Украина – один из мировых лидеров по качеству специалистов в области ІТ-технологий. О своём творчестве в бизнесе, о правильном воспитании детей в контексте бизнеса семейного, о продукте, который бы удовлетворял самого производителя в первую очередь, о вовлечённости в своё дело и об украинской мечте мы поговорили с сооснователем и генеральным директором IT-Enterprise – крупнейшей отечественной компании по разработке ПО, комплексных систем для автоматизированного управления предприятиями – Олегом Щербатенко.

Поговорим об идеях. Где взять идею для бизнеса, как научить себя продуцировать идеи, что надо читать, чтобы найти свою идею?

Для того чтобы продуцировать себя и двигать свой бизнес, его цель должна совпадать с твоим внутренним видением. Внутреннее стремление должно совпадать с внешним, иначе ничего не получится.

История создания нашего бизнеса связана с тем, какое образование я получал. Моя специальность как раз связана с созданием автоматизированных систем для управления, планирования. В этом смысле мой бизнес является продолжением тех знаний, которые я получил в КПИ. Если же вернуться еще раньше, то моя специальность связана с моим внутренним стремлением, призванием. А дальше – дальше все определяется тем багажом знаний, которым ты обладаешь. Естественно, успешное продвижение бизнеса также напрямую зависит от твоей харизмы, ориентированности на инновации, изменения, первенство.

Как реализовать эти идеи и производить качественный продукт с высокой добавочной стоимостью в Украине?

Украина – это уникальная страна. Если мы говорим про ІТ-технологии, то наша страна была и является одним из центров на постсоветском пространстве, аккумулирующих в себе специалистов, которые могут проводить изменения в этой сфере. Например, Центр Глушкова – мощнейшая база, которая стала основой для подготовки специалистов мирового уровня. На постсоветском пространстве всего было три таких центра: Киев, Минск и Казань, которые продуцировали идеи и решения в области информационных технологий. Сейчас же Украина находится на четвертом месте в мире по развитию ІТ-индустрии, при этом у нас сформировалась благодатная почва для продуцирования идей, специалистов, готовых вносить изменения, инновации в мировое развитие.

Если говорить об IT-Enterprise, то я всегда говорил, что мы не только опираемся на стандарты, но мы эти стандарты создаем. Мы настроены на то, что стандарты не являются ограничением в развитии – мы расширяем их и создаем свои. Только в том случае, если ты позиционируешь свою деятельность именно так, можно создавать новый продукт. Создавать инновации означает уходить от стандартов и делать что-то новое – в своей деятельности мы всегда именно так и поступали. Оттолкнись от тех знаний, которые у тебя есть – и создай нечто, что расширит твое восприятие, твой мир, общие стандарты, методологии – так создается основа для будущего компании. В этом и состоит для меня украинская мечта. Украинская мечта – это менять привычный мир, нести в него инновации.

Как правильно подавать ценность продукта?

Для меня ценность продукта – это best practice его создания. Ценность продукта – это не красивая надпись в буклете и даже не его стоимость. Оценивается продукт вложенными в него знаниями, опытом, имплементацией решений и импактом тех изменений, которые этот продукт сделал. Этого правила мы придерживаемся в нашей деятельности непрекословно. По каждому направлению у нас есть лучшие практики, определяющие качество конечного результата и ценность продукта – в возможности использовать эти практики для достижения конечной цели. То есть если наше решение принесло прибыль клиенту – значит, продукт ценен.

На кого Вы ориентировались в своем развитии – есть ли у Вас какие-либо кумиры?

Я технократичный человек, поэтому мне сложно ответить на этот вопрос с позиции ориентирования на каких-то героев. Когда я начинаю что-то читать или изучать, я пытаюсь отойти и сконцентрироваться на своем собственном восприятии материала.

У Вас семейный бизнес и в Украине появляется все больше предприятий такого рода. Что бы вы посоветовали? Каких принципов стоит придерживаться в ведении такой деятельности?

