Главная / Українська мрія

«Большинство издателей — фанатики, которые очень любят книги» — Лера Иванова, исполнительный директор Nebo BookLab Publishing

04.06.2019
«Большинство издателей — фанатики, которые очень любят книги» — Лера Иванова, исполнительный директор Nebo BookLab Publishing

Преемственность бизнеса, передача дела по наследству — норма в обществе, где частная собственность под надежной защитой.

В Старом Свете часто можно встретить семьи, в которых разные поколения занимаются одним и тем же бизнесом. В Украине же это пока что не так распространено. В этом интервью мы задумались о том, реально ли быть счастливым, когда личное и рабочее сливаются воедино.

В серии интервью «Бегущие за cash flow» вместе с легендарным брендом ноутбуков для бизнеса ThinkPad от Lenovo мы выясняем, что такое «украинская мечта» и что помогает нашим предпринимателям развивать прибыльный бизнес на родине, могут ли современные технологии облегчить жизнь в эру мобильности и как изменился бизнес за последние несколько лет. Наш гость — Лера Иванова, исполнительный директор Nebo BookLab Publishing.


– Как вы решили стать предпринимателем? Чем руководствовались?

Мне сложно заниматься издательским делом. Сложно, но очень интересно.
Во-первых, люблю книги, а во-вторых — я принимаю решение, что в конечном счете попадет на украинский книжный рынок. У моей семьи уже была галерея на момент создания издательства, это часть холдинга.


Лера Иванова пользуется ноутбуком ThinkPad от Lenovo 

– Есть ли в вашем роду пример успешного предпринимательства? И вообще бизнесмены в семье? Ориентировались ли вы на этот пример?

У моей семьи есть галерея и книжный магазин. Галерею придумала моя мама. По специальности она экономист, и искусством начала заниматься случайно. Она была в Китае и заболела воспалением легких, в итоге ее положили в больницу. Все три недели, которые она там провела, мы с папой привозили ей книги по искусству. Когда она выздоровела и выписалась, она сказала: «Наконец-то я поняла, чем хочу заниматься». Сразу же пошла и отучилась на искусствоведа в НАИИА.


– С чего вы начали бизнес? Что-то изучали/читали или просто начали?

Я училась на факультете маркетинга. Правда, в издательстве я им не занимаюсь напрямую. И еще до открытия издательства мы выпустили первую книгу, под брендом нашего магазина. Тираж продался очень быстро и мы сделали еще один. Мы же начинали с книжного магазина, и все книги для него выбирали и заказывали сами. Это, конечно, не полноценное исследование рынка, но все же было понимание ниш, спроса и покупательского интереса.

– Что для вас успешный бизнес? Может ли бизнес работать в ноль, но считаться успешным?

Я всегда считала, что успех в бизнесе — это количество денег, которые ты заработал. Но когда начала заниматься издательством, поняла, что это количество благодарных тебе людей. Которые говорят, что эта книга изменила их жизнь. В такие моменты испытываешь эйфорию и восторг. Это ценно еще и потому, что в публичном пространстве человек скорее напишет негативный отзыв, а хорошее оставит при себе. И если он публично похвалил мою работу — значит, ему не просто понравилось, он в восторге.


– Как бы вы охарактеризовали состояние своего бизнеса сегодня? Условно: успешный/неуспешный? Какие критерии при этом учитываете?

Мы всегда хотели быть маленьким нишевым издательством. Нам комфортно с таким объемом книг, который мы сейчас выпускаем. Если выпускать больше — теряется какой-то шарм этих книг. А мы хотим к каждой прикладывать максимум усилий, не превращать это все в конвейер.

Если говорить о деньгах — заработок начинается со второго тиража. У нас таких книг было немного, потому что мы были мало где представлены. И у нас пока еще небольшой ассортимент. Чем больше у нас книг, тем в большем количестве мест мы появляемся и, соответственно, больше становится вероятность заработать.

Наверное, еще проблема в том, что книги конкурируют не между собой, а с фильмами, сериалами, даже с Instagram. Я не против медиа, но люди не оставляют себе времени для книг. А только они помогают развивать фантазию и словарный запас.


– Как думаете, что помогло вам преуспеть?

Я умею работать с критикой. Мы все время сталкиваемся с негативом. Во-первых, потому что мы печатаем книги на русском языке. Расскажу сейчас один кейс, которым горжусь, это правда круто было.

На позапрошлом «Книжном Арсенале» мы были представлены достаточно крупно. Люди нас заметили, начали подходить что-то смотреть и увидели, что есть книги на русском языке. Начали писать нам гадости в Facebook, мол, вас спонсирует Россия. Но я им объяснила, как обстоит ситуация на самом деле. Всегда права на печать книги по-русски на весь мир продавались только для России, на украинский язык — Украине. Я приехала в Болонью и сказала: «Продайте мне права на русский язык на территории Украины». Они отвечают, что тогда не смогут обеспечить русским права на весь мир. Я ответила, что им все равно не нужен весь мир, потому что в Украину они ничего привезти не смогут. И права стали разделять! Так что я, по сути, не даю России зарабатывать на территории Украины.

