Главная / Газета / Чужой опыт

Тускливое настроение

12:06 | 15.09.2014
Тускливое настроение
Автор: webmaster webmaster
Форсированная евроинтеграция стала лейтмотивом украинской политики последних месяцев. Между тем если в ЕС украинскими событиями живо интересуются (см. статью "Для профорумы"),

то в украинском обществе плохо понимают процессы, происходящие внутри Евросоюза, в который все вроде бы так хотят попасть. А там есть на что обратить внимание.

На саммите Европейского Совета, состоявшемся в Брюсселе еще 30 августа, были сделаны назначения на две номинально высшие должности в органах управления ЕС.

Главы государств — членов ЕС решили, что Верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности будет самая молодая в истории Италии министр иностранных дел Федерика Могерини,
а президентом Евросовета — премьер-министр Польши Дональд Туск (о том, как назначали на эту должность Хермана ван Ромпея, занимающего ее до сих пор, см. статью "Председатель земного шара"). В должности они вступят 1 декабря 2014 г.

Тем временем г-н Туск уже подал в отставку с поста премьера Польши, и в ближайшие недели в Польше должно появиться новое правительство.

Возглавит его, скорее всего, действующий глава Сейма Эва Копач, ранее занимавшая должность министра здравоохранения.

Формально высокий пост г-на Туска — это компенсация за отказ Польши от назначения Верховным представителем ЕС другого номинанта этой страны — министра иностранных дел Радослава Сикорского.

Фактически же выдвижение г-на Сикорского было лишь элементом торга для г-на Туска, и в результате последний получил главный приз — высшую представительную должность в ЕС.

Новое место работы позволит ему уйти от ответственности в случае весьма вероятного проигрыша его партии на парламентских выборах в 2015 г., а также выйти на новые политические горизонты.

Почти 7-летнего пребывания в кресле главы польского правительства оказалось явно достаточно для г-на Туска (см. статью "Полька-бабочка"; статью "Брат-2"), и теперь он ищет новые площадки для самореализации.

Долгая дорога
Слухи о том, что Дональд Туск примеривается к одному из кресел в Брюсселе, в Польше циркулируют уже несколько лет.

Должность в одном из органов ЕС может рассматриваться как продолжение домашней карьеры для многих политиков. Так, президент Еврокомиссии Жозе-Мануэль Баррозу в Брюссель перебрался из кресла премьер-министра Португалии.

Его преемник на брюссельском посту Жан-Клод Юнкер, до того как стать председателем Еврогруппы, был премьером Люксембурга. И хотя европейское будущее г-на Туска не вызывало сомнений, никакой конкретики за подобными рассуждениями не было.

Тем не менее летом этого года, когда после выборов в Европарламент (см. статью "Много шума") пришло время обсуждать состав новой Еврокомиссии и руководства других органов ЕС, имя Дональда Туска всплыло снова.

Сам он до последнего открещивался от перспективы работы в Брюсселе и заявлял, что его абсолютным приоритетом является руководство польским Кабмином.

Но когда раздался трубный глас судьбы, г-н Туск без тени сомнения принял решение переехать в Бельгию.

Решение о номинации на должность президента Евросовета Дональда Туска в Польше восприняли как успех всей страны. Даже злейший критик пана Туска, глава партии “Право и Справедливость” (PiS) Ярослав Качиньский поздравил своего конкурента.

Перед объявлением окончательного решения Европейского Совета премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон заявил о поддержке Дональда Туска.

По умолчанию считалось, что кандидатура будет поддержана и Германией (г-н Туск известен тем, что умеет прекрасно ладить с канцлером ФРГ Ангелой Меркель).

Кроме личных отношений и качеств в назначении Дональда Туска сыграл роль и неформальный договор европейских партий.

Согласно неписаной традиции, два самых мощных европейских партийных объединения — социал-демократы и Европейская народная партия (ЕНП; христианские демократы) — пытаются соблюдать баланс при назначении на высшие представительные должности в ЕС.

Федерика Могерини — выдвиженец социал-демократов, что облегчило прохождение на должность лидера входящей в ЕНП партии “Гражданская платформа” (PO) Дональда Туска.

Тем не менее рывок г-на Туска на высокие должности в ЕС не был гарантирован. Его избрание президентом Евросовета состоялось на фоне догорающего в Польше “кассетного” скандала, который чуть было не спровоцировал отставку правительства.

За рюмкой чаю
“Кассетный” скандал в Польше разразился в конце июня. Тогда еженедельник “Wprost” опубликовал расшифровки разговоров нескольких политиков высшего эшелона,

состоявшихся в течение 2013 г. в нескольких варшавских ресторанах, которые любили посещать польские политики.

Об одном из них, Sowa & Przyjaciele (“Сова и приятели”), теперь шутят, что ресторан нужно переименовать в “Одинокую сову”.

Записи разговоров делали официанты, работающие в заведениях. Однако пока остается невыясненным вопрос, откуда у них взялось соответствующее оборудование и собственно идея записать разговоры политиков.

