намерен выручить для госказны в следующем году.

Зачем же мобильному оператору понадобились собственные газеты, телеканалы и киностудии и может ли подобный сценарий повториться в Украине?

Мобильные операторы становятся медиакомпаниями
“Современный человек берет в руки телефон более 100 раз в день. Этап, когда телефон нужен только для связи с миром, пройден”, — говорит Александр Асланян, начальник департамента развития и управления продуктами телекомоператора “Vodafone Украина”.

Американским и европейским операторам уже давно львиную долю заработка обеспечивают трафик и сопутствующие сервисы, а в Украине структура доходов мобильных операторов начала смещаться в этом направлении только в этом году.

Жители США почти перестали разговаривать по мобильным телефонам, зато активно пользуются мобильным интернетом. Согласно отчету Lucent-Alcatel, доходы американских операторов от продажи трафика превысили доходы от голосовых услуг еще в 2013 г.

Если пересказать предыдущие два абзаца простыми словами, то это будет выглядеть так.

Условная американская Мэри из Техаса заказывает такси, бронирует столики в ресторанах через мобильные приложения, общается с друзьями, родственниками и коллегами с помощью мессенджеров, а сотовую связь использует в редких случаях.

В Украине все с точностью до наоборот: основным способом коммуникации остается мобильный телефон, а приложения и сервисы в основном используют жители крупных городов, да и то не все.

Годами сотовые операторы зарабатывали на голосовом общении. Теперь все иначе. “Все мировые телекомоператоры стоят перед вызовом — их бизнес становится бизнесом “трубы”, большая часть дополнительной стоимости создается “поверх” канала связи.

По сути, операторы сдают в аренду свою инфраструктуру, маржа за доступ к которой постепенно снижается, — говорит Андрей Ковалев, директор департамента трансформации бизнеса и операционной эффективности компании “Датагруп”.

— Сейчас абоненты готовы платить именно за контент, а по какому каналу они его получают — по мобильной или фиксированной сети, — не имеет значения”.

В этом и состоит основная подоплека громких сделок с участием AT&T. Посредством поглощения Time Warner и DirecTV в AT&T намерены увеличить количество пользователей, диверсифицировать источники прибыли и предложить контент собственного производства.

Ведь для клиента гораздо удобнее принцип “единого окна”, когда он покупает у оператора телефон с тарифом и пакетом нужных ему услуг и приложений за единую цену в месяц.

Например, клиент может одновременно оплатить доступ к интернету, кабельному ТВ, новым фильмам и телешоу, а также подписку на издания медиахолдинга Time Inc.

Благодаря этим двум поглощениям оператор сможет объединить свою абонентскую базу
с пользователями Time Warner и DirecTV. Как следствие, у AT&T появятся новые источники заработка, например мобильная реклама.

Клиент может заплатить за контент без рекламы или не платить за трафик, но просматривать рекламные ролики. Это вполне может сработать для мобильных устройств, на которых сейчас демонстрируется более 50% интернет-рекламы.

Отечественные телеком­операторы постепенно внедряют западную модель. Например, lifecell предлагает абонентам тарифный план “Смарт семья” — пакет услуг, который можно делить с семьей или друзьями, и запустил собственный мессенд­жер BiP.

 Vodafone запустил Vodafone TV, а “Київстар” предоставляет бесплатный трафик не только в социальных сетях, но и внутри партнерских сервисов — “Яндекс Музыка”, Megogo, Zvooq, Divan.tv
и др.

А что у нас
Украинский телекомрынок отстает от американского в развитии по меньшей мере на десять лет. Запуск 3G в США в 2002 г. дал толчок к развитию разного рода услуг, сервисов и приложений, использование которых завязано на скоростном интернете.

 А вот украинцы до прошлого года были лишены возможности смотреть онлайн-видео и слушать музыку с мобильных устройств, скачивать большие объемы данных и полноценно пользоваться онлайн-картами, если те не были загружены в память телефона.

За это время в США возникли десятки тысяч старт­апов и IT-компаний, создавших невообразимое количество мобильных сервисов и приложений. В Украине все это много лет пребывало
в зачаточном состоянии.

До прошлого года наша страна оставалась последней точкой на карте Европы, где не была запущена 3G-связь, не говоря уже о 4G.

И так исторически сложилось, что украинские мобильные операторы большую часть своих доходов получали и продолжают получать от продажи абонентам голосовых услуг. С появлением 3G ситуация начинает меняться.

