Главная / Darkside

«Укргидроэнерго» просит денег на экологическую катастрофу

14:52 | 15.10.2018
«Укргидроэнерго» просит денег на экологическую катастрофу

16 октября регулятор планирует рассмотреть вопрос о пересмотре тарифа и увеличении финансирования инвестиционной программы на текущий год для ЧАО "Укргидроэнерго". Среди проектов, на которые гидроэнергетики просят деньги, указывается строительство второй очереди Днестровской Гаэс в составе агрегата #4, реконструкции других станций скандальное строительство Верхнеднистровского каскада ГЭС. По сути, нам предлагают из кармана потребителей профинансировать проекты, которые могут обернуться экологической катастрофой государственного масштаба, последствия которой могут оказаться необратимыми.

Зачем "Укргидроэнерго" дополнительные деньги

"Укргидроэнерго" просит Национальную комиссию, осуществляющую государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) повысить тариф до 63,57 коп/кВтч. Как поясняют энергетики, дополнительные средства нужны, в том числе, для финансирования возросших расходов на строительство Днестровской ГЭС и второй очереди ГЭС в Каховке. Однако запросы энергетиков вызывают немало вопросов. Именно поэтому на общественных слушаниях регулятор не поддержал инвестпрограмму "Укргидроэнерго".

Главный вопрос – стоит ли расширять финансирование "Укргидроэнерго", если компания не успевает освоить уже имеющийся ресурс? На сегодняшний день рентабельность «Укргидроэнерго» позволяет из года в год генерировать миллиардные прибыли. В частности, по прогнозам, в текущем году гидроэнергетики покажут прибыль в размере 2,455 млрд грн, что почти в 1,7 раза больше прошлогодней. При этом компания стабильно не выполняет инвестиционные планы. По результатам полугодия было освоено только 72% от запланированных инвестиций и, как ожидается, результаты 9 месяцев картину не изменят. Зато компания стабильно закладывает в свои планы миллиардные расходы на фактически замороженные проекты. Например, во время общественных слушаний в НКРЭКУ задались вопросом, почему на Каховскую ГЭС снова заложено 400 млн гривен, которые компания ранее уже закладывала, но проект так и не реализован – ни в 2016 году, ни в 2017 году. Более того, реальное строительство планируется начать только в 2020 году.

Если вспомнить многочисленные коррупционные скандалы, в которых фигурировало «Укргидроэнерго», ответ на вопрос «зачем компании больше денег?» - становится очевиден.

Ток ценой в убийство природы

Впрочем, финансовая составляющая – лишь вершина айсберга по-настоящему серьезных проблем, которыми чревата реализация планов гидроэнергетиков.

В Украине за последние 10 лет было принято три Стратегии развития энергетики: до 2020-го, 2025-го и до 2030 года. Все они предусматривали строительство трех объектов – Каховской ГЭС-2, Каневской ГАЭС и второй очереди Днестровской ГАЭС (5-й, 6-й и 7-й блоки). В июле 2016-го правительство утвердило отдельную Программу развития гидроэнергетики Украины до 2026 года, в которую к трем вышеупомянутым станциям добавился Верхнеднестровский каскад ГЭС – система из шести небольших ГЭС мощностью 390 МВт и водохранилища.

Эти планы уже вызвали недовольство со стороны Молдовы, которая считает, что увеличение количества агрегатов, а также их мощности, значительно уменьшит водоток Днестра и поставит страну в еще большую зависимость от Украины. Ведь Днестр – главный источник водоснабжения для Молдовы.

Днестр снабжает водой 80% населения страны, в том числе жители Кишинева могут остаться без питьевой воды. В этих условиях придется брать воду из водохранилищ и черпать подземные воды, точный объем которых неизвестен. Постоянное использование в бытовых целях грунтовых вод и водохранилищ, серьезно подорвет здоровье людей. В застойных водах водохранилищ, создаются благоприятные условия для массового развития сине-зеленых водорослей, которые провоцируют серьезные болезни.

Напуганы возможными последствиями и тысячи местных жителей Тернопольской, Ивано-Франковской и Одесской областей, для которых ожидаемое в результате реализации проекта ухудшение качества питьевой воды может оказаться меньшим из зол.

И, судя по выводам экологов, опасения местного населения далеко не беспочвенны. По словам представителя национального природного парка «Днестровский каньон» Александра Викирчака, строительство станций спровоцирует поднятие уровня Днестра вблизи ГЭС на 8 метров. В результате под водой могут оказаться земли и дома местных жителей. Что это означает для людей, говорить излишне. Ведь подтопления не только лишат их домов и огородов, но также могут спровоцировать массовые заболевания. И имущественные потери, и расходы на борьбу с возможными эпидемиями придется компенсировать из государственного бюджета, который и без того страдает от хронического дефицита.

Потери для местной флоры и фауны вообще сложно переоценить. Строительство нарушит экологическое равновесие, совершенно изменит фактически уникальный ландшафт этого края.

По сути, «Укргидроэнерго» продолжает строить ГЭС по схемам, практиковавшимся еще в советское время, когда влияние станций на окружающую среду вообще списывалось со счетов. «Все это привело сейчас к критическому состоянию наших рек. Мы это ярко можем видеть на примере Днепра, который у нас зеленеет" – говорит глава Национального экологического центра Украины Руслан Гаврилюк. О том, что украинские гидроэнергетики игнорируют экологическую составляющую своих проектов, красноречиво говорит тот факт, что, к примеру, ни один западный банк на сегодня не готов представить под них свое финансирование. Ведь кроме технической составляющей финансисты очень скрупулезно изучают влияние проекта на окружающую среду. А подтвердить безопасность для окружающей среды новых ГЭС наши энергетики не могут.

Зато у экологов есть предостаточно подтверждений вреда, который может нанести природе строительство, например, Верхнеднистровского каскада ГЭС. " На самом деле это губительный для природы проект. В первую очередь больше всего пострадает ихтиофауна. Сейчас в долине, в бассейне реки Днестр насчитывают 52 вида рыб. Сооружение системы ГЭС однозначно негативно повлияет на популяцию этих рыб. Скорее всего, некоторые виды полностью исчезнут. Однозначно исчезнут краснокнижные виды", - утверждает заместитель директора по научной работе Галицкого природного парка Владимир Бучко.

Сможет ли Украина восстановить уникальную флору и фауну, уничтоженную энергетиками, и стоит ли дополнительные мощности таких жертв – вопросы риторические. Поэтому, рассматривая вопрос об увеличении финансирования инвестиционных проектов для «Укргидроэнерго», НКРЭКУ во главе с Оксаной Кривенко должна принимать во внимание и экологическую составляющую, те риски и те последствия, которые потом уже невозможно будет исправить никакими деньгами.