Главная / Государство

США: С кем и против кого будет дружить Трамп?

12.01.2017
Карикатура на победу Трампа в президентской гонке
Карикатура на победу Трампа в президентской гонке
Ассоциированный эксперт Совета внешней политики «Украинская призма», эксперт Общественного комитета национальной безопасности Украины

Начало нового 2017 года ознаменуется официальным приходом к власти нового Президента США Дональда Трампа, который сменит амплуа «President-elect» на полноценного руководителя США после инаугурации. Опасения во всем мире вызывают как номинированные на назначение члены команды Трампа, так и ранее озвученные его предвыборные обещания и риторика.

В Украине наибольшее волнение связано с планами примирения США и РФ. Существенную роль в этом вопросе могут сыграть пророссийские креатуры Трампа на должности: госсекретаря (Рекс Тиллерсон) и советника нацбезопасности (Майкл Флин). Хотя, при этом не стоит упускать из внимания достаточно категоричного антироссийского номинанта на вице-президента – «ястреба» Майкла Пенса.

Россия – больше не угроза безопасности США?

Аналитическое сообщество разделилось во мнениях касательного будущих шагов Президента Трампа после инаугурации. Некоторые даже прочат ему импичмент, в случае явной пророссийской позиции.

Большинство сходятся во мнении, что принявший присягу 45-й Президент США начнет со смягчения не только риторики, но и уровня конфликтности американо-российских отношений. Косвенным подтверждением может быть информация журнала Foreign Policy (речь идет о служебной записке с приоритетами Трампа и его администрации) о том, что Россия не рассматривается его командой в качестве существенной угрозы для США, в отличие от Китая и КНДР.

По свидетельству этого издания, в упомянутом документе среди приоритетов фигурируют: (1) уничтожение «Исламского государства»; (2) усиление оборонных возможностей; увеличение ассигнований (снятие ограничений) на эти цели; (3) модернизация и повышение эффективности Пентагона и вооруженных сил в целом; (4) создание новой стратегии кибербезопасности и т.д.

Исходя из этой информации, можно предположить, что подготовленный переходной командой Трампа документ диссонирует с теми тезисами представителей Пентагона об угрозах со стороны Москвы, которые озвучивались на протяжении последних нескольких лет.

В ежегодном Докладе негосударственного Совета по международным отношениям делается акцент на приоритетности в 2017 году стратегии на упреждение конфликта между странами НАТО и РФ. При этом Украина, которая и ранее не была среди приоритетных государств, вообще не упоминается. Это свидетельствует о том, что Киев, если произойдет реальное «замирение» США-РФ, может оказаться практически один на один с Москвой или стать объектом торгов. О вероятности такой ситуации свидетельствуют прогнозы Блумберг и Стретфорд.

В этом случае Украину, вероятнее всего, будут подталкивать к действиям, изложенным в статье В. Пинчука (The Wall Street Journal, 29.12.2016). Речь идет о вероятной целесообразности «отказа» от Крыма, европейской и евроатлантической интеграции в обмен на уступки со стороны Кремля. Статья, ориентированная в большей степени на американский рынок – это не только определенный алгоритм действий, но и «зондаж почвы» и попытка в очередной раз «подружиться» с Трампом и его командой.

Прощальные подарки от Обамы – Украине и Трампу

Не стоит забывать, что после переизбрания Б. Обамы на второй срок Украина постепенно перешла в разряд не первоочередных для США государств. Формально, Вашингтон пошел по пути перекладывания ответственности «за судьбу Киева» на европейских партнеров (ФРГ, Францию и ЕС).

Действия Б. Обамы в преддверии Нового года (санкции против российских ГРУ и ФСБ; объявление персонами нон-грата 35 российских дипсотрудников) не что иное, как некое тактическое усложнение жизни новому Президенту. Москва в ответ отказалась от зеркальных действий со своей стороны. К сведению: Последний раз, вследствие «дела Ханссена», США прибегали к выдворению из страны российских дипломатов в 2001 г.

Существенное значение имеет тот факт, что действующая администрация Обамы использует разнообразные механизмы снижения легитимности Д. Трампа как нового президента США. Это касается не только доказательств влияния хакеров на результаты президентских выборов. При этом, как и ранее, личные санкции против главы Кремля или российского государства не были введены.