Конструктивная критика — это толчок к развитию.


– Почему вы остались в Украине, а не развиваете бизнес за рубежом?

Потому что здесь проще стартовать изначально. Во-первых, там нужно больше инвестиций. На порядок. Во-вторых, тут рынок книгоиздания только начал зарождаться. Строить бизнес на таком зарождающемся поле очень интересно. В Англии, например, все игроки уже прочно укрепились. Там в принципе шансов нет.

Я планирую продавать права на свои книги за границу. В следующем году уже буду активно этим заниматься. Мне кажется, что работать за границей хорошо, только если ты едешь работать на кого-то. А открыть свое дело за границей — это слишком сложно. Даже разобраться во всей документации, в правовой сфере. Если, конечно, за тебя эти вопросы не решают.

И у нас все же гораздо больше незанятых ниш. Даже в книжном бизнесе очень много чего не издано, вообще еще не переведено на украинский язык. Работы лет на сто вперед. Ниша книг об искусстве тоже свободна, есть два издательства, но они немного книг выпускают.

Есть, конечно, и негативные стороны. Вот эта книга, например, в Европе стоит 24 евро, а у нас — 450 гривен. У нас в стране очень маленькая маржа.

– Как думаете, почему люди боятся начинать свой бизнес?

Если говорить о книгоиздании — чтобы начать такой бизнес, нужно быть готовым к тому, что ты не сможешь зарабатывать столько, сколько хочешь. Большинство издателей просто фанатики, которые очень любят книги. Такая история не всех устраивает.

Мне кажется, что готовы рискнуть те люди, которые хотят что-то после себя оставить. Которые стремятся делать что-то свое. С тех пор как появился фриланс, люди более смело уходят с основного места работы, ищут что-то интересное для себя. То, чем они могут поделиться с другими.


– Появление телевидения в своё время пророчило смерть театру. Когда на рынок зашли электронные книги — в медиа заговорили о скорой смерти печатных. Но, нет, инновации только улучшали и театральный и книжный бизнесы. Как вы внедряете в своем бизнесе инновации? Помогает ли в этом ноутбук ThinkPad от Lenovo?

Да, электронная книга печатную не убьет. Живая книга от наличия конкуренции в диджитале — не страдает, а лишь дорожает. У нас очень традиционный бизнес и он про печатную книгу.

Об инновациях в их чистом виде сложно говорить. Но ноутбуком ThinkPad от Lenovo пользуюсь все время — с его помощью смотрю верстку, общаюсь с партнерами, договариваюсь.

С негативом в соцсетях работаем. Важно, чтобы коммуникация была стабильной. Важно слышать людей, с которыми ты работаешь, получать от них обратную связь и становиться лучше. Когда твой помощник-ноутбук ThinkPad от Lenovo, это делать просто и комфортно.

– Когда вы принимаете решение относительно бизнеса, что для вас играет бОльшую роль: возможность самому нести ответственность за результат этого решения или минимизация рисков?

Возможность самому нести ответственность. Я готова к тому, что проект может быть неудачным. В контексте нашего бизнеса — что книга будет плохо продаваться, не получится продать тираж за два года. У нас уже есть такая, это книга Андрея Платонова «Река Потудань». Она на двух языках одновременно, сначала язык оригинала — русский, потом идет перевод на украинский. Очень красивые иллюстрации Гамлета Зиньковского, тканевая обложка, тиснение. Получилось здорово, но себестоимость высокая. И вот она совсем не продается.

– Что для вас главные ценности в вашем бизнесе?

Во-первых, это своеобразный филантропский момент — я должна кому-то делать лучше. Мы стараемся вызывать эстетическое восприятие у детей и взрослых. Чтобы они читали книги в хорошем переводе — действительно качественном. И на хорошей бумаге, чтобы у них глаза не портились. И в галерее мы тоже дарим положительные эмоции, впечатления.

Во-вторых, важно, чтобы все в коллективе смотрели в одном направлении. Мы поняли это методом проб и ошибок, сейчас у нас хорошая слаженная команда. Мы все друг за другом договариваем предложения и с полуслова друг друга понимаем, работа стала намного легче и продуктивнее.

Еще очень важный момент — обеспечить своим сотрудникам комфортные условия работы. Чтобы они не переживали из-за задержки зарплаты, например. У нас всегда все число в число, день в день, и люди всегда спокойны и хорошо работают.

Еще наши книги прививают ценности читателям. Прежде всего, любовь к животным. Мы начала издательство с первой книги про собачку, которую подобрали на улице. Там суть в том, что ты можешь быть без породы и без имени, но ты все равно всегда найдешь свой дом и семью. Важно говорить о том, что есть бездомные животные и нужно не покупать питомца, а брать с улиц, спасать.

