Замдиректора аналитического департамента Альпари

В течение нескольких лет инфляция в Украине характеризуется весьма нестабильной динамикой. По данным Министерства финансов. В 2013 году годовая инфляция потребительских цен составляла всего 0,5%, а годом раньше в стране отмечалась даже дефляция (как и в европейских странах), составлявшая -0,2%.

С 2014 года ситуация резко изменилась. В связи с девальвацией гривны инфляция в 2014 году подскочила до 24,9%, достигнув почти исторического максимума за весь XXI век. Однако в 2015 году инфляция в Украине поставила новый рекорд, взлетев до 43,3%. Это — гиперинфляционный уровень. Таких цифр население и бизнес Украины не знали с нестабильных 90-х годов XX века.

Но 2016 год преостановил раскрутку гиперинфляционной спирали. Дело было в трех основных факторах: росте цен на металлы, импортозамещении (это позволило вновь перезапустить внутреннее производство), а также жесткой рестриктивной политике Национального банка Украины.

Насчет металлов. В горнодобывающей отрасли страны цены на продукцию за 2016 год поднялись более чем на 4.5%, в области добычи железных руд рост цен составил 11%. Таковы данные Госстата Украины. Цены на продукцию черной металлургии поднялись на 2.3%. Это стимулировало рост выпуска продукции. По итогам 2016 года, согласно данным WorldSteelAssociation, Украина увеличила производство стали на 5.5% до 24.2 млн т. Это обеспечило ей 10-е место в мире по производству стали.

Что касается НБУ и его роли в борьбе с инфляцией. В 2014-2017 годах он достаточно много сделал для очищения банковского сектора Украины от ненадежных банков. Они нередко создавались с целью аккумулировать денежные средства вкладчиков и вывести их в офшоры. За это время было закрыто 87 проблемных банков, а также национализирован один из крупнейших частных банков Украины «Приватбанк».

Нацбанк Украины отказался от политики фиксирования курса гривны и перешел к плавающему курсу с таргетированием инфляции. Продолжение прежней политики в условиях экономического спада означало бы почти полное исчерпание золотовалютных резервов страны. В адрес НБУ нередко была слышна критика относительно того, что перевод гривны в свободное плавание только увеличил инфляцию, но не сможет оказать существенного положительного влияния на реальный сектор. Однако с 2016 года первые плоды реформы валютного регулирования стали заметны бизнесу и населению.
Инфляция за 2016 год в Украине упала почти в 3,5 раза по сравнению с 2015 годом - до 12,4%.

За первые четыре месяца 2017 года инфляция потребительских цен в Украине составила 4,9%. По нашим прогнозам, в текущем году уровень инфляции в Украине может оказаться выше, чем в 2016 году, и достичь 13-14%.

Мы полагаем, что основной причиной более высоких темпов ее роста в 2017 году по сравнению с 2016 годом может стать рост коммунальных платежей и тарифов на электроэнергию. В 2016 году инфляция потребительских цен в Украине могла бы быть еще ниже, чем 12,4%, если бы не рост цен на горячую воду и отопление для населения на 88%. Рост тарифов на электроэнергию для населения на 60%. В 2017 году изменилась методология расчетов тарифа на газ. Она теоретически должна создать конкуренцию между разными поставщиками газа населению и снизить цены на эту услугу. Однако поскольку альтернативных поставщиков газа не так много, то вряд ли можно ожидать существенного снижения цен на газ. Скорее наоборот, они продолжат расти, особенно на фоне требований МВФ сделать цены на голубое топливо полностью рыночными.

Прекращение инфляционной нестабильности в Украине – это вопрос времени. В течение 2-3 лет, вероятно, колебания потребительских цен и инфляционные ожидания стабилизировать удастся, если только не будет политических потрясений либо не разразится новый мировой экономический кризис. Но даже если никаких чрезвычайных происшествий не предвидится, важно понимать, что рестриктивная денежно-кредитная политика Национального банка имеет большое значение. То есть до «количественного смягчения», как в Европе, Украине пока очень далеко.

Сомнительное повышение: на сколько вырастет зарплата спасателей Антикоррупционная эпопея. Какие горизонты открывает е-декларирование? Віктор Галасюк: МЕРТ тихо саботує розвиток експорту