Главная / Государство

Разборки на нефтяном рынке Украины

17:01 | 01.09.2016
Разборки на нефтяном рынке Украины
Автор:

Кто и зачем блокирует «Укртранснафту»?

Сегодня в нашу онлайн-редакцию обратился первый заместитель гендиректора ПАО «Укртранснафта» Андрей Пасишник с информацией о том, что Минэкономики и Минфин заблокировали хозяйственную деятельность «Укртранснафты» с технологической нефтью. Сделано это было несмотря на поручение первого вице-премьер министра Степана Кубива внести в десятидневный срок на рассмотрение Кабмина соответствующего проекта распоряжения правительства о снятии ограничений.


О компании

ОАО «Укртранснафта» – оператор системы магистральных нефтепроводов Украины, второй по величине в Европе, обеспечивает транспортировку нефти на украинские нефтеперерабатывающие заводы и транзитные поставки в страны Восточной и Центральной Европы. 100 % акций ОАО «Укртранснафты» владеет Национальная акционерная компания «Нафтогаз Украины».

Несмотря на неоднократные обращения «Укртранснафты» в министерства и Кабинет министров и даже учитывая наличие отдельного поручения первого вице-премьера Кубива внести в Кабмин проект распоряжения о снятии ограничений – минэкономики заняло полностью деконструктивную позицию, чем заблокировало нормальную хозяйственную деятельность «Укртранснафты», подчеркнул Андрей Пасишник. Такая позиция полностью блокирует оперативное принятие решений менеджментом Публичного акционерного общества и является вопиющим фактом вмешательства чиновников в деятельность компании, управление и контроль которой осуществляет НАК «Нафтогаз Украины» с независимым наблюдательным советом, отметил представитель «Укртранснафты».

Андрей Пасишник также предоставил фотографии соответствующих документов за подписью министра энергетики и угольной промышленности Игоря Насалика.


Чтобы внести ясность в сложившуюся ситуацию, мы обратились за комментарием к эксперту по вопросам нефтяного рынка Сергею Сапегину, который согласился рассказать об общей ситуации вокруг «Укртранснафты».


Блокирования по факту нет

Декларацию «Укртранснафтой» ее готовность к транзиту нефти из Азербайджана в страны Центральной Европы можно только приветствовать. Это сигнал потенциальным партнерам, что в случае подписания экспортерами контрактов на поставку нефти, а покупателей – о готовности ее принять, нефтепровод может заработать, как это уже было ранее с поставками российской нефти компанией ТНК или венесуэльской «Санта Барбары» для Беларуси. Однако у компании есть ряд нерешенных проблем. Среди таковых – туманные перспективы с технологической нефтью, которая находится в Кременчугском НПЗ. Ни конкретных планов, ни сроков, когда можно будет использовать эту нефть – нет. Дело еще рассматривается в судебных инстанциях, а спорить с «Приватом» в судах, как известно, можно долго и нудно.

Если говорить о других источниках нефти, которую ждут в «Укртранснафте», то здесь уже были декларации, но определенность тоже отсутствует. Два месяца назад компания направила письмо в Мининфраструктуры, в котором информировала о своих планах по транспортировке нефти из Азербайджана, Казахстана и других стран – экспортеров нефти. Согласно письму, объем транспортировки нефти уже в 2016 г может составить 200-300 тыс. т нефти. Однако, на запрос «Психеи» относительно того, с какими компаниями и на какие объемы заключены контракты на поставку нефти, а также кто покупатель нефти в Европе, «Укртранснафта» ответила, что еще идут переговоры по всем этим вопросам. Т.е., подписанных контрактов ни с одной, ни с другой стороны – нет. Поскольку официальная информация по этим вопросам отсутствует и сейчас, то я бы не стал ожидать, что планы, заявленные компанией своему министерству по транзиту нефти в 2016 году, будут выполнены.

Проблема с экономической целесообразностью поставок нефти. Как сообщили в компании «Психее», рабочие группы еще исследуют эти вопросы с точки зрения конкурентоспособности каспийской нефти российским поставкам. То же, скорее всего, касается понимания геополитических рисков таких поставок.

Не понятна переписка «Укртранснафты» с министерствами с целью упростить для себя принятие решений по технологической нефти. Ведь согласно ст. 7 закона о трубопроводном транспорте для этого все равно нужно решение Кабмина. Дело в том, что замена одного сорта нефти на другой в трубопроводах может пройти только через вытеснение одних объемов нефти другими. А согласно все той же ст.7, отчуждение основных фондов НАК «Нефтегаз Украины», дочерних и основанных им предприятий запрещено. «Укртранснафта» пытается представить эту замену нефти не как коммерческую деятельность. Но ведь это не так, поскольку неизбежно произойдет изменение балансовой стоимости нефти, ее качества, да и объемы могут поменяться.

Поэтому то, что в компании называют «блокированием оперативного принятия решений» по операциям с технологической нефтью, есть всего лишь выполнение Минфином и Минэкономразвития своих обязанностей согласно Закону Украины «Про трубопроводный транспорт». Кроме того, хочу отметить, что НАК «Нафтогаз Украины», как единственный акционер ПАО «Укртранснафта», упразднил наблюдательный совет компании, также упразднена ревизионная комиссия компании. С одной стороны, это упрощает управление ею. Однако, пока не совсем понятно, как будет осуществляться эффективный контроль над деятельностью компании, обеспечивающей работу стратегически важной для Украины отрасли?
Сергей Сапегин
Директор научно-технического центра «Психея»