Следствию один из замешанных в деле официантов заявил, что не думал, что записи обнародуют.

Первый из ставших достоянием общественности разговоров состоялся между министром внутренних дел Бартоломеем Сенькевичем и президентом Польского национального банка Мареком Белькой.

Во время неформального общения, сопровождаемого возлияниями, чиновники обсудили ряд тем, включая состояние польского государства, госдолг и деятельность Министерства финансов.

Наибольшее внимание привлекла часть беседы, посвященная мерам правительства в отношении дефицита бюджета. Министр внутренних дел и глава нацбанка Польши обсудили схему,

которая могла бы обеспечить польскому центробанку более широкие возможности для выкупа ценных бумаг Минфина, благодаря чему бюджет получил бы дополнительные средства.

При этом г-н Белька во время разговора весьма нелицеприятно отзывался о действующем на тот момент министре финансов Яцеке Ростовском, который, как ни странно, потерял свою должность вскоре после того, как разговор состоялся.

Следующим фигурантом публикаций еженедельника “Wprost” стал министр иностранных дел Радослав Сикорский. “Гвоздем” записей его бесед стала фраза о том, что союзы с США могут быть опасными и бесполезными, поскольку создают ложное чувство безопасности.

Записи вызвали возмущение сразу по нескольким пунктам. Тот факт, что министр внутренних дел обсуждал бюджетные проблемы с директором Польского национального банка,

породил обвинения в том, что правительство нарушило конституцию, посягнув на независимость финансового регулятора, и пыталось втянуть его в политическую борьбу:

во время разговора с г-ном Белькой г-н Сенькевич обронил фразу, мол, важно, чтобы главные конкуренты правящей партии “Гражданская платформа” из PiS не пришли к власти.

По версии представителей PiS, разговор состоялся по инициативе премьера Дональда Туска, который направил своего конфидента Бартоломея Сенькевича обсудить столь щекотливую тему.

Главу МВД до скандала рассматривали в качестве возможного преемника г-на Туска на посту лидера партии, если бы тот по каким-либо причинам отошел от дел в Польше.

В конце концов 6 августа прокуратура начала следствие по факту разговора, чтобы выяснить, не выдает ли запись преступный умысел. Оба участника беседы уже дали показания следствию.

Помимо обвинений с уголовным оттенком были и претензии политического характера. Министр внутренних дел, который позволяет неизвестным людям записывать свои неформальные беседы о состоянии дел в стране, выглядит не слишком респектабельно.

Обвинения, адресованные Радославу Сикорскому, сводились к тому, что министр, высказывания которого противоречат официальному курсу внешней политики

(официально Польша считает партнерство с США одним из своих приоритетов, в частности в связи с политикой безопасности страны), не может пользоваться доверием.

Дополнительный удар по репутации властей нанесла и первоначальная реакция на обнародование записей.

На следующий день после публикации спецслужба — Агентство внутренней безопасности — завела дело и попыталась изъять у журналистов “Wprost” записи разговоров.

Главный редактор журнала Сильвестр Лятковский, который, собственно, и располагал записями, предоставить их “охранке” отказался, мотивируя это тем, что, согласно закону, журналисты обязаны защищать анонимность своих информаторов.

Представители спецслужбы продолжали настаивать на том, что записи являются доказательством преступления — незаконного прослушивания разговоров, и требовали их отдать.

Через день после публикации материалов в помещение редакции ворвались бойцы спецотделов полиции с приказом изъять материалы. Операция превратилась в клоунаду.

Главный редактор материалы отдать отказался, а в редакцию по первому кличу примчались фиксировать события журналисты изо всех приличных и не очень изданий, присутствующих в столице Польши.

Проводить спецоперацию под прицелом десятков объективов “спецназовцы” не решились. Чуть позже защищать редакцию прибыли и несколько депутатов Сейма, что вообще заблокировало процесс.

С корабля
Все это вместе взятое могло бы спровоцировать мощный правительственный кризис и смену Кабмина, но этого, как ни странно, не произошло.

Парламент не поддержал предложение PiS о вынесении вотума недоверия правительству. Более того, не было поддержано даже предложение о смещении с должности ославившегося министра внутренних дел.

Ключевой в этих голосованиях была позиция участников правящей коалиции — партии “Польский народный союз”. Те решили “не раскачивать лодку” и поддержать коалицию.

Вероятно, многие в парламенте задумались о том, что начинать избирательную кампанию в 2014 г. будет для них не с руки. Очередные парламентские выборы в Польше должны пройти в октябре 2015 г.

Поэтому отставка правительства, которая привела бы, скорее всего, к новым выборам, стала бы слишком близкой по времени к плановым выборам, так что овчинка, возможно, и не стоила выделки.

Кроме того, в ноябре 2014 г. в Польше состоятся выборы в органы местного самоуправления, и все ведущие партии заняты формированием коалиций на местном уровне и работой над местными списками (см. статью "Операция "Висла").

Тем не менее летние события оказали серьезное влияние на рейтинг основных политических партий. PiS, согласно данным опросов, стала опережать PO в парламентских рейтингах.

