Главная / Газета / Форс-мажор

Скоксились

15:10 | 15.09.2014
Скоксились
Автор: webmaster webmaster
Похоже, украинская металлургия дождалась-таки своего “черного лебедя” из теории американского экономиста и трейдера Нассима Талеба.

Правда, в данном случае речь идет о неожиданном и непредсказуемом событии с отрицательным уклоном, хотя, согласно г-ну Талебу, “черные лебеди” — это не всегда плохо.

Еще в начале лета никто из участников рынка не предполагал, что несколько украинских метзаводов будут остановлены, а коксохимические предприятия перестанут производить кокс,

поскольку не смогут доставить уголь из Донбасса (под угрозой и работа украинских ТЭС, которые могут остаться без топлива; см. статью "Утопительный сезон").

Но в начале осени стало ясно, что последствия нынешней ситуации в промышленности могут быть гораздо худшими, чем в 2008-2009 гг. (см. “Ситуация” на стр.36, 37).

К тому же даже краткосрочное отсутствие украинских металлургов на традиционных мировых рынках может привести к частичной или полной их потере.

Локомотив под названием “металлургия” замедляет ход, и сейчас ни у кого нет уверенности, доедет ли он до конечной станции. И какой именно будет эта станция, тоже непонятно”,

— характеризует обстановку в отрасли Александр Шейко, начальник отдела анализа рынков черной металлургии ГП “Держзовнішінформ” (г.Киев; информационно-аналитическое обеспечение внешнеэкономической деятельности; с 1996 г.; 80 чел.).

Как выкручиваются

В сложившейся ситуации металлурги и коксохимики пытаются решить проблемы нехватки сырья, импортируя его.

Например, по словам Александра Зражевского, генерального директора объединения предприятий (ОП) “Металлургпром” (г.Днепропетровск; координация деятельности предприятий ГМК, объединяет 40 предприятий, организаций и институтов; с 1995 г.),

вопрос загрузки Днепровского МК им.Дзержинского, который в конце июля — первой половине августа вследствие временной остановки Алчевского коксохимического завода (КХЗ) работал на треть мощности, был решен благодаря импортному коксу.

 “ДМК им.Дзержинского заключил контракт на поставку кокса из России с ОАО “Алтай-кокс” в объеме, необходимом для практически полной загрузки мощностей”,

— уточняет Павел Перконос, директор по развитию проекта “Дельфика”, начальник аналитического отдела ГП “Укрпромвнешэкспертиза” (г.Киев; исследования и консалтинг в секторе стали и сырьевых материалов; с 1993 г.; 32 чел.).

При этом он отметил, что и другие предприятия пытаются диверсифицировать сырьевые потоки.

По предположению г-на Перконоса, ООО “Метинвест-Холдинг” (г.Донецк; управление горно-металлургическими активами компании “СКМ”; с 2006 г.; около 100 тыс.чел.) будет увеличивать поставку коксующегося угля с собственных американских шахт.

Своим сырьем затоваривается и “АрселорМиттал Кривой Рог” (АМКР). “Предприятие решает проблему нехватки угля и кокса посредством импорта, в основном из Польши”, — пояснили в пресс-службе компании.

Действительно, по мнению Евгения Тимошенко, руководителя департамента риск-менеджмента международной юридической фирмы Integrites (г.Киев; офисы в СНГ, Великобритании; с 2005 г.; 177 чел.), коксующийся уголь можно ввозить из Казахстана, Польши и США.

 “Но актуальным остается вопрос коксования, так как часть КХЗ находится на захваченной “сепаратистами” территории, а часть получила разного рода повреждения вследствие артобстрелов”, — заметил г-н Тимошенко.

Поэтому в сложившейся ситуации следует ожидать дальнейшего наращивания импорта не столько коксующегося угля, сколько самого кокса.

И эта тенденция уже наблюдается. По словам г-на Зражевского, в августе текущего года импортировано примерно 200 тыс.т кокса, тогда как в январе — июле ввезли 350 тыс.т этого сырья.

 “В результате за восемь месяцев 2014 г. поставки кокса из-за рубежа достигли 550 тыс.т, что на 21% больше, чем за аналогичный период 2013 г.”, — говорит он.

