Главная / Українська мрія

Двигатель раздора: стоит ли отдавать «Мотор Сич» китайцам

30.08.2019
#Fly9999: авіапром
Двигатель раздора: стоит ли отдавать «Мотор Сич» китайцам
аналитик, обозреватель транспортного рынка

Завод «Мотор Сич» снова на слуху из-за продажи крупного пакета его акций китайским компаниям. Главные вопросы, обсуждаемые в СМИ по этому поводу: даст ли разрешение на сделку Антимонопольный комитет Украины, и не приведет ли к уничтожению двигателестроительного гиганта его продажа Китаю. 

Проект #Fly9999 проясняет нюансы сделки.

«Ты помнишь, как все начиналось…»

История продажи «Мотор Сичи» известна широкой общественности еще с 2015 года, при этом открытой и прозрачной её не назовёшь. За этот период сделка успела обрасти различными домыслами, в масс-медиа появились неточности. Журналистам #Fly9999 удалось пообщаться с непосредственным участником процесса подготовки сделки. Он, по понятным причинам, пожелал остаться инкогнито.

Итак, четыре года тому назад между ЧАО «Мотор-Сич», китайской частной компанией был подписан договор о сотрудничестве. Речь шла о развитии авиадвигательного производства в Украине и строительстве крупноузлового производства в г. Чунцин в КНР.

В 2016 году «Мотор-Сич» получил льготное финансирование – $100 млн. В Чунцине же было начато строительство сборочного производства. На тот момент, когда китайские компании стали покупать акции «Мотор Сичи», предприятие давно уже было полностью приватизировано, а в руках его руководителя Вячеслава Богуслаева находилось около 80% акций.

Официально заявлялось про 16% акций, но реально через два десятка офшорных компаний он сконцентрировал основной пакет, правдами и неправдами скупая их у других акционеров (в 90-е приватизировать завод решил коллектив, и это позволило ему выжить).

“В 2016-2017 годах гражданин КНР Ван Синлей и еще несколько юридически не связанных между собой китайцев купили ряд офшорных компаний у лиц, связанных с Богуслаевым. В июне 2017 года Skyrizon и Xinwei обратились в Антимонопольный комитет Украины за разрешением сконцентрировать более 50% акций «Мотор Сичи» для слияния и возврата в составе материнской компании «Xinwei на биржу Шанхая, — рассказывает наш собеседник.

Skyrizon Aircraft Holdings Limited покупает акции таких компаний, как Granum Corporation (Панама), Likatron Enterprises Limited (Кипр) и Reckoner Investment Holdings Limited (Кипр).

По его словам, именно на основании этой заявки в АМКУ свое расследование начало СБУ. Было возбуждено уголовное дело («диверсия» и «подготовка к преступлению»). Но за два года ни оно, ни АМКУ признаков преступлений так и не нашли, состава преступления нет. Тем не менее, правительство вступило в длительные переговоры с тем, чтобы обеспечить интересы безопасности страны. И в 2017-2018 годах была выработана формула и базовые условия дальнейшего сотрудничества. Она подразумевает совместное управление целевым предприятием государством Украина в лице ГК «Укроборонпром» и китайской публичной компанией Xinwei.

1 марта 2018 года было утверждено решение СНБО относительно обеспечения интересов Украины. 27 апреля 2019 года «Укроборонпром» и группы компаний Xinwei и Skyrizon подписали соглашение о сотрудничестве, в котором и была отображена схема будущих отношений. 4 октября 2018 года правительство приняло решение по «Укроборонпром» по поводу возможности принять 25% в собственность государства и 2.8 млрд. грн. в государственный бюджет Украины, что нашло отражение в Законе о госбюджете на 2019 год.

Ни на тот момент, ни сейчас у государства Украина НЕТ ни одной акции в собственности. Около 75% акций с 2016-17 находится в собственности нескольких китайских посредников, под кредитные деньги китайского банка CDB и других китайских банков. У г-на Богуслаева из 16% осталось 6%.

Согласно с этой формулой, китайская сторона получает разрешение на концентрацию 50% и более акций. Но при этом безвозмездно передает Украине 25% акций — блокирующий пакет с расширенным правом вето на критически важные для Украины пункты. Даже если в дальнейшем китайская сторона принудительно скупит акции «Мотор Сичи» у миноритарных акционеров, ее пакет имеет меньше веса, чем блокирующий пакет в руках государства Украина.

