Главная / Газета / Страноведение

Заповедная зона

00:00 | 20.04.2013
Заповедная зона
Автор:

Что нам известно о Малайзии? Государство на крайнем юго-востоке Азии, по устройству — федеративная конституционная монархия. Основное население составляют малайцы, китайцы и выходцы из Индии. Кроме материковой части есть еще острова: Пинанг, Лабуан, архипелаг Лангкави, малазийская часть острова Калимантан.

От одних названий веет экзотикой, приправленной доброй порцией пряностей и ароматом заморских тропических фруктов. Однако современная Малайзия — это не банановая республика и не сырьевой придаток бывших метрополий. Это в начале 1980-х главными статьями экспорта Малайзии были олово, пальмовое масло, каучук, а сегодня она входит в число так называемых новых индустриальных стран.

Столичная штучка

Знакомство с Малайзией начинается со столицы — города Куала-Лумпур. Когда смотришь на его центр с высоты 35-этажного современного здания, он вовсе не похож на каменные джунгли (хотя и здесь некоторые кварталы выглядят именно так). Скорее, это громадный парк, среди которого “растут” небоскребы.

Немудрено, что прежде чем оценить все прелести урбанизации по-азиатски, гости столицы совершенно очаровываются ее природными красотами. Множество специализированных парков, разбросанных по городу, способны удовлетворить вкусы и ботаников, и зоологов. Тут есть зоны, где разводят орхидеи, птиц, бабочек. Последние своим разнообразием поражают даже искушенных энтомологов.

Пестрые тропические гиганты запросто садятся на плечо или, не обращая на посетителей парка никакого внимания, занимаются своими важными “бабочными” делами. Тут же в прозрачной воде небольших мелких прудиков степенно плавают разноцветные карпы кои, греются на солнце степенные черепахи. Подобные места — настоящее раздолье для фотографов! Но о том, что мы находимся в одном из азиатских мегаполисов, все же приходится вспомнить.

Хотя от прошлых времен в Куала-Лумпуре сохранилось много зданий в неомавританском, тюдорском и викторианском стилях, характерных для колониальной архитектуры былой владычицы морей (независимость от Великобритании Малайзия обрела лишь в 1957 г.Ред.), особенной гордостью, визитной карточкой столицы страны считаются башни-близнецы Петронас. Здесь размещается штаб-квартира одноименной нефтяной компании.

Киноманы наверняка узнают в этом 88-этажном небоскребе то место, где происходили события боевика “Западня” с Шоном Коннери и Кэтрин Зетой-Джонс. Эти два серебристо-хрустальных початка возвышаются над городом на четыре с половиной сотни метров. Построенные исключительно из местных материалов, они наглядно демонстрируют возможности и мощь одного из “азиатских тигров”. Видимо, неслучайно два “усатых-полосатых” зверя украшают национальный герб этой страны.

Общеизвестно, что одно из условий процветания государства — политическая стабильность. Недаром говорят: деньги любят тишину. “Лет пятьдесят назад и здесь было неспокойно. Действовали маоистские партизанские отряды”, — рассказывает о малазийском экономическом чуде русскоязычный гид Шамиль.

Родом он из Дагестана, уже восемь лет живет в Малайзии, окончил здесь университет, женился на малайке. “Но десять самых богатых семей страны поняли: хочешь спокойно спать — надо делиться с бедными. Посмотрите на соседние Филиппины, Индонезию. Да и в Таиланде, в отличие от нас, в последнее время случалось всякое” — продолжает Шамиль.

Лучистые доброжелательные улыбки на смуглых лицах горожан служат еще одним доказательством сказанного. При взгляде на местных жителей вообще создается впечатление, что попал в страну вечных летних каникул. Полный фэн-шуй и благоденствие.

Дорогами власти

Незаметно за разговором пролетает время в пути до административного центра страны — города Путраджаи. Сюда от Куала-Лумпура ведет шикарный платный автобан. Как Бразилиа в Бразилии, Путраджая — совершенно новый город. Идея его постройки родилась в 1980-х годах. Цель — разгрузить интенсивно развивающуюся столицу. Вот так на месте маленькой деревушки в 20 км к югу от Куала-Лумпура в 1995 г. вырос, как еще называют Путраджаю, “интеллектуальный город”.

Свое неофициальное название он получил, когда сюда перебралась исполнительная власть во главе с премьер-министром. Парламент же остался в официальной столице. После шумного и многолюдного Куала-Лумпура Путраджая поражает широченными проспектами, успешной реализацией масштабных архитектурных проектов с восточным колоритом. Во всем чувствуются мощь и размах.