Сколько еще кокса будет импортировано и какой окажется загрузка производственных мощностей металлургов, пока сказать сложно.

Ведь все сейчас зависит отнюдь не от конъюнктуры мировых рынков сбыта, как было ранее, а от развития ситуации в Донбассе.

Если она не изменится к лучшему, т.е. возобновятся боевые действия и “сепаратисты” будут продолжать обстрел и захват предприятий, в этом году, по прогнозам “Металлургпрома”,

будет выпущено 23,4 млн т чугуна (на 6,6 млн т меньше, чем прогнозировалось), 26,2 млн т стали (–8,3 млн т) и 22,9 млн т проката (–7,6 млн т).

Таким образом, по сравнению с 2013 г. производство металлопродукции может уменьшиться на 20%. Есть и более мрачные прогнозы.

Согласно пессимистичному сценарию, снижение стального производства в текущем году может составить 40-60%”, — полагают некоторые эксперты.

Экспортные вариации
Естественно, сокращение метпроизводства в стране отразится и на объемах экспорта металлопродукции.

Думаю, что в 2014 г. отгрузки металла за рубеж уменьшатся минимум на 15%”, — сетует Павел Перконос.

Он также напоминает, что основной удар пришелся на август, когда остановились большинство украинских заводов (на момент подготовки публикации официальная статистика ВЭД за июль-август отсутствовала. — Ред.).

В целом, в первом полугодии текущего года объемы экспорта украинской металлопродукции сократились незначительно (см. “Структура экспорта…” на стр.34).

Причем отгрузки за рубеж слябов, горяче- и холоднокатаных рулонов из Украины в этот период удалось нарастить (см. “Структура экспорта плоского металлопроката… по видам продукции” на стр.37).

Аналитики констатируют: хотя нынешний август оказался периодом вялого спроса на традиционных для украинских металлургов рынках сбыта (деловая активность в странах Ближнего Востока пока не восстановилась после празднования Рамадана,

а в Европе — из-за сезона отпусков), цены все-таки выросли вследствие удорожания лома и необходимости пополнения запасов на локальных рынках.

Временное отсутствие украинской стали оказало некоторое влияние на традиционные рынки сбыта. В частности, квадратная заготовка на рынках Турции и Египта за последний месяц подорожала на $20 за 1 т — до $530-545 за 1 т, на условиях CFR.

Ближневосточные потребители начали заменять украинские “квадраты” российскими и белорусскими полуфабрикатами
”, — поясняет г-н Перконос.

Он также отмечает активизацию китайских производителей, которые ведут жесткую политику, направленную на расширение своих рынков сбыта, и частично вытесняют украинцев с рынков Ближнего Востока.

Так, если украинская заготовка на рынке Египта предлагается по $530-540 за 1 т, то китайская — по $515 за 1 т, на условиях CIF.

Однако египетские потребители не спешат затовариваться китайскими полуфабрикатами, поскольку их качество хуже, сроки доставки больше, а также существуют риски возможного невыполнения контрактов”, — считает г-н Перконос.

Он также уточнил, что при экспорте стальные полуфабрикаты из Китая часто декларируются как квадратный пруток с добавлением бора, что позволяет избежать уплаты экспортной пошлины в размере 25%.

Вместе с тем в последнее время таможенный контроль ужесточился, в результате чего партия товара может быть задержана или заблокирована на китайской границе.

С такой же, кстати, осторожностью зарубежные потребители относились и к украинской продукции, опасаясь невыполнения контрактов вследствие ведения боевых действий на востоке нашей страны.

И у потребителей из-за кордона были все основания для волнений. “Полностью прекратил экспорт квадратной заготовки крупнейший поставщик — Енакиевский метзавод, поставлявший 80-100 тыс.т этой продукции в месяц, тогда как АМКР,

наоборот, нарастил отгрузки. Но этих объемов недостаточно, чтобы полностью закрыть украинскую “брешь” на мировом рынке
”, — отмечает г-н Перконос.

Как бы там ни было, в начале сентября ближневосточный рынок стальной заготовки стабилизировался, ажиотаж, вызванный отсутствием украинской продукции, прошел.

