Темная материя
00:20 | 07.11.2016

Автор: Татьяна Полищук
Нелегальных газовых заправок в Украине уже больше, чем законопослушных станций. Но Министерство финансов упрямо игнорирует предложения об объединении розничного и базового акциза на топливо, что сделает рынок “прозрачным”
На прошлой неделе Киевская горгосадминистрация обратилась к правительству Украины с просьбой поддержать инициативу о включении розничного акцизного налога в базовую ставку акциза, взимаемого при производстве или на таможне при импорте.Речь идет о том, чтобы нынешнюю розничную ставку налога на моторное топливо (EUR0,042 за 1 л) объединить с основной ставкой — EUR171,5 за 1 тыс.л для бензинов и EUR31 за 1 тыс.л для сжиженного углеводородного газа (СУГ, или LPG — Liquified Petroleum Gas).
Таким образом, ставка налога механически повышается на EUR42 за 1 тыс.л, а розничный акцизный налог на топливо ликвидируется.
Впрочем, нельзя сказать, что речь идет исключительно о столичной инициативе. С аналогичными предложениями выступили и другие местные органы власти, оно же было озвучено и Ассоциацией городов Украины.
Не могут собрать
Напомним, что розничный акцизный налог — сбор с розничного оборота подакцизных товаров в размере 5% розничной цены — был введен правительством в 2015 г. для наполнения местных бюджетов.
Он призван помочь местным общинам решить их проблемы, поскольку собранные средства напрямую поступают в бюджет общины, на территории которой зарегистрированы точки реализации подакцизных товаров.
В 2016 г. для простоты расчетов ставку розничного акциза на бензины, дизтопливо и LPG сделали фиксированной — EUR0,042 за 1 л.
Но проблема в том, что местные власти просто не располагают необходимыми ресурсами для администрирования налога. “Проблемы в администрировании этого налога в части розничной торговли нефтепродуктами приводят к потерям для местных бюджетов.
По оценкам специалистов отрасли нефтепродуктов, суммарные потери местных бюджетов из этого источника в 2016 г. составят 1,7 млрд грн. Для бюджета Киева такие потери оцениваются в 222,6 млн грн.
При этом у органов местного самоуправления отсутствуют инструменты контроля за недобросовестными плательщиками”, — говорится в письме КГГА правительству.
И если существующая система налогообложения топлива не будет изменена, то, по словам Нины Южаниной, председателя Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики, в 2017 г. потери местных бюджетов могут составить уже около 2 млрд грн.
Но специалисты подчеркивают, что такая сумма, скорее всего, будет “актуальной” уже по результатам текущего года. А потери общин в будущем году пока подсчитать трудно: “неуклюжее” введение налога стало стимулом для стремительной тенизации оборота топлива.
Насколько далеко зайдет этот процесс в 2017 г., если не принять предлагаемые изменения законодательства, будет зависеть от динамики цен на нефтепродукты и LPG.
Не исключено, что потери составят 3 млрд грн.
Стимул для тени
Сергей Куюн, директор “Консалтинговой группы А-95”, напоминает: “Розничный акцизный налог был экстренно разработан буквально в новогоднюю ночь, накануне голосования по Бюджету-2015. Никаких необходимых согласований и проработок эта норма не проходила.
Тем более не было выслушано мнение специалистов “подакцизных” отраслей. В дальнейшем это повлекло за собой очень печальные последствия, главным из которых стала невозможность сбора налога, превратившегося в источник коррупции и стимул для развития теневого рынка топлива”.
Слова эксперта подтвердила БИЗНЕСу и генеральный директор компании “Параллель” Елена Хилиенко, по мнению которой, с введением розничного акциза на продажу топлива ряд операторов нашли способ обойти этот налог.
“Они стали переносить свои продажи в безналичный расчет, который, по их утверждениям, не может быть отнесен к розничной реализации.
В результате, по данным консалтинговой компании UPECO, только около 40% участников рынка добросовестно платят розничный акциз”, — отметила г-жа Хилиенко.
Проблема актуальна для всего топливного рынка, но, как подчеркивает Сергей Куюн, настоящей бедой розничный акциз стал для розничной реализации сжиженного газа, рынок которого стремительно тенезировался в 2016 г., когда ставку налога сделали фиксированной — 1,17-1,32 грн./л (в зависимости от курсовых колебаний).
Причина — в ценах на топливо. Разница в 5% (или в 1,2 грн./л) в стоимости бензина и дизтоплива, в общем, достаточное обычное явление — все зависит от сети, расположения АЗС, удаленности от населенного пункта и т.п. Но вот в цене на LPG указанные 1,17-1,32 грн./л достигали уже 20%.
“Произошел лавинообразный рост нелегального рынка LPG. Нелегальные АГЗС и газовые заправки, решившие работать “мимо кассы”, получали превосходное конкурентное преимущество, гарантировавшее им поток клиентов”, — считает г-н Куюн.
