Главная / Газета / Конкуренция

«Культурный уровень нации определяется и ее отношением к вину, и мы стремимся внести свой вклад в развитие страны»

00:00 | 13.10.2014
«Культурный уровень нации определяется и ее отношением к вину,  и мы стремимся внести свой вклад  в развитие страны»
Автор: webmaster webmaster
— “Олимп” полностью обновил винную линейку ТМ “Бахчисарай”. Связано ли это с ситуацией на Крымском полуострове?

— Бренд “Бахчисарай” должен был измениться весной этого года независимо от крымских событий. С одной стороны, аннексия полуострова несколько “отодвинула” во времени реализацию этого проекта, с другой стороны — помогла выбрать площадку, которая покажет нашу продукцию в более выигрышном свете.

Еще зимой мне была поставлена задача: в течение года вывести торговую марку в пятерку лидеров украинского винного рынка. Сейчас, кстати, мы входим в десятку как по объемам производства, так и по узнаваемости.

Уже к началу марта был готов редизайн, и мы могли выводить на рынок новый продукт. Но в связи с известными событиями нам пришлось экстренно реагировать на геополитические изменения, и решение о переносе производственной площадки было принято буквально в течение двух недель.

КВКЗ “Бахчисарай” остался в нашей компании, но сейчас работает уже в российском законодательном поле и производит продукцию для рынка РФ.

— Насколько трудно было найти новые производственные мощности?

— Совсем не трудно. Мы были первыми в Украине, кто начал перемещение производственных площадок, и возможность “комфортно” выбирать была.

Но нас интересовал производитель с винной философией, который относился бы к вину профессионально. Вино — это продукт местности, и для того чтобы вино было вином, нужны хорошая сырьевая база, качественная переработка винограда, грамотные технологи.

Такой площадкой для нас стала компания “Одессавинпром” (ТМ “Французский бульвар”. — Ред.), где у нас появились три линейки вин, которые позиционируются в трех ценовых сегментах,

ориентированных на разные целевые аудитории (“Легкие крымские вина”, “Сортовые крымские вина”, “Авторская серия крымских вин” — суммарно 17 позиций. — Авт.). То есть идея редизайна трансформировалась в перепозиционирование и ребрендинг.

До переноса производства у нас была одна линейка в одном ценовом сегменте, которую компания позиционировала просто как “крымское вино”.

Но Крым — это зона сладкого виноделия, и там будут развиваться десертные вина или какие-то уникальные аутентичные бренды. А вина европейского уровня в Крыму, как правило, не удаются: не подходят климат, поч­вы, сказывается районирование сортов винограда.

И вот здесь нам очень помог “Одессавинпром” с высоким качеством производства, который работает с европейскими саженцами винограда.

В результате у нас появилась линейка сортовых вин, рассчитанная на грамотного потребителя продукта и способная “поспорить” даже с винами под собственными марками торговых сетей, ввозимыми из Нового Света.

Культурный уровень нации определяется и ее отношением к вину, и мы стремимся внести свой вклад в развитие страны. Целевая аудитория сортовых вин в Украине пока очень мала — не более 3% потребителей продукта.

Как правило, это жители крупных городов, имеющие высшее образование и стремящиеся к развитию. Но, скажем, пару лет назад при исследованиях рынка эту категорию выделить было вообще крайне сложно — таких людей были единицы.

— То есть ваши новые вина имеют уже полностью “континентальное” происхождение?

— Не совсем так. При переносе производства мы привезли с собой крымские виноматериалы, которых должно хватить до мая следующего года.

Из них начато производство отдельной линейки авторских вин, не имеющих аналогов ни в Украине, ни в Европе. В купаже используются от трех до семи сортов виноматериалов из крымского винограда.

Поэтому мы вправе говорить, что у нас в ассортименте есть аутентичные крымские вина, произведенные по уникальной авторской технологии.

Виноматериалы с нашей крымской сырьевой базы мы будем завозить и в дальнейшем, хотя теперь это и связано с дополнительным налогообложением и может сказаться на ценах на продукцию.

— Планируете ли вы расширение в более демократичном сегменте?

— Для этого у ТМ “Бахчисарай” уже есть новые легкие вина в нижнем ценовом сегменте. Они произведены по так называемой холодной технологии, при которой вино во время розлива в бутылки не нагревается, как это делают практически все отечественные производители, а наоборот — охлаждается.

Процесс называется термошоком. В результате продукт получается очень легким, имеющим яркий вкус. В этой линейке, например, есть вино “Розе”, изготовленное в стилистике анжуйских вин по технологии “блаш” (от названия сорта розы. — Авт.)

— через шкурки красного винограда пропускается белый виноматериал. Получается очень прозрачное вино с запоминающимся опалесцирующим оттенком, который нельзя назвать ни красным, ни розовым.

Иными словами, мы с крымским аутентичным виноматериалом пришли на новую производственную базу, где есть свое аутентичное сырье, и выгодно использовали эту возможность.

— Сколько инвестировал “Олимп” в расширение винной линейки?