Сейчас турецкие и египетские потребители настаивают на снижении цен на $10-20 за 1 т — до $520 за 1 т, на условиях CFR, — поясняет г-н Перконос.

— И для этого, думаю, есть все основания: стоимость квадратной заготовки в ближайшее время повышаться не будет
”.

Что касается плоского проката, второго после заготовки по объемам экспорта из Украины продукта, то фактор ограничения предложения из нашей страны сыграл свою роль на традиционных рынках сбыта (Турция и Европа).

За последний месяц плоский горячекатаный рулон в портах Черного моря подорожал на $10-15 за 1 т — до $550 за 1 т”, — подчеркивает Павел Перконос.

При этом он отмечает, что на рынке временно отсутствовала продукция предприятий “Метинвест-Холдинга” (“Азовстали” и Мариупольского МК им.Ильича), а Алчевский меткомбинат — крупнейший поставщик слябов в Европу — вовсе прекратил производство.

Ранее алчевские слябы перекатывались на прокатных мощностях корпорации “ИСД” в Венгрии (на предприятии Dunaferr) и Польше (на предприятии Huta Częstochowa).

 Воспользоваться тем, что Украина снизила предложение листа на этих рынках, по его словам, в августе удалось российским производителям, которые повысили цену на продукцию на $15 за 1 т.

Впрочем, рост цен на плоский прокат на этом может ограничиться, по крайней мере, осеннее повышение не должно быть значительным.

К началу сентября “Метинвест-Холдинг” возобновил контрактование своей продукции, а “ИСД” ищет варианты запуска сталелитейных мощностей на Huta Częstochowa и диверсификации поставок слябов на Dunaferr.

К тому же ценовое давление со стороны китайских предприятий, судя по всему, не будет повышать рыночные котировки.

По ожиданиям аналитиков, в ближайшее время слябы в портах Черного моря будут предлагаться по $485 за 1 т, а горячекатаный рулон — по $550 за 1 т, на условиях FOB.

Ситуация
В результате боевых действий в Донбассе наблюдаются перебои с сырьем для металлургических заводов.

Ввиду подрыва путей и мостов, повреждения линий электропередачи затруднены подвоз коксующегося угля на КХЗ и вывоз кокса на метпредприятия.

В результате нехватки коксоугля в январе — августе текущего года выпущено 10,5 млн т кокса, что на 11% меньше, чем за аналогичный период 2013 г. Последствия не замедлили сказаться.

Как рассказали БИЗНЕСу в ОП “Металлургпром”, по состоянию на 1 сентября 2014 г. работают 19 доменных печей из 30 (63%), восемь мартеновских печей из 11 (73%), 12 кислородных конвертеров из 21 (57%).

Ситуация особенно ухудшилась начиная с середины июля, когда в зоне проведения антитеррористической операции активизировались боевые действия; в августе же отрасль продемонстрировала самые низкие производственные показатели.

По словам Александра Зражевского, в прошлом месяце метпредприятия произвели
1,5 млн т чугуна — на 33% меньше, чем в июле, 1,8 млн т стали (–28%) и 1,5 млн т проката (–33%).

В результате ожидаемое уменьшение выручки металлургов в августе, по сравнению с июлем, составит более чем 5 млрд грн., в том числе экспортной — примерно $400 млн”, — подытоживает г-н Зражевский.

В целом, в июле — августе 2014 г. рынок, по некоторым данным, недополучил примерно 1,2 млн т чугуна (см. “Потери…”).

Стоит отметить, что среднесуточное производство металлопродукции уменьшается уже третий месяц подряд. В последний же месяц лета этот показатель оказался в 1,6-1,7 раза ниже майского отрицательного “пика” (см. “Среднесуточное…”).

При сравнении показателей работы отрасли в январе — августе 2014 г. с показателями аналогичных периодов 2008 г. и 2009 г. напрашивается вывод, что текущий год может оказаться похуже кризисных (см. “Среднегодовой…”).

По крайней мере, все предпосылки для этого имеются.

Нынешняя загрузка металлургических мощностей, составляя сейчас 40%, приближается к минимуму 2008 г. — 35%”, — констатирует Павел Перконос. По его словам, в зависимости от степени загрузки метзаводы можно условно разделить на три группы.

