Главная / Государство

Международные закупки лекарств – новый способ борьбы с коррупцией в Минздраве

01.09.2016
Габор Вида. Аптекарь
Габор Вида. Аптекарь
Эксперт по правовым вопросам, доступу к лечению и интеллектуальной собственности БО «Всеукраинская сеть людей, живущих с ВИЧ/СПИД»
Несмотря на многочисленные попытки дискредитировать новый механизм и обвинения в неэффективности, и.о министра У.Супрун заявила, что Минздрав готовит договора с международными организациями на закупку лекарств за средства госбюджета. 

ЮНИСЕФ, ПРООН и Crown Agents, по ее словам, согласны продолжить сотрудничество с Украиной и в 2016 году. Но, пока Кабмином не утверждена номенклатура закупок, процесс приостановлен. В министерстве надеются, что новые договора будут подписаны в ближайшее время.

Почему международные закупки это хорошо?

ЮНИСЕФ в конце июля поставил в Украину основную часть препаратов для лечения ВИЧ. Из 22 позиций, предусмотренных для закупки, 17 наименований лекарств уже доставлены. Известны предварительные цены ЮНИСЕФ.

И первое, что стоит отметить, в 2015 г. для ВИЧ-инфицированных украинцев сэкономлено $ 4,2 млн. на международных закупках в сравнении с ценами 2012-2014 гг.
Второе. Украина в один момент получила доступ ко всему перечню медпрепаратов и прямые контакты с иностранными компаниями-производителями. Из процесса закупок устранены «компании–прокладки», что, несомненно, огорчает многих игроков фармационного рынка. 

По этой причине в адрес международных закупок так часто слышны негативные отзывы различных экспертов. До передачи закупок ЮНИСЕФ в 2015 г., в торгах Минздрава по программе ВИЧ не участвовал ни один нерезидент и почти все договора заключались с компаниями-дистрибьюторами.

Приведу пример из жизни одной «компании-прокладки», иллюстрирующий всю систему. В 2013 г. жизнь 30 тыс. ВИЧ-позитивных пациентов оказалась под угрозой. Компания «Вектор-Фарма» (позже «Фиолис-Трейд»), получив от Минздрава 100% предоплату в 54 млн. грн., так и не поставила препараты для лечения ВИЧ, одним из которых является отечественный препарат Протефлазид. Препаратов нет до сих пор, как и возврата средств государству. Точно так же не завершены уголовные дела, открытые три года назад. 

Тогда только благодаря усилиям организации «Сеть людей, живущих с ВИЧ» и международной помощи, лекарства были доставлены в Украину. Именно во избежание подобных ситуаций, мы не имеем морального права отказываться от закупок лекарств международными организациями.

Те самые пересуды

О ценах. Во-первых, некорректно цены 2015 г. сравнивать с ценами 2014 года. Тогда Украина получила специальные «гуманитарные» цены. В апреле-мае 2014 г. пациентскими организациями совместно с МОЗ Украины был проведен ряд переговоров с представителями 34 крупнейших фармацевтических компаний. В результате Украина получила существенные скидки на лекарственные средства, в связи со стремительной девальвацией национальной валюты, политическим и военным кризисом.

Тогда многие иностранные фармкомпании пошли навстречу Минздраву. В 2015 г. это смягчило ситуацию с обеспечением препаратами по государственной программе ВИЧ-позитивных пациентов. Но долго так продолжаться не могло и компании-производители предупредили, что при таких ценах работа в Украине теряет для них экономический смысл. Поэтому часть компаний вернула цены в долларовом эквиваленте практически на уровень 2013 года. 

Следовательно, нынешний эффект от закупок лекарств ЮНИСЕФ корректно сравнивать с ценами закупок Минздравом в 2013 году. Сравнение показывает значительную экономию – более чем в $2,8 млн. И это при том, что в 2015 г. из-за девальвации МОЗ сократил объем закупок лекарств (по сравнению с 2013-2014 гг.), а у производителей, соответственно, поубавилось желания снижать цены на лекарства.

Если говорить об антиретровирусных препаратах для ВИЧ-позитивных людей, то с 2013 г. в госбюджете денег на них практически не выделяется.

Монополии и патентодержатели

Если вы единственный производитель яблок, все пойдут покупать их к вам по той цене, которую вы назначите. Так и есть. По запатентованным антиретровирусным препаратам наблюдается наибольшее повышение цен в 2012-2015 гг.
В 2015 г. мы видим рост цен на препараты с действующим веществом абакавир, абакавир/ламивудин, лопинавир/ритонавир, ритонавир. Это также объясняется отходом от «гуманитарных» цен 2014 г. для Украины, которые были предоставлены компаниями «ГлаксоСмитКляйн» и «Эббви».

Совсем другая ситуация на рынке генерических препаратов. Конкурирующие генерические компании, напротив, снижают цены на препараты каждый год, начиная с 2012-го. Не обладая безграничной властью компаний-патентообладателей, повышение цены генерическими компаниями, при отсутствии коррупционного влияния и здоровой конкуренции, приведёт лишь к снижению их шансов на победу в тендере. Компаниям-оригинаторам такие риски не грозят. 

Патентообладатель является единственным источником препарата для заказчика лекарства, чем ставит последнего в безвыходное положение. Поэтому ситуация с препаратами, защищенными патентами, остается достаточно удручающей, при позитивных тенденциях в ценообразовании некоторых компаний.

Возвращаясь к вопросу эффективности международных закупок, следует подчеркнуть, что суммарная оценочная экономия благодаря закупкам ЮНИСЕФ при сравнении 2015 г. с ценами 2012-2014 гг. составляет до $4,2 млн. долларов.

$4,2 млн., на которые можно обеспечить антиретровирусными препаратами тысячи ВИЧ-позитивных украинцев, тем самым, замедлив темпы распространения эпидемии в стране. Эти цифры должны снять вопрос каких-либо политических и экономических спекуляций вокруг необходимости закупок лекарств через международные структуры.
Банкротство или долговое рабство: сколько стоит проигрыш «Нафтогаза» «Газпрому» В Україні припинилося масове закриття ФОП Галасюк: Резервів для заміни штучних коштів МВФ достатньо