7 июня 2019 года было подано совместное заявление в АМКУ от государства Украина в лице ГК «Укробронопром» на концентрацию (и возможность получить в дар) более 25% акций и компании Skyrizon на концентрацию более 50% акций «с целью совместного управления и контроля над ЧАО «Мотор Сич».

Акционерное соглашение предусматривает сохранение рабочих мест (на «Мотор Сичи» работает 25 тыс. человек), уровня заработных плат, загрузки целевого предприятия заказами на следующие 5 лет. Далее же должно быть подписано лицензионное соглашение.

Если АМКУ принимает позитивное решение, весь пакет договоров вступает в силу автоматически. Иначе он теряет силу и права на акции материнских компаний и конечных акций «Мотор-Сичи» получит основной банк-кредитор вместе с другими китайскими банками.

Скачать и забыть?

Основная угроза, о которой говорят чиновники, эксперты, журналисты и др. — это потенциальная утечка технологий. При чем сразу отметим: Китай четко дал понять миру: иностранные компании могут получить доступ к его рынку, но должны дать взамен свои технологи, еще лет сорок назад. Западные производители соглашались на создание совместных предприятий в Китае, по сути соглашаясь на то, что придется делиться технологиями. Китайские власти заявили: Поднебесная должна уступить часть своего рынка в обмен на передовые технологи.

Продажа акций «Мотор Сичи» может привести к тому, что китайцы «выкачают» нужные им технологии и уничтожат компанию, написал недавно военный эксперт и журналист Юрий Бутусов. Мол, украинских ученых массово переманивают, чтобы они работали на китайскую оборонную промышленность и приносили новые идеи и технологии. И приобретение «Мотор Сичи» может привести к технологическому скачку китайцев в области производства вертолетов, поскольку именно двигатели создают настоящую боевую платформу. А «после скачивания технологий завод, наверное, будет уничтожен», ведь Китаю нужны именно технологии, а не рабочие места в Украине.

Действительно, Китай год за годом идет к этой цели — созданию собственных двигателей, которые бы производились на своих же заводах. В 2016 году создана Китайская государственная корпорация авиационных двигателей (АECC). Это 80 тыс. специалистов и $3 млрд. годового бюджета.

В отрасли говорят: китайцы не могут просто взять и скопировать двигатели, им нужна помощь иностранных специалистов, которые работали бы непосредственно в китайских конструкторских бюро и на производстве. Особенную трудность составляет, например, производство лопаток (деталь турбины — ред..), которые должны выдерживать очень высокие температуры и давление.

Из последних новостей: Китай проводит испытания опытного образца нового турбореактивного двигателя для истребителей собственной разработки, который должен помочь догнать передовые зарубежные аналоги. Его разработкой занималась команда Научно-исследовательского института газовых турбин при АECC. Однако говорить о победе рано – большое число испытаний должны подтвердить его надежность.

В Чунцине продолжает строиться завод по производству авиадвигателей, уже введены в эксплуатацию испытательный цех и цех крупноузловой сборки. Это муниципалитете Чунцина и частных инвесторов – муниципалиет привлекает крупные производства, частные структуры хотят зарабатывать на продаже произведенных двигателей, выполняя как частные, так и госзаказы. На новый завод готовы забрать около 2000 специалистов из Украины. Зарплаты там в 3-10 раз выше украинских, но, понятно, что не каждый украинский специалист готов на переезд.

Однако потребности Китая в авиадвигателях значительно выше, так что даже если часть специалистов с «Мотор Сичи» согласится на переезд в Китай, здесь понадобится создавать даже дополнительные рабочие места. Грубо говоря, Китаю нужен добрый десяток таких вот гигантов, как «Мотор Сич». То, что является огромным для Украины — это мелочь для невероятно огромной КНР. Поднебесная заинтересована, в частности, в локализации производства украинского вертолетного двигателя ТВ3-117, моторов АИ-322Ф для учебно-тренировочных самолетов. 

 
Что касается технологий, то не проще ли было бы их просто купить у тех, кто имеет к ним доступ, а не вкладываться в покупку крупного завода-производителя? Собственно, конструкторское бюро, которое занимается разработкой двигателей, все эти годы оставалось в собственности государства — это КБ «Ивченко Прогресс». 

