Главная / Газета / Льготы

IT-преференции

00:00 | 13.10.2014
IT-преференции
Автор: webmaster webmaster
Свой вклад в развитие IТ-индустрии решили внести депутаты. Летом 2012 г. они попытались “щедрой” рукой облагодетельствовать “айтишников” рядом налоговых льгот. Соответствующие нормы были внесены в Налоговый кодекс, а их действие — ограничено периодом с 1 января 2013 г. до 1 января 2023 г.

К сожалению, эти преференции в очередной раз стали примером “налоговых льгот по-украински”, когда в целом хорошая идея экономического стимула на законодательном уровне воплощена так, что о большинстве аспектов ее практического применения остается только догадываться.

На это газета “Бухгалтерия” (см. консультацию И.Губиной “IT-льготы: за пять минут до старта” в №51 за 2012 г., стр.42-45) обратила внимание еще в преддверии наступления часа Х, предоставляя своим читателям пищу для размышлений на тему “стоит ли игра свеч”.

Льготы установлены по двум основным налогам (налогу на прибыль и НДС), а соответствующие нормы включены не в профильные разделы Налогового кодекса, а в раздел XX “Переходные положения”. Поэтому новичку, не знакомому с системой украинского законотворчества и не обладающему знанием вопроса в ретроспективе, не так-то легко их найти.

Что нужно от IT-компаний
Если коротко, то льгота по налогу на прибыль “поселилась” в п.15 подраздела 10 раздела XX основного акта налогового законодательства. Эта льгота имеет субъектный характер и состоит в снижении ставки налога на прибыль со стандартной, установленной в размере 18%, до льготной, определенной на уровне 5%.

Применение этой льготы требует выполнения IT-компаниями, претендующими на ее получение, целого ряда условий и норм, установленных указанным пунк­том (см. “Хотите IT-льготу?...” на стр.15).

К сожалению, IT-компании, отважившиеся “примерить” эти нормы, в течение всего времени их действия часто находились во “взвешенном” состоянии. К примеру, мало того, что минфиновский Порядок (см. “Хотите IT-льготу?...” на стр.15) появился не вовремя, что затруднило регистрацию субъектов в специальном реестре с даты начала действия льготы.

В этом документе министерство еще и отступило от норм Налогового кодекса, требуя указания в регистрационном заявлении кодов классификации видов экономической деятельности, что создало необоснованные препятствия для включения претендентов-льготников в реестр!

Понятно, что именно на таких формальных основаниях настаивают налоговики, отказывающиеся вносить желающих в реестр IT-льготников (см. письмо Миндоходов №10464/6/99-99-19-03-02-15 от 04.09.13 г. и комментарий к письму, опубликованные в газете “Бухгалтерия” №46 за 2013 г., с.20-22).

Или как, например, понимать то, что депутаты спохватились и в середине года (!) решили освободить “айтишников”, уплачивающих авансовые взносы по налогу на прибыль с ежегодным представлением налоговой декларации, от этой обязанности с ежеквартальным декларированием налога “в 2013 году”.

И как должны были вести себя льготники, уже уплатившие взносы в бюджет и вынужденные представлять за прошедшие кварталы налоговые декларации? Пришлось Миндоходов как-то “разруливать” и эту ситуацию по своему разумению (см. письмо №28600/7/99-99-19-03-02-17 от 30.12.13 г., опубликованное в газете “Бухгалтерия” №5 за 2014 г., с.15).

Льготы vs. хлопоты
Но одна из основных проблем, которые сопровождают льготников в течение всего времени реализации льготы, — это необходимость вести учет двух видов операций (подпадающих под льготу и стандартных).

Часто компании даже приблизительно не знают, сколько придется платить налога на прибыль за отчетный период и по какой ставке, да и заполнить налоговую отчетность не так просто.

А если компания не дотянет до установленных законодательством критериев, возможность находиться на льготном режиме вообще будет утрачена, что повлечет необходимость доначисления налога.

Еще больше проблем с льготой по НДС. Льгота эта объектная, т.е. устанавливает освобождение операций по поставке программной продукции.

Причем действует она независимо от того, кто эти операции осуществляет: соответствующая норма, сформулированная в п.261 подраздела 2 раздела XX Налогового кодекса, не требует от “айтишников” никаких предварительных действий для специальной регистрации.

Можно также сказать, что это льгота “по принуждению”, поскольку во всех аналогичных случаях нет возможности от нее отказаться (см. письмо ГНСУ №4670/6/15-33-15 от 26.03.13 г., опубликованное в газете “Бухгалтерия” №18-19 за 2013 г., с.46).

Это, откровенно говоря, добавляет субъектам IT-индустрии ненужных хлопот: есть освобождение — нет налогового кредита по НДС. Поэтому компаниям, осуществляющим льготные поставки и обычные, приходится распределять между ними “входной” НДС по специальным, не всегда понятным правилам.