За прошлый год объемы потребления трафика у всех трех отечественных мобильных операторов увеличились на 80-90%. Однако “догнать и перегнать” Америку и Европу украинским компаниям мешают низкие доходы жителей страны и перманентный экономический и политический кризис.

“Проблема нашего рынка в том, что у нас средний доход с одного абонента (АRPU) настолько низкий, что оправдать им существенные капиталовложения в отрасль — как на развитие сети, так и на покупку новых бизнесов — крайне сложно.

Поэтому в ближайшие несколько лет украинские телекомоператоры будут делать основной упор на максимальное повышение эффективности бизнеса”, — поясняет Андрей Ковалев.

В это же время, по его мнению, можно ожидать запуска телекомоператорами собственных телевизионных каналов.

При этом они вряд ли будут производить контент, скорее — “упаковывать” его под собственным брендом, чтобы повысить лояльность абонентов и выделиться на фоне конкурентов.

Недостаток такого подхода состоит в том, что украинцы не слишком привыкли платить за продукт и в большинстве случаев предпочитают скачивать его с пиратских ресурсов.

Возможны ли громкие сделки в Украине
Если не принимать в расчет телеканалы, то оказывается, что в Украине не так много производителей популярного видеоконтента.

“Наш рынок производства контента ограничивается несколькими телеканалами, которые принадлежат олигархам, очевидно не желающим с ними расставаться.

Поэтому серьезно говорить о возможности сделок в данном секторе я бы не стал”, — отмечает Александр Паращий, руководитель аналитического департамента инвесткомпании Concorde Capital.

Вместе с тем эксперт допускает возможность слияния активов операторов телекоммуникаций и производителей контента внутри бизнес-групп. “Нельзя исключать, что наши медиахолдинги когда-нибудь сами будут приобретать операторов по доставке контента”, — добавляет г-н Паращий.

Мобильные операторы осторожно комментируют возможность подобных сделок с их участием. По их мнению, сначала нужно создать инфраструктуру, а потом уже заниматься контентом. “В кратко­срочной перспективе не стоит ожидать M&A-активности крупных украинских операторов.

Сейчас основной фокус направлен на развитие 3G/LTE-сетей и конвергентных услуг — мобильная + фиксированная связь + ТВ)”, — поясняют в компании “Київстар”.

Такого же мнения придерживаются и в “Датагруп”. “Не думаю, что в ближайшие три-пять лет следует ожидать повторения американского сценария с поглощениями на нашем рынке. Доходы рынка попросту не позволят ему реализоваться”, — говорит Андрей Ковалев.

Он считает, что вместо этого украинские телекомоператоры могут создавать платформы, где будут размещаться IT-решения и контент от сторонних разработчиков.

По такой же модели работает Netflix, который от платформы-агрегатора перешел к модели самостоятельного производства сверхуспешного контента, в частности сериалов.

В медиагруппе “1+1” скептически относятся к подобному сценарию. “Учитывая реалии украинского рынка, где большинство медиакомпаний убыточны, сделки такого масштаба у нас вряд ли возможны.

За исключением случаев, когда обе компании принадлежат одному акционеру. Но это абсолютно другая логика процессов”, — поясняет Анна Ткаченко, директор по стратегии и развитию группы “1+1 медиа”.

По ее словам, сейчас можно говорить разве что о сотрудничестве и партнерстве мобильных операторов и медиахолдингов: у первых есть прямой доступ к аудитории, а у вторых — нужный этой аудитории контент.

Пример такого сотрудничества — совместный проект “Київстар” и Viasat под названием “Домашнє ТБ”, который успешно существует уже год.

А вот в группе StarLightMedia, объединяющей телеканалы “СТБ”, “Новый канал”, “ICTV” и др., не исключают подобного сценария.

 “StarLightMedia — сейчас один из самых эффективных игроков на медийном рынке Украины. И, будучи ориентированными на бизнес, мы, конечно, понимаем его возможную привлекательность для любых покупателей”, — говорит Федор Гречанинов, директор по стратегическому развитию группы.

Опрошенные БИЗНЕСом эксперты соглашаются, что развитие отечественного телекомрынка во многом зависит от запуска 4G и скорости развертывания операторами 3G-сетей за пределами крупных городов.

На днях Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере связи и информатизации, согласовала законопроект, позволяющий ускорить запуск 4G.