И со сменой собственника «Мотор Сичи» эта компания так и остается в госсобственности.

Опасения украинской власти понятны: государству важна уверенность в том, что его обороноспособность после продажи завода иностранцам не пострадает. Но на содержание «Мотор Сичи», по подсчетам специалистов, необходимо ежегодно не менее 12 млрд грн. И это без ежегодных затрат на развитие технологий и т.д., только на содержание работоспособности производства на минимальном уровне. Обеспечить завод достаточным количеством заказов Украина просто не может — у нас просто нет и не может быть таких больших потребностей в авиадвигателях.

До 2014 года «Мотор Сич» ежегодно отгружал в Россию до 250 двигателей, и это обеспечивало около 70% выручки завода. До закрытия рынка завод заработал $1,1 млрд., после, по оценкам Богуслаева, объемы производства сократились на 40%. А выручка за 5 лет сократилась более, чем вдвое — до $450 млн. в прошлом году. И Китай является основным покупателем украинских авиадвигателей. За первое полугодие 2019-го чистый убыток «Мотор Сичи» составил более 425 млн. грн, тогда как аналогичный период 2018 года компания завершила с чистой прибылью в 902,19 млн грн.

Собственно говоря, украинская оборонка в любом случае остается зависимой от чьих-то комплектующих — у нас нет предприятий, которые изготавливали бы абсолютно все компоненты для создания техники, будь то самолет или армейский грузовик. Например, избавляясь от зависимости от российских комплектующих в самолетах, часть из них мы все равно замещаем импортными. В нынешних же реалиях государство больше тратится на основные оборонные потребности — на «сухопутку». Да, авиацию модернизируют, но какой-то серьезной программы по обновлению авиапарка или строительству флота нет, сколько не говорили бы об их важности.

Представим себе, что в отдаленном будущем Китай таки освоил технологии производства авиадвигателей и даже построил на своей территории достаточное количество заводов для обеспечения своих потребностей. Что тогда будет с «Мотор Сичью»? Можно допустить, что акции предприятия продадут государству и прекратят здесь производство вообще. И тогда государство становится владельцем мощностей по производству авиадвигателей, обеспечивает собственные потребности — как раз то, что боятся потерять сегодня. И мы оказываемся практически на тех же позициях, что и сейчас. Ведь найти крупный рынок сбыта, который заменил бы потерянный российский рынок, украинский частный владелец «Мотор Сичи» все равно не смог. Кроме, собственно, китайского.

То есть, ситуация у нас на самом деле патовая: Китай готов обеспечивать наш завод заказами и вкладываться в него, но если «не срастется», то вполне может оставить нас без этих же заказов, направив средства на свои предприятия. И тогда мы снова-таки остаемся с проблемой — кому же продавать двигатели, если не Китаю (он не единственный покупатель, но аналогичного рынка нету). Прискорбная правда в том, что раньше была зависимость от одного крупного рынка, сейчас — от другого. Западу наши двигатели не нужны, есть свои производители, Россия развивает собственное двигателестроение.

Нельзя сказать, что мы единственные переживаем подобные муки — отдавать ли в кризисной ситуации важное предприятие «чужакам», которые могут обеспечить его заказами, а часом — и спасти от банкротства. В свое время американские власти взбудоражила новость о том, что China Aviation Industry General Aircraft Company собралась купить американскую Cirrus Aircraft — производителя поршневых самолетов, который столкнулся с серьезными трудностями. Мол, двигатель Williams FJ33-4A-19 — продукт двойного назначения, и КНР получит доступ к технологиям и применит их и в оборонной промышленности. Спустя два года, в 2011-м, сделка все-таки состоялась, завод продолжает работать. 

Собственно, мировая практика — это когда государство, понимая важность какого-то частного предприятия, которое хочет купить иностранный инвестор, выкупает это предприятие самостоятельно. В нашем же случае выкупать никто ничего не будет, зато у государства появилась возможность получить блокирующий пакет акций «Мотор Сичи» бесплатно и серьезно влиять на все процессы в вопросе управления и контроля предприятием в качестве сосбственника, в схеме частно-государственного партнерства.


Следствие ведут чудаки. Национальное бюро расследований авиапроисшествий хотело повысить статус, а попало в зависимость от министерства. С миру по чартеру - голому рубашка Украина & Британия: особенности национальной приватизации