Главная / Газета / Корпоративная практика

Ценные гулаги

00:00 | 23.05.2011
Ценные гулаги
Автор:
Властные методы централизации депозитарной системы Украины приведут к тому, что собственники предприятий лишатся доступа к реестрам своих же акций

Централизация депозитарной системы Украины осуществляется темпами, которым позавидовали бы организаторы первых советских пятилеток. 10 декабря 2010 г. был подписан Меморандум с Международным валютным фондом (МВФ), согласно которому Украина обязалась в 2011 г. создать единый Центральный депозитарий, который бы осуществлял учет ценных бумаг (в частности, акций) всех предприятий страны (см. статью "Державна влазність").

В феврале 2011 г. Кабмин одобрил идею организации центрального депозитария на базе ОАО “Национальный депозитарий Украины” (НДУ), кстати, вопреки рекомендациям того же МВФ, а также Всемирного банка и Агентства США по международному развитию (USAID). А к середине мая руководители НДУ и Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) уже попытались перелицевать “под себя” законодательство, а заодно откорректировать структуру собственников Нацдепозитария.

А методов работы строителей цент­рального депозитария постеснялись бы и организаторы сопутствующей первым пятилеткам коллективизации. Чего стоит только сочиненный народным депутатом от “Партии Регионов” Игорем Прасоловым проект закона “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно централизации депозитарной системы Украины” (№8510 от
16.05.11 г.). Документ содержит массу ляпов, повторов и противоречий. Но одному его положению стоит уделить особое внимание, поскольку оно в состоянии разрушить всю систему собственности в стране.

Речь идет о внесении изменений в ст.42 Закона “О ценных бумагах и фондовом рынке” (точнее — о полном ее переформатировании). Действующая статья называется “Порядок раскрытия информации об учете именных ценных бумаг участниками депозитарной системы Украины” и предполагает, что в первую очередь предоставляться эта информация может и должна собственнику этой самой информации, т.е. акционеру, акционерному обществу и т.п., на основании его письменного заявления.

Законопроект “О внесении…” предлагает переименовать ст.42 следующим образом: “Доступ органов государственной власти и прочих лиц к информации, содержащейся в системе депозитарного учета”, а пункт о получении от депозитария информации владельцем этой самой информации попросту исключить из текста.

С принятием законопроекта доступ к информации владельцев хозобществ получат суды, правоохранительные структуры, орган исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга, Государственная исполнительная служба, специально уполномоченный орган исполнительной власти в сфере регулирования рынков финансовых услуг, нотариальные конторы (нотариусы), а также представители дипломатических и консульских учреждений Украины в других государствах.

По мнению Алексея Маловацкого, управляющего парт­нера юридической компании “Юс Новитас” (г.Киев; с 2009 г.), в случае принятия закона “депозитарные данные о компании сможет получить любой посторонний человек, но не акционеры этого предприятия”. На самом деле акционер сможет получить данные о состоянии и структуре реестра.

Но только через суд, нотариуса или посольство. А пока он будет изыскивать новый опосредованный способ узнать, что там с его акциями, эти ценные бумаги могут запросто стать “не его”, полагают некоторые эксперты, усматривающие в законопроекте чуть ли не откровенное “добро пожаловать” рейдерам.

Примечательно, что указанный законопроект вообще не регламентирует деятельность нового монополиста, создаваемого на рынке депозитарных услуг. Разработчики документа напрочь забыли, что у подобного органа должны быть, не только права, но и обязанности.

Проект не содержит определения, кто именно может быть акционером Центрального депозитария (например, хранители или другие профессиональные участники рынка ценных бумаг), и запрета на концентрацию его акций у одного акционера (хотя относительно других депозитариев сохраняется норма, предусматривающая, что в одних руках не может быть сконцентрировано более 25% акций).

Эта тотальная “забывчивость”, скорее всего, не случайна. Всего за полмесяца до регистрации законопроекта (27.04.11 г.) состоялось общее собрание акционеров ОАО “Национальный депозитарий Украины”. Среди прочего на собрании было решено увеличить уставный капитал на 72,3 млн грн. (в 3,4 раза!) — до 102,3 млн грн.

На первом этапе, 1-15 июля, объем эмиссии будет приобретен действующими акционерами, часть подписки смогут выкупить участники рынка, в том числе акционеры Всеукраинского депозитария ценных бумаг (ВДЦБ)”, — сообщил глава ГКЦБФР Дмитрий Тевелев.

И вот тут возникает масса загадок в части соблюдения действующего законодательства. Во-первых, почему на первом этапе акции продаются только действующим акционерам? Ведь такая преференция действует только для участников ЗАО (и то если его устав содержит соответствующее положение), а “Нацдепозитарий” — ОАО, и на том же собрании 27 апреля было принято решение преобразовать его не в частное, а в публичное общество.

Во-вторых, законодательство запрещает проводить эмиссию акций для покрытия убытков, а это напрямую касается НДУ, так как этот депозитарий хронически убыточен. Так что очень сомнительным выглядит предложение НДУ акционерам ВДЦБ выкупить акции допэмиссии, поскольку сама она может быть оспорена в суде. В-третьих, почему даже из действующих акционеров осуществить выкуп смогут лишь избранные?

Кроме государства в лице ГКЦБФР и Национального банка 6,3% уставного фонда НДУ контролирует “Смарт-холдинг” (подконтролен бизнесмену Вадиму Новинскому), 6,3% — бывший глава наблюдательного совета НДУ Виктор Ивченко, 1,4% — еще 20 компаний. Государству принадлежат 86% акций НДУ. Но в Законе “О Государственном бюджете на 2011 год” не предусмотрены средства на выкуп дополнительной эмиссии акций НДУ. Таким образом, уже через несколько месяцев госпакет акций НДУ уменьшится более чем втрое — до 25%.