Тендер на продажу частот должен состояться до конца следующего года, и если операторы сумеют договориться между собой об обмене частотами, то 4G может появиться в Украине уже спустя несколько месяцев.

Тимур Ворона

Топ-5 направлений развития украинского телекомрынка
Цифровой контент
Индустрия развлечений будет востребована всегда, но форматы и способы доставки изменятся радикально, sms- и голосовые контент-услуги останутся в прошлом.

Ближайшее будущее — за видео- и аудиоконтентом, а более отдаленное — за дополненной и виртуальной реальностью. Украина во многом отстает от высокоразвитых стран из-за позднего запуска 3G.

В 3-5-летней перспективе с развитием сетей 4-го и 5-го поколений абонентам станут доступны услуги дополненной и виртуальной реальности. Нашумевшую Pokemon GO можно считать первым успешным глобальным продуктом дополненной реальности.

Но если говорить о перспективах этих технологий, то они потребуют девайсов следующего поколения, которыми станут шлемы виртуальной реальности, линзы или похожие устройства.

Это самым кардинальным образом изменит индустрии развлечений, туризма и образования: посидеть с друзьями в баре, посетить картинную галерею в Лувре или получить образование в Гарварде можно будет виртуально, не выходя из дома.

Бесплатные мобильные услуги для абонентов
Как показывает опыт глобальных медиагигантов Google и Facebook, некоторые виды услуг можно предоставлять, не взимая с клиентов оплату, а предлагая партнерство b2b-компаниям.

В Украи­не, как и везде в мире, немало людей, которые с удовольствием возьмут продукт (услугу) в обмен на просмотр рекламы бесплатно либо если ее оплатит третья сторона.

Многие интернет-магазины, банки и другие сервисные компании весьма заинтересованы в этом, поскольку это обеспечит им конкурентные преимущества. Так что внедрение модели бесплатного доступа к контенту в обмен на просмотр рекламы не за горами.

Мобильные финансы
Онлайн-платежи сейчас не обходятся без участия смартфона. Учитывая кризис в банковской системе и уровень доверия к банкам, у смартфона, точнее — у операторов, очень хорошие шансы в этой игре.

Кошелек будет интегрирован в мобильный, что обеспечит возможность покупки любых товаров и услуг в дополнение к услугам связи. Еще один нюанс — международные переводы.

Например, компания Vodafone активно анализирует рынок международных денежных переводов, чтобы у украин­цев, работающих в странах присутствия Vodafone, была возможность удобно и дешево перевести деньги родственникам в Украине.

Смартфон может стать и удобным платежным инструментом, и личным идентификатором. Речь идет не только о расчетах, но и о развитии электронных административных услуг:
из очередей люди постепенно переместятся в интернет.

Интернет вещей (IoT)

В ближайшем будущем устройств, подключенных к интернету, будет во много раз больше, чем людей.

 Соответственно, для операторов открывается новый гигантский рынок для предоставления услуг. Бизнес-модели возможны самые разные.

Самая простая — продажа интернет-трафика. Месяц назад в Украине появились первые тарифные предложения Vodafone для владельцев “умных” устройств.

Далее идут коробочные решения “устройство — услуги связи”, например браслет для собаки, отслеживающий местоположение питомца и его биоданные.

Это могут быть и более сложные услуги, например обеспечение безопасности автомобиля в круглосуточном режиме. То есть вы покупаете не GPS-трекер и SIM-карту, а комплексную услугу безопасности.

Big Data

Телекомоператоры обладают массивами уникальных данных, которые по уровню точности и детализации не уступают данным Google. С их помощью можно создавать бесконечное множество индивидуальных продуктов для b2c- и b2b-клиентов.

Например, ритейлору нужно открыть торговую точку, он хочет знать точно, где большая проходимость, — у операторов есть такие проекты.

В отношении частных клиентов самое простое применение больших данных, которое лежит на поверхности, — таргетирование рекламных предложений: вам перестанут слать рекламу продуктов, которые вам не интересны, вы будете получать только ценные предложения.

Или, например, вы хотели бы получить индивидуальный финансовый продукт — специальную страховку или льготный кредит, — Big Data поможет. Возможности здесь безграничны. Это и “умный” город, и грамотное развитие инфраструктуры, и оптимизация бизнеса, и улучшение качества жизни.

По версии Vodafone Украина
Теги: контент