Но вдруг эта компания неточно определит, можно ли операцию по поставке назвать операцией по поставке программной продукции?

И хотя в самом льготирующем пункте депутаты попытались описать, что относится к такой продукции (указано, что это результат компьютерного программирования в виде операционной системы, системной, прикладной, развлекательной и (или) учебной компьютерной программы (их компонентов), в виде интернет-сайтов и (или) онлайн-сервисов, а также криптографические средства защиты информации), этого явно недостаточно.

В частности, сразу не поймешь, к каким операциям относятся вышеназванные льготируемые операции — к операциям по поставке товаров или к операциям по поставке услуг.

Или, к примеру, не всегда определишь, как исчислять НДС, если в рамках договора о передаче исключительных имущественных прав в отношении объекта интеллектуальной собственности будут поставляться экземпляры программной продукции и отдельно передаваться исключительные права на нее.

А как поступать в случае, если по договору уплачивается роялти (в налоговом понимании, роялти — это любой платеж, полученный, в числе прочего, как вознаграждение за пользование любым авторским или смежным правом на произведения искусства или науки, включая компьютерные программы)? А если поставка программной продукции происходит путем передачи по интернету?

Где есть подсказки
На эти вопросы IT-компаниям, так или иначе, приходится искать ответы. При этом можно воспользоваться материалами газеты “Бухгалтерия”.

В частности, Обобщающая налоговая консультация об особенностях обложения налогом на добавленную стоимость операций по поставке программной продукции (этот документ был утвержден приказом Миндоходов от №536 07.10.13 г.) опубликована в №41 газеты “Бухгалтерия” за 2013 г. (см. стр.55-59).

Ну а помощь в том, чтобы максимально оградить свою компанию от налоговых рисков, соответствующим образом формулируя условия договоров, могут оказать консультации независимых специалистов (Клименко А. IT-льгота: проблемные НДС-аспекты//Бухгалтерия. — 2013. — №11. — С.62-66; Деркач Т. Услуги цифровой электронной подписи: есть ли IT-льгота по НДС?//Бухгалтерия. — 2013. — №7. — С.66-68).

В целом, ситуация с льготным налогообложением наиболее выгодна компаниям, которые работают на внутреннем рынке с “внутренними” ресурсами.

Ведь, скажем, налог на репатриацию доходов при уплате роялти в пользу нерезидентов составляет стандартные 15%, да и прибыль на эти выплаты можно уменьшить максимум на 4% выручки за прошлый год.

А путаница в льготных нормах с их “половинчатостью” вынуждает некоторые компании регистрировать отдельные юридические лица, полностью работающие на льготном режиме. Но какими тогда должны быть объемы продажи!

И о будущем. В правительственном законопроекте (регистрационный №5079) остаются те же льготы по налогу на прибыль (5%) и НДС (освобождение), а производство программной продукции признано одной из приоритетных отраслей экономики, которым предоставляется государственная поддержка. Но о конкретной реализации этих планов можно будет говорить только после принятия закона.

Хотите IT-льготу? Проверьте себя*

  • Компания должна осуществлять такие виды деятельности, которые перечислены в Налоговом кодексе.Например, издание программного обеспечения, компьютерное программирование, консультирование по вопросам информатизации, деятельность по управлению компьютерным оборудованием, прочие (собственно, льготируется прибыль, полученная в результате проведения такой деятельности)

  • Компания должна удовлетворять целому ряду критериев, которые нельзя назвать “легкими”. Скажем, доля доходов от осуществления льготируемых видов деятельности должна составлять не менее 70% доходов от осуществления всех видов деятельности; первоначальная стоимость основных средств и (или) нематериальных активов компании должна превышать 50 размеров минимальной заработной платы; компания не может иметь налогового долга и не может быть объявлена судом банкротом.

    Причем эти критерии должны удовлетворяться совокупно и одновременно: для действующих компаний — в течение предыдущих четырех последовательных кварталов, для вновь созданных компаний, работающих не менее двух кварталов, — за период такой работы.

  • Никакой субъект IT-индустрии никакой льготы не получит, прежде чем не будет зарегистрирован в специальном реестре. Для такой регистрации заинтересованному лицу в налоговый орган нужно подать регистрационное заявление с целым комплектом документов: начиная от финансовой отчетности и заканчивая копиями первичных документов (?!), подтверждающих право на использование льготы. После того как заявление будет получено, налоговый орган обязан провести проверку этого субъекта и либо выдать свидетельство о регистрации, либо отказать в выдаче

*Порядок включения в этот реестр с формой регистрационного заявления, которое нужно подать в орган налоговой службы, и формой свидетельства о регистрации, который эта служба выдает, приведен в документе, утвержденном приказом Минфина №12 от 14.01.13 г. (газета “Бухгалтерия” опубликовала этот документ с комментарием в №8 за 2013 г., стр.10-20).