Но эта монументальность, порой переходящая в помпезность, подчеркивающая “тигриную” мощь бурно развивающегося государства, и вместе с ней безлюдность улиц немного угнетают. Ощущение легкости и простора вызывает разве что мост, словно в полете распластавшийся над блестящей гладью большого искусственного озера. Почему-то вспоминается из далекого школьного: “Отчего люди не летают?”.

После масштабной Путраджаи в соседней Малакке, с ее старенькими узенькими улочками, ощущается спокойствие и уют. Складывается впечатление, что ты перенесся куда-то на Пиренейский полуостров. Оно и понятно: на протяжении веков Малакка была португальским заморским владением.

Об этом напоминает древняя крепость Фомоза, да и в лицах местных жителей заметны креольские черты. Но стоянка велорикш возле старинного католического собора возвращает в реальность: мы в самой южной оконечности континентальной Азии, на берегу Малаккского пролива. В одну сторону пойдешь — в Индонезию попадешь, в другую — на архипелаг Лангкави в Андаманском море уткнешься.

Остров без календаря

Архипелаг Лангкави — настоящий рай для туристов. И благодаря не только красотам тропической природы — джунглям, живописным горам, белоснежным пляжам, но и развитию индустрии развлечений. К тому же одноименный с архипелагом остров — это зона duty-free, что для некоторых категорий туристов очень и очень привлекательно, если учесть тот факт, что Малайзия — мусульманская страна, и здесь действует сухой закон. Местные гиды говорят, что бывают дни, когда на Лангкави прилетают по два чартерных рейса из России. На острове даже есть ресторан “USSR” с русской и среднеазиатской кухнями, а его персонал общается с посетителями на великом и могучем.

Шамиль рекомендует нам “эконом-вариант” обеда — в кафе его знакомых. Мы располагаемся на берегу. Под ногами — песок, невдалеке в темноте плещется море. Полное впечатление, что мы на родине — где-то под Одессой или на Азовском побережье. Правда, поданные свежевыловленные и отменно приготовленные королевские креветки, жареная барракуда, сдобренная соком лайма, да в придачу стаканчик джина быстро возвращают нас в реальность: мы на далеком острове посреди Андаманского моря.

Кстати, когда вся компания решала, чем отметить начало островной жизни, выбор на джин пал интуитивно. Только позже, уже дома, из рассказа одного из знакомых, проведшего не один год в Анголе, довелось узнать, что в тропиках именно джин благодаря содержащемуся в нем “антималярийному” хинину — самый предпочтительный напиток.

Вечер на берегу удался. Чего нельзя было сказать о наступившем утре. Часть нашей компании, лежа на шезлонгах под пальмами, обдуваемая ласковым легким бризом, как выяснилось, пропустила замечательную экскурсию в местный национальный парк. Мы так и не покормили из рук морских орлов, не пообщались с шаловливыми мартышками. Может, это и к лучшему: будет повод еще разок заглянуть на гостеприимный Лангкави.

В базарный день

Остров Пинанг не зря называют столицей еды Малайзии. Местная кухня — особая гордость островитян. Не так давно американский журнал “Time” признал общепит этого острова лучшим в Азии. Тут действительно очень вкусно готовят. Что радует особенно — блюда не такие жгуче острые, как, например, у жителей соседнего Таиланда, и не настолько экзотичные, как во Вьетнаме. Те же гости Малайзии, кто вообще не испытывает восторга от кулинарных экспериментов, могут заказать что-нибудь из европейской кухни.

Полное раздолье здесь и любителям шопинга. Особенно в глубинке, где достойной альтернативой суперсовременным торговым центрам служат лавки и раскладки местных торговцев. Чего здесь только не найдешь! От туземного “антиквариата” и экзотических сувениров до роскошных часов марки Rolex. В пересчете на наши деньги в Малайзии они стоят гривень 10. Красивые “котлы” на первый взгляд от фирменных не отличишь.

Правда, все они — одноразовые, закончить срок службы могут и через пару дней. Но если не поскупиться и “аж за сто” гривень приобрести довольно пристойную копию кварцевых швейцарских часов, то таким сувениром удастся попользоваться дольше. Так что покупки в этих краях — своеобразная лотерея для любителей острых ощущений. А еще не стоит забывать, что восточный базар подразумевает торг.