“Рынок на то и рынок, чтобы цены варьировались, и потребитель мог сам выбирать, за что платить. Но при этом все должны работать в одном правовом поле. Если кто-то налоги платит, а кто-то — нет, это размывает рынок, уменьшая поступления в бюджет.
Рынка газа это касается в первую очередь. В столице, например, нелегальных пунктов продажи газа около 400 — их больше, чем “белого рынка” (на них приходится 70% оборота LPG в Киеве. — Ред.)”, — говорит Вячеслав Стешенко, коммерческий директора АЗС KLO.
Впрочем, у проблемы есть еще одна сторона — изменение баланса топливного рынка. Ввиду относительной дешевизны сжиженного газа автотранспорт в Украине активно газифицируется довольно давно.
Но нынешняя тенизация рынка LPG привела к явному перекосу в балансе рынка со всеми вытекающими последствиями для бюджетных поступлений.
Рост импорта LPG, акциз на который составляет EUR31 за 1 тыс.л, приводит к естественному снижению потребления бензинов, облагаемых по ставке EUR171,5 за 1 тыс.л.
Все — “за”
Нельзя сказать, что о проблеме говорят только легальные реализаторы — она уже попала в поле зрения органов власти.
В частности, по словам Татьяны Кулишовой, директора департамента по исследованию рынка ТЭК и ЖКХ АМКУ, Комитет уже рекомендовал Государственной фискальной службе включить розничный акциз на нефтепродукты в базовую ставку, поскольку некоторые участники рынка уклоняются от уплаты налога, что создает неравные конкурентные условия на рынке.
В самой же ГФС констатировали, что с администрированием розничного акциза на топливо возникает немало проблем, и, как заявил председатель Службы Роман Насиров, целесообразно включить его в основную ставку акцизного налога на нефтепродукты.
При этом, как подсчитал Леонид Косянчук, президент Ассоциации “Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины”, если по увеличенной на EUR42 ставке налогом будет облагаться все потребление горючего в Украине, прирост поступлений в местные бюджеты составит 1,9 млрд грн., а государственный бюджет Украины дополнительно получит 1,2 млрд грн. НДС.
При условии же постепенного “обеления” рынка и восстановления баланса в государственный и местные бюджеты, по мнению г-на Косянчука, может дополнительно поступить примерно 8,4 млрд грн.
А Минфин — “против”
Парадоксально, но даже эти цифры не впечатляют Министерство финансов Украины, которое, казалось бы, должно быть кровно заинтересованным в детенизации рынка топлива и увеличении бюджетных доходов.
В ведомстве Александра Данилюка упорно игнорируют все предложения других органов законодательной и исполнительной власти, местных властей, представителей бизнеса и экспертной среды и отказываются внести необходимые правки в законопроект №5132 от 15.09.16 г.
“О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины”, который подан Минфином в ВР в пакете проектов для формирования бюджета на следующий год.
Как сообщили в пресс-службе министерства, оно также отвергает вариант распределения налога на горючее из центрального бюджета между местными бюджетами в случае объединения ставок акциза, поскольку это противоречит Бюджетному кодексу Украины.
При этом в Минфине апеллируют к невозможности определения единого методологического подхода к распределению субвенций в разрезе почти 11 тыс. местных бюджетов.
Решение
Сергей Куюн считает, что именно нежелание чиновников “закатать рукава” и выстраивать новые коммуникации центрального и местных бюджетов и является истинной причиной позиции Минфина.
Как отмечают эксперты, от привычного механизма субвенций нужно отказаться — к сожалению, он не гарантирует поступления денег на места.
Но на уровне встреч с Ассоциацией городов Украины, как рассказал Леонид Косянчук, “была достигнута договоренность о создании нового механизма перечисления части базового акциза в местные бюджеты путем прямых платежей Государственной казначейской службы Украины”.
Эти платежи будут формироваться после анализа данных кассовых аппаратов и направляться в бюджеты общин, на территории которых топливо было реализовано.
Здесь, отметил г-н Куюн, действительно есть проблема: прямые отношения с центральным бюджетом выстроены только у городов и 150 новых общин, сформированных в ходе децентрализации государственного управления (таким образом, 2,5 тыс. получателей прямых платежей уже есть).
Для остальных получателей в качестве временного выхода предложено перечислять средства в областные бюджеты.
Во-первых, так деньги попадут в область, где расположена община, а во-вторых, у них будет стимул для скорейшего объединения, чтобы напрямую выстраивать отношения с центральным бюджетом.
И, наконец, нужно помнить еще об одном аргументе в пользу объединения ставок акцизного налога.
Введение розничного акцизного налога на топливо идет вразрез с положениями Директивы Совета ЕС 2003/96 от 27 октября 2003 г. о реструктуризации системы налогообложения продуктов энергии
и электроэнергии.
В соответствии с Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС Украина взяла на себя обязательство имплементировать положения этой Директивы. Так что время покажет.