Главная / Газета / Нематериальные активы

Зимой крестьянин торжествует

00:00 | 27.03.2006
Зимой крестьянин торжествует
Автор: Татьяна Полищук

Ожидания роста газовых цен спровоцировали нетрадиционный для декабря-января ажиотажный спрос на минудобрения

Всплеск
Газовая война с Россией не только взбудоражила общественное мнение, но и откорректировала работу многих рынков, прямо или косвенно от этого газа зависящих. В частности, рынка минеральных удобрений, а особенно — субрынка самых популярных у отечественных аграриев азотных удобрений.

Как правило, большинство работников сельского хозяйства откладывали закупку мин­удобрений для весенне-полевых работ до конца зимы, в ожидании решений правительства о фиксировании цен на “корм для растений”.

И, как правило, Кабмин не обманывал ожиданий селян и в феврале заключал с производителями горюче-смазочных материалов и мин­удобрений меморандумы о поставках необходимой для посевной продукции по фиксированным (существенно отличавшимся от рыночных) ценам (в прошлогоднем меморандуме на аммиачную селитру была зафиксирована цена в 825 грн. за 1 т с учетом НДС, тогда как рыночная ее стоимость достигала 960 грн. за 1 т с учетом НДС).

В результате в марте возникал ажиотажный спрос на удобрения, особенно — на селитру. Химзаводы часто не успевали в полном объеме выполнять заказы, которые сыпались на них в марте.

Нынче события развивались по иному сценарию. В декабре 2005 г., в разгар газовой войны, когда россияне озвучивали предполагаемые цены на поставляемое в 2006 г. в Украину голубое топливо, сельхозпроизводители, не дожидаясь никаких меморандумов, начали активно приобретать аммиачную селитру.

Дело в том, что в структуре себе­стоимости производства селитры на газ приходится около 70%, и аграрии поняли, что даже если в феврале и зафиксируются “удобрительные” цены, они будут существенно отличаться от декабрьских. В итоге, в декабре 2005 г. было отгружено 113 тыс.т аммиачной селитры — рекордный объем за последние годы (в декабре 2004 г. было закуплено 35 тыс.т, в декабре 2003 г. — 62 тыс.т).

Но подорожания газа с таким же “нетерпением” ждали и производители минудобрений, понимавшие, что в 2006 г. при новых ценах им, чтобы не потерять рынки сбыта, придется ограничить рентабельность до минимума.

К тому же сработал элементарный рыночный закон: резкая активизация спроса почти всегда провоцирует удорожание предмета этого спроса (не стоит путать с противоположной ситуацией, когда уменьшение цен вызывает резкое увеличение объемов продаж того или иного товара). В результате отечественные химкомбинаты несколько раз в течение декабря — февраля повышали отпускные цены на селитру: с 850 грн. за 1 т в конце ноября — начале декабря 2005 г. до 990-1070 грн. за 1 т в феврале 2006 г.

Спад
В феврале спрос на химпродукцию затих. Одни операторы снижение активности связали с похолоданием, которое охватило всю Украину, в том числе и южный регион, где обычно в конце февраля уже начинались полевые работы. Другие — с тем, что цена на аммиачную селитру перевалила “психологический” барьер в 1000 грн. за 1 т.

Третьи — с тем, что крупные сельхозпроизводители успели “затариться”, а более мелкие аграрии, как обычно, откладывают покупку удобрений “до упора”, чтобы кредиты, которые им придется брать под весенне-полевые работы, не висели на них лишние месяцы. Не последнюю роль в “приостановке” “минерального” спроса сыграло и то, что в феврале НКРЭ зафиксировала предельный уровень цен на газ для промпотребителей — 548 грн. за 1 тыс.куб.м (без учета НДС и транспортных расходов).

До этого газ поставляли по 422 грн. за 1 тыс.куб.м (на тех же условиях). С этого момента никакой неопределенности (по крайней мере, на ближайшие три-четыре месяца) с ценами на газ не было.

Умеющие считать аграрии соотнесли 30%-ное подорожание газа для химиков и возросшие на 25% (еще при старой стоимости газа) цены на аммиачную селитру. И решили, что мироеды-химики не имеют теперь морального права отказать им в очередном меморандуме о фиксировании цен.
И 23 февраля, на коллегии в Минпромполитики, представители МинАП внесли предложение о меморандуме. Как ни странно, химики без восторга отреагировали на аграрные инициативы. Химиков поддержал министр промполитики Украины, который заявил, что в 2006 г. поставки минеральных удобрений опережают составленный МинАП график, поэтому нет необходимости в подписании Меморандума о согласованных действиях между химиками и аграриями.

На самом деле ни о каком соблюдении какого бы то ни было согласованного графика и речи не шло. За декабрь — март крестьянам было отгружено немногим более 25,4% удобрений, необходимых, по мнению МинАП, для проведения весенне-полевых работ в 2006 г. С аммиачной селитрой ситуация получше: уже закуплено около 40% заявленного объема.

