Главная / Кейсы

Продать нельзя использовать. Давайте расставим знаки в вопросе госбанков!

25.04.2017
 Габриель Метсю,
Габриель Метсю, "Ростовщик и плачущая женщина", 1654
Глава Комитета ВР по вопросам финансовой политики и банковской деятельности

До 17 мая Минфин должен представить новую концепцию развития госбанков в Украине — видение прошлого состава правительства устарело. Решение об этом принято на заседании комитета ВР по вопросам финансовой политики и банковской деятельности.

Рост доли государственных банков открывает колоссальные возможности для ускорения реформ. Без преувеличения. Приглашаю экспертов обсудить успешные международные примеры, учесть особенности нашей страны и высказать свою точку зрения. Бывшие и нынешние руководители госбанков, ваш опыт крайне необходим в этой дискуссии.

Причины бедности Украины и глубины экономических кризисов — в постоянно ухудшающемся технологическом уровне экономики. Мы продаем миру все меньше сложных товаров, и все меньше их производим для себя.

Любое развитие технологий – длинные инвестиции. Но уверенности в украинском “завтра” для инвесторов пока нет: невероятный уровень коррупции, обдирающие всех до нитки силовики, рейдерство, невозможность быть уверенным в защите своей собственности в суде — такова действительность.Необходимость реформ всех этих сфер — условие номер один.

Есть и другие факторы. Стоимость кредитов — один из них. Конкурировать с иностранным бизнесом, деньги которому достаются под 2-5%, при наших ставках не выйдет. Ни на внутреннем рынке, ни на внешнем. Нужны дешёвые кредиты! Успешные страны создают отдельные системы институтов развития, чтобы поддержать национальных производителей дешевыми деньгами.

В Украине для создания подобной системы необходимо задействовать государственные банки. Было бы желание, или пресловутая “политическая воля” — деньги от продуктивной эмиссии НБУ, правительственных программ, международных финансовых организаций могли бы направляться на приоритетные направления украинского бизнеса. Как? Через кардинальное удешевление кредитных ставок с минимальным влиянием на темпы инфляции.

Минфин и НБУ в последние два года декларируют желание распродать госбанки. Продвигается идея несостоятельности государства в роли эффективного менеджера. “Государство — худший менеджер”, спрятав голову в песок, говорит финансовое руководство страны. Но значит надо повышать его эффективность! Никто же не предлагает распродать прокуратуру и суды? У государства свои задачи – только оно может обеспечить условия для экономического роста.

У нас государственные банки, практически превратились в универсальные. Но, как говорит японский эксперт Масару Танака, госбанки не должны конкурировать с частными. Они должны решать долгосрочные национальные задачи.

Поддержка экспортёров — одна из таких задач.

В Украине, исключительно формально, под эту функцию «заточен» «Укрэксимбанк». Понятно, что без системы долгосрочных государственных программ и постоянного контроля он превратился, традиционно, в кормушку для власть имущих.

Кредитованием экспортно-ориентированного бизнеса банк занимается «между делом», наравне с другими банковскими операциями.А должная суть его существования в другом: в системной поддержке несырьевого экспорта, кредитовании украинских экспортеров, покупателей их продукции, импорта технологий и оборудования для создания новых производств на территории Украины.

Поддержка малого и среднего бизнеса.

В США почти 97% экспортёров — представители МСБ. И там малый инновационный бизнес получает хорошую господдержку. Как и в Японии.

В большинстве стран ЕС доходы малого и среднего бизнеса, представители которого формируют средний класс, составляют если не основу, то очень заметный процент ВВП. Естественно, функция государства — поддержка этих предпринимателей. И здесь, госбанки могли бы стать надёжным средством. Малый и средний бизнес минимизирует урон любой экономики и всего общества от кризисов, делает их более устойчивыми и стабильными.

В нашей же стране принято считать, что даже упрощенная система налогообложения – это слишком для МСБ, и при любом удобном случае государство пытается перевести этот сектор на общие правила.

О микрокредитовании, бесплатном подключении к инфраструктуре, специальных условиях проектной поддержки, консультациях по планированию бизнеса и просчету рисков на государственном уровне никто даже не заикается. Хотя это важнейшая часть не только общей государственной политики, но и суть децентрализации.В успешных странах, тем временем, работают многоуровневые программы поддержки малого и среднего бизнеса.

Поддержка инфраструктурных и высокотехнологических проектов — стратегически важное направление. Речь не только о портах, аэропортах или мостах. Обновление подвижного состава грузового и общественного транспорта (привет закредитованному в российских банках Киевскому метрополитену), поддержка инновационных производств, повышение энергоэффективности промышленности и ЖКХ, модернизация устаревших производств — всё это залог стабильного развития.

Уже есть один яркий пример работы институтов развития в Украине. — Это энергоэффективные программы правительства в сотрудничестве с ЕБРР через украинские банки. Осталось повысить эффективность, кардинально нарастить масштабы и объемы финансирования.

Возвращение вкладов в банки.

Мы еще долго будем выходить из финансово-банковского кризиса. Свыше 1,5 млн. человек были вынуждены получать свои депозиты через систему компенсации вкладов. При этом сбережения всех граждан обесценились втрое. Невыплаченными по-прежнему остаются свыше 30 млрд. гривен (более 1,2 млрд. дол.). Львиная часть этой суммы вкладчики не получат никогда. В таких условиях очень важно вернуть доверие. Поэтому гарантия всех вкладов в госбанках необходима, как минимум еще несколько лет. Именно такой закон мы приняли в парламенте в конце прошлого года. Но Президент его так и не подписал, хотя сам вносил в Верховную Раду.

Правда, сберегательную функцию достаточно оставить лишь одному из госбанков.

Еще один большой комплекс задач – снижение уровня наличных, дедоларизация, снижение уровня кредитных ставок.

Теперь, когда в руках государства оказалось более 53% банковской системы, Минфин и НБУ получили беспрецедентные инструменты. Если они будут действовать сообща, они смогут мягко стимулировать страну снижать уровень наличных платежей. Не запретами и поборами, а выгодными стимулами и удобными инновационными сервисами. Опыт «ПриватБанка» тут в помощь.

Также они могут быстрее снижать уровень кредитных ставок, если будут умело соединять бюджетные программы для целевой компенсации ставок, целевое рефинансирование НБУ для банков на эти цели и классические инструменты монетарной политики.

Понятно, что в Украине такого рода предложения сразу получают резонную контраргументацию о коррупции и разворовывании средств. И предлагать внедрение таких механизмов без антикоррупционного надзора, без полного публичного и государственного контроля — бессмысленно. Но если бы ведущие мировые государства, где успешно работают такие механизмы: Канада, Япония, Южная Корея, Бразилия, не создавали инструменты стимулирования экономического роста только из-за опасений взяточничества — они никогда не достигли бы сегодняшних результатов.

10 ошибок мобильной версии сайта Как вебинары могут быть мощными факторами для роста вашего бизнеса? Бизнес по-западному. Как его поддерживают и почему мы должны это делать?