Он здесь не то что уместен, а обязателен. Лихо дискутируя с уличными коммерсантами с использованием почти всего своего английского запаса “коммерчески выгодных выражений” вроде “how much”и “discount”, мы ввязывались в увлекательные состязания, победа в которых часто оказывалась на нашей стороне. Снизить стартовые цены порой удавалось минимум на порядок.

{{cut}}

В слиянии с природой

Третий по величине в мире остров Калимантан уникален. Во-первых, это единственная островная территория, разделенная между тремя государствами — Малайзией, Индонезией и Брунеем. Кстати, искаженное англичанами наименование последнего и прижилось в качестве еще одного, даже более популярного, варианта названия острова — Борнео. А еще его называют колыбелью эволюции.

Ведь местные джунгли никогда не знали ледникового периода, благодаря чему здесь сохранилось невероятное количество форм и видов флоры и фауны. Чтобы в этом убедиться, даже не надо погружаться в тропические заросли, достаточно пройтись по удобным дорожкам, проложенным среди скал и горных ручьев местных национальных парков и ботанических садов.

Например, в национальном парке Кинабалу собрана уникальная коллекция эндемиков. Одних только орхидей здесь около 800 видов, а еще почти 600 видов папоротников, около сотни видов млекопитающих, в том числе несколько видов человекообразных обезьян. Для удобства туристов все “экспонаты” этого природоведческого музея под открытым небом снабжены разноцветными табличками.

Рейнджер парка Раджис объясняет нам, как правильно их читать: “Зеленый цвет — это представители семейства орхидных, красные таблички расположены перед эндемиками. Синие указывают на то, что данный представитель флоры используется в медицине. Например, кору этого дерева (мы подходим к растению, снабженному синим бейджем. — Авт.) растирают в порошок и принимают внутрь как афродизиак”.

Вслед за Раджисом углубляемся по узкой тропе в джунгли. Местные называют эти густые многоярусные тропические леса “the rain forest” — дождевой лес. В нем все еще сохраняются участки, куда не ступала нога белого человека. Воображение поражают гигантские древовидные папоротники — современники динозавров. И кто знает, может, где-то там, вдали от цивилизации, до сих пор водятся рептилии из юрского периода? А еще говорят, что в непроходимых чащах до сих пор живут племена охотников за человеческими головами.

Но мы направляемся в другую сторону, где за стеной леса шумит вода. Наша цель, кульминация путешествия, — рафтинг. На Борнео он уникален видом, открывающимся с борта надувной посудины: пальмы, древовидные папоротники, какие-то гигантские фикусы, обвитые лианами. Вокруг стоят удивительные ароматы, звучит бесконечная, древняя, как мир, песня джунглей, вплотную с обеих сторон подступающих к реке. Нам еще предстоит увидеть их во всем величии первозданной красы.

Парк расположен у подножия самой высокой горы острова — Кинабалу (более 4 тыс. м). К ее вершине проложен туристский маршрут, рассчитанный на двухдневный переход. В его финале, после ночного марш-броска, путешественников ждет восход Солнца. Только на рассвете отсюда открывается удивительный вид: джунгли, горы, океан. А потом поднимающиеся облака буквально на глазах скрывают панораму до следующего утра.  

Кошелек туриста

Перелет в Куала-Лумпур: прямых рейсов из Киева нет; с одной стыковкой (например, в иорданском Аммане или нидерландском Амстердаме) можно уложиться в $950.

Проживание в гостинице: в Куала-Лумпуре двухместный номер с завтраком в 3-звездочном отеле — около $40 в сутки, в 5-звездочном — от $110.

Средний счет в такси: в Куала-Лумпуре, по сравнению со столицами соседних стран, такси самое дешевое. Цена поездки по городу зависит от расстояния —$2-7. Рекомендуется просить таксиста включить счетчик.

Обед в кафе/ресторане: в кафе пообедать можно и за $15, часто цены вывешиваются при входе в заведение и указываются за 100 г или порцию. Ужин в ресторане без алкоголя обойдется в $20. Чаевые обычно в счет не включены; на усмотрение клиента можно дать 5-7% суммы.

Паспорт страны

Площадь: 329,8 тыс.кв.км.

Население: 28 млн чел.

Столица: г.Куала-Лумпур.

Форма правления: выборная федеративная конституционная монархия.

Административно-территориальное деление: 13 государств-субъектов федерации (штатов) и три федеральных территории.

Государственный язык: малайский.

Денежная единица: ринггит (2,62 грн./MYR).

ВВП на душу населения: $15,8 тыс. (2010 г.).