Для меня в семейном бизнесе самое главное – никогда не стараться своим детям создавать какие-то ограничения в выборе жизненного пути, определять за них их специальность и место работы. Пожелание всем родителям: никогда не пытайтесь навязать решение ребенку, ведь чем больше он будет самостоятелен в принятии решений, тем лучший результат вы получите. Часто семейный бизнес сводится к принуждению детей идти в тот же ВУЗ, где учились родители, работать в семейном предприятии и так далее. Естественно, это делается для того, чтобы обезопасить ребенка от возможных ошибок. Намного проще идти по проверенному пути, где меньше проблем и все уже знакомо, но таким образом создаются тепличные условия, не позволяющие ребенку в будущем нормально справляться с трудностями этого мира. Такое влияние очень негативно сказывается на человеке. Моя личная теория в этом вопросе: если мир развивается по спирали, то родители своим контролем и влиянием останавливают спираль развития.


Всегда есть конфликт отцов и детей – он заложен генетически: каждый человек должен оттолкнуться от прошлого поколения и развиваться лучше, идти дальше, создавать новое. Естественно, он делает все не так, как делали это родители. И как только его загоняют в уже существующие рамки, спираль развития останавливается. Так происходит, когда сковывается инициатива и ставятся ограничения личностного роста. И поэтому в семейном бизнесе не стоит принуждать детей заниматься тем, чем занимались родители, если ребенку это не интересно.

Ваша компания на рынке уже практически 30 лет – то есть развивается на протяжении всех лет независимости Украины. Понятно, что бизнес зависит от экономических циклов, которые есть в стране, мире. Но при этом такой продукт, как, например, SmartTender рос даже в тот период, когда экономика падала. Какие периоды в Вашей компании были самыми сложными, как Вы их преодолевали? Есть ли какие-то закономерности, связи?

В мире ІТ свои, другие тенденции: когда весь бизнес падает – с одной стороны это плохо влияет на индустрию, но с другой стороны именно информационные технологии являются той палочкой-выручалочкой, за которую хватается бизнес для того, чтобы выжить в жестких условиях. Поэтому зачастую проблемы и острые вопросы, с которыми сталкиваются предприятия, и являются той предпосылкой, которая приводит их к работе с нами.

Если человек занимается бизнесом долго и серьезно, вовлечен в свое дело, постоянно на волне событий, у него есть свой вектор развития, который позволяет в определенный момент выработать правильное решение. В этом помогают не только опыт и знания, но и интуиция, ощущения.

Это правда, наша компания уже достаточно долго на рынке. В 90-е годы, когда все занимались торговлей, мы занимались производством. При этом многие говорили, что мы не тем занимаемся – а мы сделали то, чего не делал никто: в то время, когда на постсоветском пространстве все отраслевые институты перестали работать, мы развивались и выросли в ту компанию, которая есть сейчас. Мы всегда делали ставку на ту отрасль, в которой у нас была максимальная компетенция и квалификация, расширяя эти области постепенно и всегда связывая себя с конечным результатом. Так мы можем гарантировать, что в каждом направлении, в котором мы работаем, у нас будет отличный результат.

А кризисы роста ведь тоже были? Как их преодолевали?

Мы всегда сопоставляли реальные наши возможности и даже самые амбициозные планы с реальными достижениями. В середине 90-х нам предлагали некоторые проекты для предприятий в 30-40 тысяч человек; мы понимали, что с одной стороны – это огромный шанс для нас, а с другой стороны – мы могли потерять будущее, ведь велика вероятность привязки к таким большим объектам, и наше развитие затормозилось бы. Исходя из этого, мы приняли решение, что мы должны создать максимально широкий бизнес, с большим количеством источников роста и развития. Поэтому мы отказались от этого проекта. У нас были другие амбициозные планы. Мы тогда занимались другими проектами и в конце победили.

Электронные площадки для торгов прошли путь от индивидуальных решений – более закрытых – к облачным решениям. Какое Ваше мнение – где золотая середина? Сейчас много говорят о шеринговой экономике, облачных решениях и так далее. Но что лучше: индивидуальные решения или открытые для всех технологии? Куда будет двигаться человечество?

Мы движемся к цифровой экономике. Те мечты, которые были у нас, когда мы хотели, чтобы все предприятия работали электронно, на единых базах, раньше не могли технически осуществиться. Сейчас эти технологии есть. И мы движемся к единой цифровой среде. Основной вектор – это движение к сервисам.

