Аналитик Альпари

В период первого полугодия фьючерсы на основные сорта нефти прокатились на американских горках. Повлияла на это сначала информация о падении китайского промышленного производства, которая просигнализировала о потенциальном ослаблении спроса на нефть в крупнейшей экономике мира, а также сведения о снятии запрета на экспорт нефти из США. Помимо этого, снятие санкций с Ирана и отмена эмбарго на поставки нефти с 18.01.2016 вывели на рынок еще одного крупного игрока. Увеличив объемы продаж сырой нефти после отмены санкций, Иран усилил конкуренцию среди производителей этого сырья за долю на Средиземноморском рынке, составив прямую конкуренцию производителям из Саудовской Аравии, Ирака и России.

Ситуация когда мировые запасы продолжали разрастаться, в то время как темпы роста мирового спроса замедлились, обусловили тестирование пределов максимальной емкости хранилищ и привели к значительному снижению цен на нефть.


К марту текущего года основные мировые нефтедобывающие страны вывели добычу нефти на рекордный уровень, в связи с чем цены достигли минимумов 2009 года. Когда страны достигли пиковых значений по добычи нефти, 17 апреля, на встрече в Дохе, “спасать” ситуацию взялись ОПЕК и Россия, заявив, что достигли соглашения о заморозке добычи в целом. Как итог, достижение таких экстремальных ценовых уровней привело к падению количества буровых вышек в США на 70% с сентября 2014-го.


Производители сланцевой нефти из-за высокой себестоимости производства полностью заморозили добычу в США. За счет более низких затрат на производство Саудиты, Россия и другие участники картеля выбили своих американских коллег с рынка. Данные факторы привели к стабилизации котировок на нефть, позволив ценам закрыться в сентябре выше уровня 50 долл. за баррель.

Но на этом хорошие новости с нефтегазового сектора заканчиваются. Согласно исследованиям, долги нефтяников за последние несколько лет по всему миру возросли с $1 трлн. до $3 трлн. Когда нефть стоила $100 за баррель, заемные средства активно использовали для расширения деятельности, а сейчас их приходится отдавать. На днях был опубликован ежегодный доклад Международного энергетического агентства (МЭА), в котором отмечалась тревожная тенденция сокращения нефтяными корпорациями инвестиций в сектор E&P (геологоразведки и добычи нефти). Эта тенденция началась в 2015 году и продолжилась в текущем. Сокращение инвестиций в нефтедобычу и геологоразведку в текущем году, по прогнозу МЭА, может составить примерно 8%, так в случае роста спроса со стороны Индии и Китая приведет к дефициту ресурса.

Но в целом динамику актива на следующий год будет определять заседание ОПЕК, намеченное на 30 ноября. На повестке дня стоит сокращение добычи нефти со стороны участников картеля и России. Так, в преддверие данного события, в понедельник 21 ноября, котировки показывают положительную динамику на фоне заявлений президента РФ В. Путина, отметившего высокую вероятность, что соглашение по ограничению объёма добычи может быть достигнуто на заседании в Вене. Он также высказался, что заморозка объёма добычи не является для России проблемой, и выразил готовность поступать в соответствии с ожиданиями партнёров из ОПЕК.

Все участники рынка ждут их решения, но при этом практически никто не верит, что нефтедобывающие страны смогут договориться. Причиной такого предположения является неудачный опыт подобных встреч в течение текущего года и масштабные противоречия внутри организации. Также известно, что для стабильного роста цен на нефть нужно снижать добычу, а не замораживать ее на пиковых значениях. Однако в преддверии заседания мы наблюдаем спекулятивный рост котировок «черного золота». Разочаровать инвесторов не составит труда, а вот продолжение роста возможно только при очень позитивном решении, уверенности в принятии которого совсем нет. В случае такого расклада можно будет увидеть и довольно серьезное падение. В целом, исходя из расчетов Goldman Sachs, сделка ОПЕК приведет к сокращению запасов нефти в США и других странах. В годовой перспективе фундаментальная картина рынка не претерпит существенных изменений. Причиной тому производители сланцевой нефти, в первую очередь, в Северной Америке, которые научились снижать себестоимость производства, что будут делать и впредь. Страны ОПЕК же продолжат бороться за долю рынка.

Учитывая вышесказанное, цена марки Brent в рамках следующего года останется в пределах диапазона 42-57 долл. за бар. со средней годовой ценой на уровне 55$.
Сомнительное повышение: на сколько вырастет зарплата спасателей Рекорды инфляции. Когда Украина достигнет ценовой стабильности Антикоррупционная эпопея. Какие горизонты открывает е-декларирование?