— Средства на перепозиционирование и ребрендинг были заложены в бюджете маркетинга на 2014 г. На эти цели было выделено около 2 млн грн.

Выбранная нами стратегия экономически очень эффективна, ведь, например, инвестиции в линии розлива и технологическую цепочку могут достигать $5-6 млн.

— А в дальнейшем “Олимп” не планирует инвестировать в строительство собственных мощностей?

— Мы будем использовать другую бизнес-модель: размещать заказы на сторонних производственных площадках. Винные линейки нашего ассортиментного портфеля уже созданы.

Аналогичный подход мы применили и при выборе коньячной площадки: был выбран Дом марочных коньяков “Таврия”.

 Это один из трех украинских коньячных заводов полного цикла, работающих на собственном сырье, со своей спиртовой перекуркой и парком дубовых бочек для выдержки спиртов.

Кроме того, именно на мощностях “Таврии” есть возможность выпускать коньяк подходящей для нашей торговой марки вкусоароматической ноты. Дело в том, что в мире есть два вкусоароматических стиля коньяков: французский (европейский) и южный.

Вкус коньяков французского стиля — гладкий, сдержанный, не ярко выраженный. Описать его нелегко даже профессионалу. Коньяки южного стиля обладают ярким, насыщенным, даже экзотическим вкусом.

У “Таврии” в Херсонской области есть свои виноградники, почва там точно такая же, как и в Бахчисарае, — это одна и та же южная природно-климатическая зона, и расстояние между предприятиями — всего 150 км.

Спирты, получаемые “Таврией”, схожи со спиртами из Бахчисарайского района. Это кроме экономических стало еще одним аргументом в пользу херсонской площадки, коньячные спирты которой полностью соответствовали крымским.

И нашим технологам совместно с технологами “Таврии” удалось в кратчайшие сроки воссоздать бахчисарайский коньяк, соответствующий нашим эталонным стандартам.

— Почему же вы отказались от идеи таким же образом воссоздать на “Одессавинпроме” вина бахчисарайского завода?

— Использовать аналогичную стратегию в винном сегменте просто невозможно. Виноград “каберне”, выращенный в бахчисарайском терруаре (терруар — совокупность почвенно-климатических факторов и особенных характеристик местности. — Ред.), очень отличается от “каберне”, выращенного в Одесском регионе.

Это сырье только называется одинаково, но принципиально отличается по целому ряду технических характеристик, в том числе вкусовых. А вот “профиль” коньячного спирта воссоздать проще: одни и те же параметры перегонного куба, одинаковые французские дубовые бочки.

Кроме того, в купажах отечественных коньяков кроме украинских спиртов есть французские и молдавские. Мы продолжили закупать сырье у французских и молдавских поставщиков, и нам оставалось воссоздать только третий компонент, украинский.

— Вы постоянно делаете акцент на терруарах. Почему это так важно?

— Давайте посмотрим на ситуацию на украинском рынке тихих вин в целом. За восемь месяцев 2014 г., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, Украина потеряла 28% объема производства.

А вот потребление вина сократилось лишь на 15-18%. Такая динамика объясняется тем, что сейчас украинские покупатели переходят на потребление дешевого импортного вина под собственными торговыми марками сетей.

Скоро эта особенность потребления перерастет в очень серьезную проблему для целого ряда украинских производителей.

Я считаю, что будущее небольших отечественных винодельческих компаний — это проекты импортозамещения, которые предполагают покупку аутентичных импортных виноматериалов из Европы и Нового Света с последующим розливом на украинских производственных мощностях.

В результате такой стратегии у них появится возможность побороться с дешевым импортом — благодаря розливу в Украине можно предложить конкурентную цену. Сейчас в Украине около 30 производителей тихих вин.

По моим оценкам, терруарные вина будет развивать лишь первая пятерка предприятий, имеющих собственную сырьевую базу. Остальные рано или поздно придут к бизнес-модели розлива импортного сырья.

Досье БИЗНЕСа
Жанна Никитина, маркетинг-директор винно-коньячной группы УАК “Олимп”

Родилась:
7 февраля 1974 г. в г.Одессе.

Образование
: Одесская национальная академия пищевых технологий (1996 г.); кандидат технических наук (1999 г.).

Карьера
: 1999-2002 гг. — ассистент кафедры технологии виноделия
Одесской национальной академии пищевых технологий;

2002-2007 гг. — начальник отдела стратегического развития
ЗАО “Одесский коньячный завод”; 2007-2010 гг. — маркетинг-директор
ООО “Промышленно-торговая компания Шабо”;

2010-2012 гг. — эксперт-консультант алкогольного рынка, учредитель Агентства винных коммуникаций “Каудаль”; 2012-2013 гг. — маркетинг-директор ПАО “Дом марочных коньяков “Таврия”;

2014 г. — маркетинг-директор винно-коньячного направления Украинской
алкогольной компании “Олимп”.

Семейное положение: не замужем, воспитывает сына.

Увлечения
: автор и ведущий мастер-классов “Винный этикет для успешных людей”, “Сам себе сомелье”.