Главная / Газета / Государственные финансы

Вообразим на троих

09:55 | 22.09.2014
Вообразим на троих
Автор: webmaster webmaster
В позапрошлую среду, 10 сентября, на расширенном заседании Кабмина премьер-министр Арсений Яценюк заявил: “Как предусмотрено Конституцией, правительство внесет (в ВР. — Ред.) до 15-го числа Закон Украины о Государственном бюджете”.

 Параллельно, правда, он оговорился и о подаче “пакета бюджетной реформы и изменений в налоговое и бюджетное законодательство”, что законодательству не соответствует.

Однако уже к 15 сентября премьер решил, что он лично и возглавляемое им “правительство камикадзе” выше каких-то там “конституций”.

И сделал заявление противоположной направленности: “На действующей налоговой базе, без проведения налоговой реформы, реформы единого социального взноса и бюджетной реформы правительство не будет подавать Бюджет”.

Паперед батьки
Само по себе такое заявление чиновника звучит, конечно, дико. Помнится, “папередники”, когда еще не знали, на какой налоговой базе будет писаться Бюджет, поступали, с формальной точки зрения, законно:

в Верховную Раду подавался проект Бюджета, которому присваивался номер, но который при этом никто не видел, после чего Комитет ВР по вопросам бюджета возвращал мнимый проект на доработку в правительство (см. статью "Дурилка картонная").

Теперь же все выглядит еще и как шантаж. Правда, мы помним, чем закончился предыду­щий премьерский “заход” с подачей заявления об отставке.

Весьма вероятно, что тем же закончится и нынешний. Во всяком случае, пока вожделенный премьером пакет документов парламент отказался рассматривать наотрез: за рассмотрение проголосовали немногим более 100 депутатов.

В распоряжении БИЗНЕСа оказалась большая часть проекта Бюджета-2015, который еще полторы недели назад правительство все же собиралось регистрировать в Верховной Раде.

Уже тогда он был явно нереальным — даже на старой налоговой базе. На новой же (см. “И это все о ней” на стр.12) его решили сделать просто фантастическим.

 “Свежеутвержденный” правительственный макропрогноз (см. статью "Делить на ноль") за неделю успели обновить еще раз. Но, во-первых, даже без формального внесения изменений в ранее принятое постановление.

А во-вторых, это нисколько не приблизило проект к реальности: ни одна из претензий, предъявленных нами неделю назад к этому документу, при доработке удовлетворена не была.

Упорствуют в ереси
Кабмин упорно настаивает на том, что инфляция по итогам года составит 11,1%, хотя, к примеру, Нацбанк говорит о 19% при оптимальном развитии событий.

Правительство ожидает, что реальный ВВП снизится на 6%, при этом международные эксперты склоняются к показателю –10%… –9%. Курс на уровне 12 грн./USD по-прежнему мил Кабмину.

Что приводит к абсолютно неправильной оценке размера госдолга по отношению к ВВП, который в реальности к концу года почти наверняка превысит 60% (см. “Отношение…”).

А 60%, напомним, это жесткое обязательство, принятое при выпуске в декабре 2013 г. евробондов, которых на $3 млрд выкупила Россия (см. статью "Снова про ели").

В случае нарушения этого обязательства (что, как видим, неизбежно) российский Минфин будет обязан поставить вопрос о досрочном погашении облигаций.

Поскольку рост номинального ВВП в результате налоговой реформы не предусмотрен, то планируемое увеличение поступлений (см. “Доходы…” на стр.11) может объясняться исключительно продолжением непомерного фискального давления на бизнес.

А ведь именно это давление (помимо прочих понятных факторов) и приводит к тому, что кризис в украинской экономике не только не прекращается, но и набирает обороты.

При этом пороки существующей в Украине бюджетной системы нынешняя власть (как и прошлая) устранять не собирается. Особенно наглядно это демонстрирует планируемое уменьшение доли собственных доходов местных бюджетов (см. “Доля собственных…”).

И это все о ней
Само собой, отдельно следует сказать о рекламируемой правительством налоговой реформе (см. статью "Среда необитания").

С тех пор проект претерпел ряд изменений, но главное то, что реформы так не делаются: второпях и без привлечения к их обсуждению представителей бизнеса и экспертного
сообщества.

Понятно, что сокращение перечня налогов и сборов с 22 до девяти — фикция, поскольку реально сокращаются лишь несколько платежей, наиболее значимым из которых является целевая надбавка к действующему тарифу на газ.

Взамен, впрочем, предлагается ввести сразу два теоретически еще более значимых в материальном выражении налога: с продажи алкоголя и табака, который авторы прячут в акцизном налоге, и на нежилую недвижимость.

Первый из упомянутых налогов сложен для контроля и наверняка поспособствует выталкиванию в тень еще большей доли соответствующих (и так-то к этому склонных) рынков.

Второй наносит ущерб прежде всего производителям, тогда как интересы посредников практически не затронет. А главное — расчет миллиардных поступлений от этих налогов можно рассматривать как блеф.

Наиболее привлекательно выглядит идея резкого снижения ставки ЕСВ — до 15% для доходов, превышающих две минимальные зарплаты (не превышающих две минимальные зарплаты — 41%, сейчас такая ставка действует для дохода, не превышающего 10 минимальных зарплат).

Слабым местом данной инициативы является то, что авторы в принципе не просчитывали вариант негативного или хотя бы нейтрального эффекта от ее внедрения.

Предусмотрен исключительно рост поступлений — и в бюджет, и в социальные фонды. Объективная реальность может, в итоге, вынудить власть быстренько отказаться как раз от этой новации.

Физическое нездоровье
Упомянутая положительная инициатива нивелируется попыткой нездорового претворения в жизнь хорошей, в общем-то, идеи о налогообложении доходов физлиц, исходя из их расходов.

Первое, что сразу же вызывает вопрос: почему утверждение порядка “применения метода контроля за расходами и доходами” отдано на откуп Минфину, а не Верховной Раде?

Второй вопрос: зачем делегировать руководителям фискальной службы и ее региональных и местных подразделений право назначать проверки физлиц, не являющихся предпринимателями,

фактически по собственному усмотрению (тем более на фоне декларируемого ограничения вмешательства в деятельность субъектов хозяйствования; см. стр.6, 7. — Ред.)?

Третий вопрос: означает ли принятие данных норм отказ от презумпции невинов­ности? Ведь начальник-фискал сможет не только избирательно назначать проверки, но и выносить решения, неправомерность вынесения которых в суде должно будет доказывать физлицо!

Можно предположить, что на практике реализация предложенного механизма приведет к следующему:

  • еще большей коррумпированности в рядах фискальной службы;
  • элементарному уничтожению любой политической оппозиции и свободы слова;
  • серьезной зависимости от фискалов публичных деятелей и т.п.
Внедрить данную систему предлагается путем добровольно-принудительного декларирования гражданами всех своих активов.

Совсем недавно государство уже сыграло подобным образом в наперстки с населением, когда обязало задекларировать недвижимость и пообещало облагать только жилую ее площадь и только сверх утвержденного необлагаемого объема.

Теперь же власть решила порадовать тем, что платить придется с любого квадратного метра площади и без каких-либо необлагаемых минимумов! Есть желающие еще раз поверить государству?