Что касается общих тенденций в тематике тендерных площадок и закупок, то сейчас наша компания по-другому смотрит на этот процесс. Если большинство компаний подходит к площадкам как к отдельному сервису, который существует сам, то мы изначально позиционировали эту площадку как один из элементов большой системы управления закупками, мы разрабатываем концепт “разумных закупок”.


Будущее цифровой экономики – в полностью сквозных решениях, разумных решениях – это касается как закупок, так и производства, планирования работы предприятия. Тендерные площадки – это лишь один из элементов всей системы “разумных закупок”. Поэтому мы открываем все больше сервисов, объединяем их в рамках единого решения для разных участников – и поставщиков, и покупателей, для разных сфер – как для государственного, так и коммерческого сектора, банковской отрасли. Мы всегда исходим от общей потребности рынка.

Опыт работы с заграницей. Какова специфика вхождения на рынок отдельных стран? На что следует обращать внимание и как оценить свои риски?

Мы работаем не только в Украине – мы ориентируем себя на постсоветское пространство (это и Беларусь, и Казахстан, Азербайджан и другие страны). Эти страны объединены единым менталитетом, который создавался годами – поэтому здесь работать проще, ведь есть готовые решения для этого рынка. Когда мы работаем на предприятия других стран – в Европе, например – необходимо основываться на менталитете и традициях в этих государствах. Ведь решение должно давать эффект.

Например, в странах с большой коррупцией – Украине в том числе – в таком случае основные решения должны быть направлены именно на этот вопрос. Поэтому в нашей стране так необходимы такие торговые площадки как SmartTender и системы как ProZorro. На европейском же рынке такие решения менее востребованы. Нельзя сказать, что там нет коррупции, но ее уровень существенно меньше, поэтому такие же цели, как в Украине, не могут служить основой для создания системы закупок.

Также следует учитывать параметры выбора поставщика. Для украинских предприятий, в основном, главный параметр – это цена, в Европе – это совсем другие параметры: выполнение поставки в срок, качество продукции.

Поэтому, внедряя продукт в ту или иную страну, нужно обязательно ориентироваться на важные для конкретного государства показатели. Ведь мы делаем это не просто для автоматизации, а для повышения эффективности работы бизнеса.

Чем украинская IT-Enterprise лучше, чем немецкая SAP? Какие у Вас преимущества?

SAP – это мировой бренд. На рынке уровень бренда определяется его стоимостью. SAP – это мировой бренд с мировой стоимостью. Наши же преимущества именно в best practice – именно это определяет качество конечного результата проекта. Знаете, как в анекдоте: “Вам шашечки или ехать?” В этом случае каждое из решений имеет свои преимущества на том или ином рынке. Все должно сопоставляться из стоимости бренда и эффективности решения для конкретного предприятия. Мы всегда ориентируемся на результат – и это наше конкурентное преимущество. Именно в Украине мы даем лучший, максимальный результат.

Какая роль государства на рынке? Как оно влияет на ведение бизнеса? Какие изменения должны произойти, чтобы было легче работать на рынке?

Когда мы говорим о нашем государстве, мы, к сожалению, говорим только о фискальной его функции. В основе украинское государство направлено только на изъятие налогов и регулирование деятельности компаний. Тут мы развитие не рассматриваем. Когда мы говорим о государстве, мы имеем в виду защиту себя от него, а не его помощь. Я надеюсь, что в будущем государство будет относиться к национальному бизнесу, как к достоянию государства, ведь мы – украинская компания, которая создает готовый высокотехнологичный продукт и работает на развитие Украины.

Ваши планы на будущее?

Сейчас мы говорим об Industry 4.0, которая началась в 2014 году, но мы ее элементы уже показывали на рынке еще в 2013 году. Это говорит о том, что сейчас мы уже создаем элементы Индустрии 5.0. Будущее цифровой экономики создается уже сейчас. И мы ассоциируем себя именно с решениями будущего. Мы видим, как это делать и планы пишем под Индустрию 5.0.

Между первой индустриальной революцией и второй прошло порядка 100 лет, между Industry 2.0 и Industry 3.0 – чуть меньше, между 3.0. и 4.0. – около 50 лет. Динамичность мира возрастает. И сейчас я думаю, что следующая промышленная революция произойдет намного раньше, чем мы думаем.