В феврале крестьяне почти не закупали отечественные удобрения. Благо на рынке еще с декабря прошлого года стали активничать импортеры российской селитры.

В декабре 2005 г. в Украину было ввезено 16,5 тыс.т этих удобрений, а в январе 2006 г. — еще 23 тыс.т. В то же время за январь — ноябрь 2005 г. было импортировано всего 19,4 тыс.т аммиачной селитры.

И цену россияне предложили украинскому рынку вполне конкурентную: в то время как с начала февраля отечественные производители повысили отпускные цены на селитру до 1070 грн. за 1 т, российская селитра предлагалась по 990 грн. за 1 т.

К тому же российские производители фиксируют цену на месяц вперед, в отличие от украинских, привыкших по несколько раз в месяц корректировать свои прайс-листы.

С россиянами оговорим контрактный период, объемы, сроки поставок на месяц вперед и начинаем работать. С украинскими же производителями обсуждаем цену на каждую партию, на каждый период”, — рассказал Владимир Хочай, заместитель генерального директора ООО “УкрАгро НПК” (г.Киев; трейдер и производитель химпродукции).

Тем не менее доля “соседской” аммиачной селитры на украинском рынке пока невелика, и долго влиять на ценовую ситуацию она не сможет. Пока. К сожалению, импортеры еще не в состоянии оценить перспективы роста российского присутствия на украинском минеральном (точнее, селитряном) рынке, поскольку в России сейчас тоже “свирепствует” посевная.

Но в феврале свое дело аммиачная селитра с севера сделала: украинские заводы были вынуждены пойти на уступки аграриям и снизить отпускные цены.

Активность покупателей удобрений крайне низка в связи с заполнением украинского рынка более дешевой российской аммиачной селитрой, — заявил Алекс Ровт, президент компании IBE Trade Corp (владеет 60% акций ЗАО “Северодонецкое объединение “Азот”). — К середине февраля на предприятии скопилось более 140 вагонов селитры. Сбыть этот объем удалось лишь к концу месяца, прибегнув к вынужденной мере — снижению цены с 994 грн. до 924 грн. за 1 т (с учетом НДС), что негативно отразилось на экономических показателях работы предприятия.”

Другие
Цены на другие виды мин­удобрений оставались более стабильными, правда, и потребности в них у селян гораздо меньшие. Например, карбамид трейдеры предлагают по 1266-1300 грн. за 1 т (CPT, в зависимости от объема закупаемой партии). И цена эта держится с ноября 2005 г.

Но консервативные украинские крестьяне оставляют без внимания этот вид удобрений (хотя в карбамиде содержание действующего вещества — аммиака — составляет 50%, а в аммиачной селитре — всего 30%). Химики объясняют нелюбовь украинских аграриев к карбамиду исключительно сложившимися в сельхоз­практике стереотипами, которые ни аграрии, ни химики сейчас сломать не в состоянии, да и желания что-либо ломать они пока не испытывают.

На украинские комплексные удобрения цены тоже несколько месяцев не меняются. Нитроаммофоску (NPK15:15:15; эта формула означает, что в общей массе комплекса фосфорной, азотной и калийной составляющих содержится по 15%) отечественные производители вот уже несколько месяцев отпускают по 1230-1300 грн. за 1 т (в зависимости от объемов закупаемой партии).

Но, несмотря на ценовую стабильность, аграрии в январе-феврале не очень активно приобретали местные комплексные удобрения, поскольку им интереснее предложения более эффективной российской нитроаммофоски (NPK16:16:16), которую трейдеры предлагают по 1450 грн. за 1 т на условиях CPT (т.е. почти что с доставкой на дом).

Чтобы оставаться хоть сколько-нибудь привлекательными для покупателя, химики вынуждены не только ограничивать рентабельность производства комплексных удобрений на уровне 2-3%, но и всячески привлекать крестьян различными оригинальными способами продажи. Владимир Хочай сетует:

Если есть возможность какой-либо компенсации со стороны государства, то украинские сельхозпроизводители приобретают отечественную нитроаммофоску на ура. Если же компенсации нет, то заводы вынуждены придумывать различные схемы (отсрочка платежа, векселя), чтобы заинтересовать аграриев”.

И сегодня, ввиду отсутствия обычных компенсационных схем, многие химические предприятия ведут с аграриями переговоры о подписании индивидуальных договоренностей относительно поставок комплексных и фосфорных удобрений.

С калийными удобрениями ситуация остается самой “стабильной”. Их в Украине производят крайне мало, поэтому потребности аграриев в этом виде подкормки удовлетворяют внешние поставщики, главным образом — ПО “Беларуськалий”. В 2005 г. Украина закупила 128 тыс.т белорусского хлористого калия, в 2006 г. украинские операторы подписали контракт на поставку 290 тыс. т этого продукта.

По информации, распространенной пресс-службой правительства Республики Беларусь, в середине февраля первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко заявил: “При определенных условиях — гарантии правительства Украины, Национального банка — мы готовы даже авансом отгрузить необходимое количество калийных удобрений”.