Тем самым создаются неблагоприятные условия для отмены Трампом санкций против российского истеблишмента. Возможность для маневра в этом вопросе для будущего президента США ограничивается. Ведь если он вместе со своей командой будет активно лоббировать вопрос их отмены, тогда будут все основания для того, чтобы признать его не только косвенную нелегитимность, а, соответственно, впоследствии инициировать процедуру импичмента, или временного отстранения.

Нельзя не согласиться с американистом Ю. Курнишовой в том, что обвинения в адрес РФ в попытке повлиять на итоги президентских выборов в США будут сопровождать Трампа весь президентский срок, о них будут вспоминать каждый раз при каждом декларировании желания примириться с Кремлем.

Не все республиканцы одинаковые

Можно предположить, что демократы вместе с частью республиканцев на уровне обеих палат Конгресса могут частично усложнить деятельность не только Трампа, но и его команды. Хотя сомнительно, чтобы такой союз был «долгоиграющим» с учетом того, что республиканцы доминируют не только в обеих палатах Конгресса, но и в Верховном суде.

В качестве позитивного сигнала можно воспринимать визит в Украину и заявления в преддверии Нового года конгрессменов-республиканцев во главе с Джоном Маккейном и Линдси Грем. Эти представители внутренней оппозиции республиканской партии символически «подбодрили» представителей украинского политикума и продемонстрировали, что, как и ранее, в рядах республиканцев и демократов присутствуют сторонники Украины.

При этом обещания американских конгрессменов об усилении санкций против РФ нельзя увязывать с позицией всех республиканцев, как и ожидать объединения политических оппонентов вокруг потребностей Киева и всецелого, а не ситуативного противодействия Трампу.

Можно согласиться с В. Портниковым в вопросе существования вероятности того, что (если такой союз станет реальностью, и будет подтверждаться эффективными голосованиями) это обстоятельство может стать не только главной политической новостью 2017 г., но и способствовать определенным сложностям в процессе функционирования американской системы государственного управления.

Вероятность подобного сценария не стоит окончательно отбрасывать в связи с тем, что главной новостью минувшего года стало избрание Д. Трампа в качестве Президента США – бизнесмена без опыта государственной деятельности и участия в избираемых органах власти.

Ось Москва-Анкара-Тегеран

Несмотря на все возможные «но», Трампу придется принимать во внимание факт, что Путин, воспользовавшись положительной конъюнктурой, активно повышает свое влияние в определенных регионах мира. В первую очередь речь идет о том, что Кремль фактически перехватил инициативу в «Сирийском вопросе». Все более отчетливые очертания получает ось Москва-Анкара-Тегеран, создание которой уже не единожды в истории блокировалось США.

Перечисленные государства по максимуму используют условные внешнеполитические «каникулы США» на Ближнем Востоке. РФ всеми доступными способами пытается сохранить у власти президента Сирии, под видом борьбы с терроризмом уничтожая созданное при помощи США оппозиционное к Асаду протогосударство.

Происходит выстраивание нового альтернативного формата урегулирования ситуации в Сирии при помощи новой переговорной площадки, при участии РФ, Турции и Ирана.

Фактически речь идет об альтернативе переговорному процессу без участия США и других посредников. В качестве одного из вероятных мест проведения мирных переговоров между сирийским правительством и оппозицией рассматривается Астана (Казахстан).

Позиция стран оси сводится к тому, что они создали костяк, а другие заинтересованные стороны могут приобщиться к процессу, учитывая уже заданное направление движения.

Чего ждать?

Так или иначе, приступивший к выполнению своих обязанностей американский президент не сможет игнорировать и не брать во внимание как внутри-, так и внешнеполитические контексты.

Ему придется считаться как с находящимися к нему в оппозиции демократами, так и внутренней оппозицией в пределах республиканской партии.

Можно прогнозировать, что при Трампе может происходить некоторое сближение США и РФ в тех вопросах, которые будут обоюдовыгодными и при этом не входящими в конфликт с национальными интересами США. Не стоит отвергать пусть даже ситуативную дружбу против кого-либо третьего.

Определенное влияние на политику Трампа и его внешнеполитические приоритеты могут иметь итоги избирательных компаний в Германии и Франции. Как известно, в этих странах высока вероятность прихода к власти прокремлевских политиков.
Банкротство или долговое рабство: сколько стоит проигрыш «Нафтогаза» «Газпрому» В Україні припинилося масове закриття ФОП Галасюк: Резервів для заміни штучних коштів МВФ достатньо