Еще мы говорим об искусстве — это наша основная тема. Энциклопедии, мифологические книги — это все закладывает некий культурный код.

И третья тема — это сильные женские персонажи, это моя маленькая слабость. У нас очень мало книг про мальчиков. Когда мы только открывали издательство, у меня была мечта выпустить любимую книгу детства. Это трилогия Филипа Пулмана «Темное начало». Там суть в том, что у каждого человека есть свой деймон — тотемное животное, которое постоянно за тобой ходит. И это твой лучший друг, ты с ним можешь разговаривать, он тебя всегда защищает в этом мистическом мире, полном опасностей. Главная героиня Лира там очень смелая и бесстрашная. Я всегда думала, что если я выпущу эту книгу, то достигну своего венца как издатель. Я выпускаю ее в этом году…


– Хотели бы вы в будущем передать свой успешный бизнес детям?

Только при условии, что я передам им еще какой-то пассивный доход. Потому что мое дело для души, а не для заработка. Для души — конечно, хотелось бы передать. Своим или детям моих родственников — у нас большая семья.


– Есть такое высказывание: «Если у вас в детстве не было машинки, но сейчас есть «Бентли», то все равно у вас в детстве не было машинки». Скажите, есть ли у вас такая «машинка»? Что это для вас?

Первое, что вспомнила, — как очень просила у родителей на 18 лет «Порш Кайен». Они мне подарили модельку и сказали: «У тебя теперь есть «Порш Кайен». Но именно про детство ничего не могу сказать, не на что пожаловаться. Конфеты не ела, но на море ездила.


– Каким было ваше детство?

У меня все было. И еще у меня было хорошее воспитание — моя стойкость к критике пришла ко мне от мамы. Мне кажется, очень важно не ругать ребенка, не кричать на него, чтобы он тебя не боялся. Я помню, как принесла домой двойку по русскому и мне мама сказала: «Это же твой родной язык, ты домашнее задание просто не сделала». И предложила вместе делать. То есть она всегда меня поддерживала, даже если я что-то делала не так.


– Что в детстве повлияло на ваш выбор стать предпринимателем?

Меня очень рано научили читать и я с тех пор всегда любила книги. Я никогда не думала, что буду заниматься ими профессионально, но меня окружала литература. Дома была огромная библиотека.

Меня всегда растили в духе свободы, говорили, что я сама выбираю, кем мне быть. И я в итоге поступила в Лондоне на маркетинг и коммуникации. Проанализировала в школе, какие предметы у меня лучше всего получаются, — это было похоже на сферу медиа и рекламы. Но я не умею придумывать слоганы и другие креативные штуки, поэтому подумала, что могу быть вот этим человеком между креативщиком и клиентом. Грубо говоря, маркетологом. Сейчас не могу найти применение этим знаниям — слабо представляю, какой может быть маркетинг у нас в Украине для книг.

– Изменился ли ваш круг общения после того, как вы начали свой бизнес?

Нет, не изменился. Среди моих коллег нет моих друзей, есть просто люди, к которым я хорошо отношусь, и люди, к которым никак не отношусь. А все друзья остались из детства, из университета. Я вообще белая ворона в книжном бизнесе, на меня все так смотрят, как будто я пришла сюда поиграться. Но видят, какой прогресс у нас за два года, и постепенно начинают считаться с нами. Не то чтобы это было очень важно для меня, но есть какое-то внутреннее желание медальки. Хочется, чтобы тебя кто-то признал на национальном уровне или что-то в этом духе. Больше всего мы считаемся с мнением наших читателей, с их советами. Сейчас как раз будем запускать голосование насчет того, какая книга у нас будет следующей в библиотеке приключений. Важно, чтобы твои люди тебе давали обратную связь, а что думают другие игроки рынка — не так важно.

– Какие люди повлияли на ваш выбор предпринимательства, не считая семьи?

Не знаю насчет детства, но вот сейчас я бы хотела, чтобы наше издательство стало таким, как Folio Society в Англии. Это нишевое издательство, у них такие роскошные книги, в ткани, с ляссе, с шикарными иллюстрациями. И переводы у них очень хорошие, одно удовольствие читать.


Книжный бизнес — очень своеобразная сфера предпринимательства. Он в большей степени об идее, чем о прибыли. Несмотря на то, что этот бизнес — достаточно традиционный, здесь можно воплощать инновации. Справиться со множеством вызовов в бизнесе и задач, быть на связи и ничего не упустить поможет легендарная линейка ноутбуков ThinkPad от Lenovo, специально продуманная для бизнеса.


Перший український BOOMBOX для майбутніх пікапів ЗСУ: стартує благодійний аукціон з унікальними "військовими" лотами Следствие ведут чудаки. Национальное бюро расследований авиапроисшествий хотело повысить статус, а попало в зависимость от министерства. С миру по чартеру - голому рубашка