Вероятно, в PO уже начали задумываться о том, какова жизнь в оппозиции. Для Дональда Туска возврат в статус оппозиционера после семи лет руководства правительством вряд ли был радужной перспективой.

Вероятно, такие размышления сыграли не последнюю роль в череде аргументов в пользу переезда в Брюссель.

И пока в Брюсселе позиции Польши выглядят блестяще (см. “В довесок” на стр.12, 13), в стране, весьма вероятно, грядет большое партийное переформатирование.

Самые большие изменения предстоят РО. Дональд Туск до сих пор являлся главой не только правительства, но и партии.

Пост премьера он уже оставил, а главой РО останется не дольше, чем до 1 декабря текущего года (именно с этого дня г-н Туск официально заступит на пост президента Евросовета).

В преддверии местных выборов 2014 г. и парламентских выборов 2015 г. партия должна будет как можно скорее определиться с новым руководством.

Но, как говорят некоторые критики, с этим могут возникнуть проблемы. Дональд Туск много лет был известен как довольно “ревнивый” партийный лидер, и нескольких своих конкурентов он успешно “слил”.

Один из потенциальных кандидатов в преемники на посту лидера партии Бартоломей Сенькевич “спалился” в “кассетном” скандале.

И хотя в РО хватает опытных публичных политиков, однако о них часто говорят, что одним из условий их продвижения по партийной линии была личная лояльность к лидеру партии, а это порождает некоторые сомнения в их успешности в самостоятельном плавании.

С учетом длительных брожений в среде правых партий: расколов и новых союзов с участием PiS, неопределенности с лидерством PO и низкого рейтинга левоцентристской партии “Союз демократической левой”, Польшу в ближайшее время ожидает период больших политических торгов.

Украинский фронт
Занятие Дональдом Туском должности президента Евросовета стало результатом стечения ряда обстоятельств.

За Польшей в ЕС записана роль важного симпатика Украины, страны, которая может разъяснить коллегам суть происходящего и показать действия российского империализма.

В то же время польский премьер за время нынешнего кризиса в Украине ни разу не позволил себе заявления, которое было бы оценено Берлином как слишком резкое.

Проявляя активность в украинском вопросе, он всегда подчеркивал, что решения по поводу нынешнего кризиса должны приниматься ЕС в целом, поскольку только в таком случае какие-либо действия возымеют эффект.

27 августа, выступая на первом после летних каникул заседании Сейма, всего за несколько дней до того, как была утверждена его новая роль в Брюсселе, г-н Туск заявил, что факт военной агрессии России против Украины не вызывает ни малейших сомнений,

однако снова подтвердил, что Польша в этой ситуации будет стараться работать в рамках широких союзов, а не действовать на территории Украины самостоятельно.

Демонстрируя сочувствие Украине, польское правительство в рамках общей политики ЕС отказалось поставлять в Украину вооружение и всячески подчеркивало свое желание “играть в команде”.

В то время как министр обороны Польши Томаш Семоняк объяснял, что Украина является одним из крупнейших продавцов оружия в мире, а значит, сможет продержаться и без поставок извне,

министр внутренних дел Бартоломей Сенькевич заявлял, что его ведомство готовится разбираться с проблемами на украинско-польской границе, которые могут возникнуть в результате кризиса, и защищать восточную границу ЕС.

В довесок
Назначением Дональда Туска участие Польши в формировании нового состава органов управления ЕС не ограничится. Согласно договорам ЕС, каждая из стран — членов Союза имеет также право заполнить квоту одного из членов Еврокомиссии.

Так что “в нагрузку” к г-ну Туску в Брюссель отправляется еще и Эльжбета Беньковская, вице-премьер Польши, занимавшаяся в правительстве вопросами инфраструктуры. Она стала еврокомиссаром по вопросам внутреннего рынка ЕС.

Вообще, следует заметить, что с момента вступления в ЕС должности представителей Польши всегда были весомыми: первый польский еврокомиссар Павел Самецкий занимался региональной политикой, а нынешний, Януш Левандовский, — вопросами бюджета.

Кроме того, представители Польши уже успели побывать в должностях вице-президента (Яцек Сариуш-Вольский) и президента (Ежи Бузек) Европарламента.

Главной причиной такого уважения был статус Польши как “примерного ученика” в группе стран, присоединившихся к ЕС в результате большого расширения в 2004 г.:

имеются в виду показатели экономического роста, размах реформ, а также значение Польши как самой большой страны из “новобранцев” ЕС (численность населения около 40 млн чел.).

Кроме того, Польша была сверхактивна в поисках своего места в ЕС. В 2009 г. страна вместе со Швецией стала одним из инициаторов “Восточного Партнерства” (см. на www.business.ua БИЗНЕС №20 от 18.05.09 г., стр.20, 21).

Проект, как показала практика, имел сомнительные успехи, однако сам факт вовлеченности Польши в брюссельские инициативы продвигает страну к ключевым должностям в ЕС.