Главная / Государственное регулирование

Запрос на честность. Или зачем Украине комплаенс

01.02.2018
Запрос на честность. Или зачем Украине комплаенс
Состоявшаяся под антикоррупционными лозунгами Революция достоинства продемонстрировала, что запрос общества на честную игру перешел в разряд требования и в результате, будучи неудовлетворенным, привел к смене власти в стране. Таким образом, украинские граждане, по сути, расставили акценты на ключевых для них приоритетах в развитии страны.

Одним из главных приоритетов стало снижение уровня коррупции. При этом, если в начале 2014 года речь шла преимущественно о коррупции в государственном секторе, то сегодня мы уже говорим и о бизнесе. Коррупция подразумевает дачу или получение взятки, и, как правило, одним их участников таких манипуляций является чиновник. Однако второй стороной выступает частное лицо, или представитель бизнеса. И вот тут-то и начинается самое интересное.

Можно сказать красиво, что борьба с коррупцией начинается с себя. А можно не просто сказать, а принять антикоррупционное законодательство, как это сделали американцы еще в 1977 году, весьма существенно снизив коррупционную составляющую в отношениях своих собственных компаний с чиновниками в иностранных юрисдикциях. С одной стороны, это усложнило жизнь многим американским корпорациям, которые стали вынуждены играть честно и при этом мириться с тем, что бизнесмены из других стран занимаются экспансией на новые рынки, срезая углы с помощью всевозможных «благотворительных» взносов, «безвозмездной помощи» и просто чемоданов с наличкой. Но с другой, это стало толчком к «экспорту» принципов добросовестности, или дью дилидженс, при ведении бизнеса.

В Украине частный бизнес тоже постепенно стал внедрять антикоррупционные меры, в том числе писать антикоррупционные программы, кодексы корпоративной этики, отстраивать системы контроля, проверять контрагентов на добросовестность, и так далее. И если в международных компаниях, действующих в Украине, такая практика не нова, и, как правило, спускается из главного офиса, то украинский бизнес делает все это без какого-либо опыта или ориентации на глобальные политики, которые являются подспорьем локальных офисов иностранных компаний.

Кроме того, в Украине создано единственное в своем роде объединение, главной целью которого является популяризация добросовестности в украинском бизнесе. Объединение так и называется – Всеукраинская сеть добропорядочности и комплаенса (UNIC). Сеть уже насчитывает пятьдесят членов, и это как международные тяжеловесы, так и небольшие украинские компании. Объединение не похоже ни на одно из существующих в Украине и не имеет целью продвижение или отстаивание интересов какого-то конкретного бизнеса, а направлено на создание в стране целого пласта компаний, которые категорически невосприимчивы к коррупции и недобросовестному поведению. Тот факт, что инициаторами создания этой Сети стали Совет бизнес-омбудсмена, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), а также Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) говорит опять-таки о международном влиянии на развитие антикоррупционных инициатив у нас. Особое внимание стоит обратить именно на ЕБРР, принимающий активное участие в консультировании и финансировании этой новой инициативы, и принять во внимание три следующих фактора:
1. очищение украинской банковской системы, и как следствие существенное сокращение количества финансовых учреждений, которые могут выдавать кредиты бизнесу
2. ужесточение требований Национального Банка к коммерческим банкам в отношении проверки клиентов
3. острая необходимость бизнеса в инвестициях средств, которых на территории Украины остается не так уж и много

Таким образом, украинские компании вынуждены «чиститься» для возможности кредитоваться или привлекать инвесторов за рубежом, ведь одним из важнейших критериев для предоставления средств иностранным банком, в том числе таким мощным как ЕБРР, является отсутствие так называемых комплаенс рисков у объекта инвестирования или кредитования. А это, по сути, прозрачность организационной структуры, финансов, отсутствие вовлеченности в коррупционные эпизоды и других признаков недобросовестного игрока.

Кроме того, помимо необходимости «очищения» бизнеса под финансирование, немаловажным фактором является и желание работать с западными контрагентами, а это в свою очередь означает соответствие их комплаенс программам. Многие американские компании, ввиду вышеупомянутого FCPA, проводят дью дилидженс всех своих контрагентов в иностранных юрисдикциях, в том числе и в Украине. И когда я говорю всех, то имею в виду и акционерные общества, и ФОПы, которые так или иначе вступают в экономические отношения с американским субъектом.

Таким образом, комплаенс в Украине – это, во-первых, запрос общества на честную игру всех участников рынка; во-вторых, одно из средств для выживания в условиях дефицита внутреннего финансирования; и в-третьих, развитие экономических отношений с развитыми рынками, где комплаенс – это уже образ мышления и даже культура.
Сила слова ПодНОТАРели Энергетическое эльдорадо