В первую входят полностью остановленные предприятия. С 13 августа прекращено производство на Енакиевском МЗ, с 23 августа — в его филиале в Макеевке,

который производит прокат из енакиевских заготовок (оба входят в структуру “Метинвест-Холдинга”, подконтрольного Ринату Ахметову).

В пресс-службе ООО “Метинвест-Холдинг” БИЗНЕСу пояснили, что в результате артобстрелов на Енакиевском МЗ вышли из строя известково-обжиговый и огне­упорный цеха, требующие теперь капитального ремонта.

В конвертерном цеху серьезно поврежден блок водоподготовки машины непрерывного литья заготовок. Разрушены оросительные системы и обшивка градирни, повреждены электрофильтры цеха вентиляции.

В управлении железнодорожного транспорта разрушены некоторые участки железнодорожных путей, фронтальный ковшовый погрузчик и универсальная путевая машина. Также пострадали складские и бытовые помещения.

С 15 августа простаивают Алчевский МК (“ИСД”; крупнейший акционер Сергей Тарута и российский “Внешэкономбанк”), а с 27 августа — Донецкий МЗ (группа “Донецксталь”; принадлежит Виктору Нусенкису): оба по причине отсутствия кокса и железорудного сырья.

Ко второй группе г-н Перконос относит так называемые рисковые предприятия, которые в случае несоблюдения перемирия и прямой военной агрессии со стороны России могут быть остановлены.

 “Это Мариупольский МК им.Ильича и комбинат “Азовсталь”, входящие в “Метинвест-Холдинг”, которые сейчас работают с существенно сниженной загрузкой мощностей”, — поясняет Павел Перконос.

И, наконец, третью группу составляют заводы, производственные мощности которых загружены практически максимально.

К таковым относятся “АрселорМиттал Кривой Рог” (принадлежит Лакшми Митталу), комбинат “Запорожсталь” (“Метинвест-Холдинг”), ДМК им.Дзержинского (“ИСД”), ДМЗ им.Петровского (“Евраз Груп”; крупнейший акционер Роман Абрамович).

Например, в ПАО “АМКР” БИЗНЕС заверили, что предприятие продолжает работать в нормальном режиме и объем производственных заказов остался практически неизменным (см. “Блиц-интервью” на стр.35).

Вместе с тем события на востоке Украины оказали определенное влияние на его деятельность. “В частности, изменился внутренний спрос на металлопродукцию. Поставки, которые ранее предприятие осуществляло в восточный регион,

переведены на альтернативные рынки: преимущественно в страны Ближнего Востока и Северной Африки, а также в страны СНГ
”, — отметили в пресс-службе АМКР.

Блиц-интервью
“Наш производственный процесс не нарушен”, —
утверждает Парамжит Калон, заместитель генерального директора по производству ПАО “АрселорМиттал Кривой Рог” (г.Кривой Рог, Днепропетровская обл.; производитель металлопродукции; с 1934 г.; около 33 тыс.чел.)


— Какое влияние оказали боевые действия на АМКР?

— Пока наш производственный процесс не нарушен. Перебои железнодорожного сообщения в районах, пострадавших от боевых действий, не оказали значительного влияния на транспортировку продукции по Украине.

Собственные оптовые склады в Киеве и Одессе, а также железнодорожные и автомобильные маршруты в направлении черноморских портов Николаева, Одессы и Октябрьска работают в обычном режиме.

Собственный грузовой терминал “Никмет” — экспортные “ворота” АМКР — функционирует нормально.

— Объемы производства на АМКР сократились?

— Производственные результаты августа были несколько выше средних ежемесячных показателей этого года, однако по сравнению с прошлогодними результатами выпуск чугуна и стали незначительно снизился.

За восемь месяцев 2014 г. производство чугуна составило 3,6 млн т (–0,9% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г.), стали — 4,1 (–2,6%), проката — 3,6 млн т (–1,7%).

На объемах производства в августе сказались плановая остановка доменной печи №9, ремонтные работы на конвертерах №1 и №6, 2-ванном сталеплавильном агрегате №6, печи для обжига извести №1, а также на четырех агломашинах агломерационных фабрик.