Главная / Газета / Лесозаготовка

Лес-борг

00:00 | 26.01.2011
Лес-борг
Автор:

Восемь месяцев назад БИЗНЕС писал (см. статью "Корне-плоды"), что с наступлением кризиса деревообработчики призвали государство снизить цены на лесоматериалы, но, несмотря на это, чиновники отказались продавать древесину за бесценок.

При этом эксперты отмечали, что до кризиса рынок отчасти подогревали сами операторы деревообрабатывающей отрасли, повышая цены на аукционах, через которые реализовывались лесоматериалы.

А покрывать чрезмерные затраты на закупку древесины им помогал высокий спрос на продукцию деревообработки и мебель в Украине.

Но с наступлением кризиса ситуация на рынке деревообработки ухудшилась. Спрос снизился, и покупать лесоматериалы стало незачем. Только тогда чиновники взялись за голову.

Спасти лесозаготовительную отрасль они решили путем отмены аукционов, предложив операторам замену — прямые договоры с лесхозами.

Теперь деревообрабатывающие и лесохозяйственные предприятия договариваются о ценах самостоятельно. Более того, если верить деревообработчикам, впервые за несколько лет эти цены их наконец-то устраивают.

Аукционы

“Предприятия Госкомлесхоза начали поднимать вопрос о снижении цен на лесоматериалы еще в конце прошлого года, и постепенно, в течение нескольких месяцев, стоимость древесины уменьшалась. И сейчас цены на основные виды сырья на 20-25% ниже прошлогодних”, — говорит Юрий Марчук, первый заместитель председателя Госкомлесхоза.

В свою очередь, Сергей Сагаль, президент Украинской ассоциации мебельных и деревообрабатывающих предприятий “Мебельдеревпром” (г.Киев; с 1998 г.; 86 членов), уверяет, что цены на базовые лесоматериалы снизились не на 25%, а на 15%.

По словам руководства Госкомлесхоза, главная причина такой ценовой политики лесхозов, естественно, кроется в экономическом кризисе (см. статью "Щепная реакция").

“В конце минувшего года сократилось потребление древесины как в Украине, так и за рубежом. Как результат: объем рубок леса, по сравнению с прошлым годом, уменьшился приблизительно на 30%”, — отмечает г-н Марчук.

Но сократить рубки оказалось мало. Предприятия лесхоза в конце концов были вынуждены пересмотреть цены и на сами лесоматериалы и, как следствие, отказаться от аукционов. Впрочем, по мнению некоторых участников рынка, даже без влияния экономического кризиса рано или поздно от них все равно отказались бы.

“Потенциальные покупатели древесины зачастую заранее согласовывали свои действия, чтобы не повышать цену на торгах. То есть терялся сам смысл аукционов”, — объясняет Василий Масюк, президент Украинской ассоциации деревообрабатывающего оборудования (г.Киев; с 2008 г.; 11 членов).

В свою очередь, руководство Госкомлесхоза не исключает, что когда рынок деревообработки снова начнет расти докризисными темпами (в среднем на 30% в год) и в стране возникнет дефицит сырья, аукционы снова заработают.

“Может быть, это произойдет уже во II квартале 2010 г.” — прогнозирует Юрий Марчук. Чтобы предупредить всякого рода договоренности между участниками рынка, чиновники Госкомлесхоза рассматривают возможность проведения в Украине электронных торгов на соответствующей бирже. Интересно, что игроки рынка оценивают данную инициативу чиновников положительно.

“Было бы здорово, если бы в стране работала постоянно действующая электронная биржа”, — говорит г-н Сагаль. В этом случае, по его мнению, непрозрачные аукционы заменил бы цивилизованный рыночный механизм.

То есть если раньше деревообработчики приобретали на аукционах право на древесину, когда лес был еще “на корню” и покупатели не были до конца уверены в сортности, объемах, качестве сырья и сроках поставки, то на электронной бирже будет работает совсем другая система.

“Лес срубили и тут же выставили на продажу. Во всяком случае, так работает постоянно действующая электронная биржа в Польше”, — рассказывает г-н Сагаль.

Впрочем, как утверждают специалисты, говорить о появлении в Украине электронной биржи пока рановато. Хотя в возврат к аукционам многие из них тоже не верят.

“Более правильно искать компромиссы и работать на основе прямых договоров. Не думаю, что в Украине произойдет возврат к аукционам”, — считает Василий Масюк.

Задолженность

Как бы ни была хороша, по словам участников рынка, система прямых договоров, к сожалению, в совместной работе деревообработчиков и лесхозов есть и отрицательные нюансы.

В частности, основным из них по-прежнему остается задолженность предпринимателей за лесоматериалы. Однако, по словам экспертов, иного выхода, кроме продажи древесины с отсрочкой платежа деревообработчикам, у лесхозов, увы, нет.

“Через два-три месяца срубленный лес, если его не удалось реализовать, теряет свои качества и превращается в дрова. Ведь срубленный лес — скоропортящийся товар. А не рубить его тоже нельзя, иначе он утратит свою ценность, хотя и не столь быстро, как срубленный”, — объясняет г-н Масюк.

Впрочем, некоторые участники рынка не считают сложившуюся ситуацию безвыходной, ведь для чего-то же деревообрабатывающие предприятия покупают лес. Значит, планируют работать и возвращать долги. Правда, не все операторы столь оптимистичны.

По их словам, риск невозврата долгов лесхозам все же существует. Кроме того, как заметил г-н Марчук, существует еще одна проблема — предприятиям Госкомлесхоза нужны оборотные средства, чтобы обеспечить все тех же деревообработчиков лесоматериалами согласно договорам, поскольку лес нужно срубить и доставить. А их в связи с задолженностями становится все меньше.

По мнению операторов, частично в сложившейся ситуации виновата существующая система. “У лесхозов есть свои планы, согласно которым они рубят лес. При этом план считается выполненным, когда древесина отгружена. Как известно, выполнение плана влияет на зарплаты, премии и т.п. К тому же если намеченная работа не завершена в срок, то могут сменить руководителя лесхоза”, — поясняет БИЗНЕСу Сергей Сагаль.

Таким образом, вместе с выполняющимися лесхозами планами растет и задолженность деревообработчиков. При этом на складах у некоторых производителей уже лежат двухмесячные запасы необходимого им сырья.

Правда, г-н Сагаль, опять-таки, настаивает: “Если предприятие приняло древесину, то оплатит”, ведь в условиях кризиса все стараются более рационально выстраивать структуру расходов. В некотором роде слова г-на Сагаля подтверждает и Юрий Марчук.

Он считает, что долг крупных предприятий с объемом переработки около 50 тыс.куб.м древесины в год уже немного сократился. “В начале года их задолженность составляла 20 млн грн., а сейчас — 17 млн грн.” — отмечает он.

Последствия

Интересно, что, несмотря на удешевление древесины, стоимость плитных материалов в Украине снизилась незначительно. В частности, в апреле-мае текущего года, по сравнению с январем, она уменьшились всего на 5-10%. Да и то не столько благодаря удешевлению древесины, сколько ужесточению конкуренции между операторами.

При этом операторы уверяют, что в нынешних условиях стоимость плитных материалов должна не снижаться, а увеличиваться, поскольку помимо древесины для производства этой продукции необходимы импортные составляющие.

Отметим, что изменение цен на древесину и ДСП практически не отразилось и на стоимости мебели. По разным оценкам, с начала года она подешевела всего на 3-7%.

Более того, по словам Александра Беляева, учредителя компании Art Metal Furnitura (г.Днепропетровск; производство и реализация мебели; с 1999 г.; около 1,5 тыс.чел.), не исключено, что в скором времени цены на мебель снова начнут расти.

“Усиливается фискальное давление, увеличиваются таможенные сборы. Плюс нестабильность валютного курса. Многие операторы уже думают о повышении цен на продукцию, несмотря на значительное снижение объемов продаж”, — делится наблюдениями оператор.

По оценкам игроков рынка, в первом полугодии 2009 г., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, реализация жилой мебели сократилась белее чем на 30%, офисной — на 60%.

В результате более 80% мелких и средних деревообрабатывающих, в том числе и мебельных, предприятий сократили объемы выпуска продукции. Более того, некоторые изготовители и вовсе “легли на дно” в ожидании лучших времен. Те же, кто остался на рынке, не теряют оптимизма и сравнивают ситуацию с 1990-ми годами.

“Когда предприятия других сфер едва выживали, деревообработчики наращивали объемы производства. Некоторые из них даже экспортировали продукцию и таким образом стимулировали развитие отрасли”, — уверяет Василий Масюк.  

Производитель — о сезонности спроса

Если же экономическая ситуация в стране резко ухудшится, как это было в прошлом году, рынок снова покажет отрицательную динамику.