Адвокатское объединение “Юскутум” вошло в прошлом году в ТОП-5 как юридическая фирма по защите бизнеса в сфере IT и юридическая фирма – прорыв года. Сегодня это одна из самых инновационных компаний на юридическом рынке, которая развивает ряд инноваций в части осуществления юридической защиты. Две из них даже вошли в шорт-лист Гаагского института инноваций в праве (Голландия) Hill Justice Accelerator. 

В интервью БИЗНЕСу управляющий партнер Артем Афян рассказал о том, почему все украинские стартапы счастливы одинаково, но несчастливы каждый по-своему.

Учить не ученого

Очень часто бывает так, что человек написал код и ждет, что к нему тут же приедет “единорог” Google и даст ему миллиард, а лучше два (компании, которые стоят больше $1 млрд., называются единорогами - Ред.). Когда стартаперы начинают мыслить категориями единорогов, они не всегда понимают, что это заведомо ошибочный путь. Сначала надо думать о грамотном корпоративном структурировании.

Вот и приходится рассказывать, почему выбирают те или иные юрисдикции, какие документы надо заключать с инвесторами, как защищать объекты интеллектуальной собственности. Как в принципе показать, что вы этой собственностью владеете, а не просто “взяли” у соседа по студенческой скамье, например. То есть, объясняем начинающим IT-предпринимателям, как привлекаются инвестиции, какой должна быть юридическая структура проекта, чтобы инвестору вообще было во что вкладывать деньги.

Отдельно мы инструктируем и венчурных инвесторов. К сожалению, украинское законодательство в вопросах венчурного капитала и финансирования весьма архаичное. Слово “посевной раунд” употребляется разве что в контексте агробизнеса и фермерства. Шучу. Но на самом деле с нашей нормативной базой довольно проблематично реализовать современные бизнес-модели. У нас в принципе атмосфера в стране не содействует предпринимательству. А венчурное инвестирование требует особо деликатного к себе отношения.

Страны сегодня конкурируют за то, чтобы быть привлекательными для IT-бизнеса. В тоже время украинский законодатель до сих пор как бы намекает: “Не нравится - уезжайте”. До сих пор у нас на 450 депутатов не найдется, пожалуй, и десятка, кто знает, что такое блокчейн (огромная база данных общего пользования, которая функционирует без централизованного руководства - Ред.) - технология будущего, которая уже сейчас начинает менять мир. И это люди, которые должны совершенствовать законодательство таким образом, чтобы Украина соответствовала современному миру.

Спасите наши души

Очень часто приходят к нам, как к врачу - когда уже надо, образно говоря, ползти на кладбище. Нас, юристов, больше всего забавляет, когда приходят и говорят: “Мы с партнером поссорились, но ничего не записывали”.

Вот с этого момента начинается драма. И каждый раз она проходит по одним и тем же “лекалам”, как у Льва Толстого, все стартапы счастливы одинаково, но несчастливы каждый по-своему. Кто-то у кого-то “отжал” домен, кто-то перевел или зарегистрировал на себя компанию или торговую марку, кто-то слил базу данных партнера и т.д. Это самые распространенные споры.

Они действительно нечасто решаются в судах. Во-первых, причина не столько в коррумпированности судов, сколько в их неподготовленности к решению таких вопросов. Например, словом сквотеринг нашего судью можно оскорбить. Во-вторых, это затратно для стартаперов, у которых еще денег-то, по сути, нет. Безденежье располагает к “душевному” решению спорных вопросов.

Вопрос культуры предпринимательства здесь относителен. Сказать, что украинские стартапы явно хуже мировых, я не могу. То, что у стартапов случается провал - это абсолютно нормально. Это специфическая среда, в которой выстоять должен 1 из 100. Благо в Украине уже сформирована определенная экосистема, где такие инновационные рисковые идеи рождаются, обсуждаются и находят хоть какую-то реализацию.

Скупка и скупщики

Зарубежные инвесторы зачастую “заходят” в страну, ищут конкретных людей, выкупают их идеи и почти сразу увозят за рубеж. В Украине, увы, очень слабый внутренний рынок инноваций. Поэтому отток идет очень сильный. На самом деле, за новостями о громких покупках отечественных стартапов не следуют какие-либо благоприятные последствия для Украины, потому что все эти сделки осуществлены за ее пределами. Налоги заплачены в других странах и, более того, люди там же тратят уплаченные деньги. Посему стартап у нас воспринимается, как счастливый билет, гарантирующий выезд за рубеж.

Я думаю, самая большая проблема Украины в том, что она никак не осознает себя на конкурентной карте мира. Поэтому мы становимся банально донорами человеческого капитала. И даже не это плохо. Если применять такое “донорство” осознанно, как делают Китай или Индия, поддерживая связь с экспатами, стимулируя их возвращаться назад и давать возможность работать на благо Родины. Вот этого всего у нас пока нет.

Я бы, например, чиновников, занимающихся социальной политикой, поменял на несколько агентов, которые бы ездили по миру и убеждали вышеупомянутых “единорогов” разместить хотя бы часть своего бизнеса в Украине. Это бы имело потрясающий эффект для экономики.

Стратегия-2020

Это уже хорошо, что Украина проявляет хоть какую-то национальную идею, и эта идея - максимально увеличить число айтишников в стране. Мы уже можем видеть определенный социальный эффект: лучшие женихи сейчас – это айтишники. На самом деле, весьма позитивный факт. Потому что Украина выбрала правильное направление, вырабатывая культуру технической элиты. Обратите внимание, гуманитарная элита в стране полностью заблокирована олигархическими связями, коррупцией - в этих условиях умному человеку нельзя самореализоваться - социальный лифт не работает. А в IT-сфере он как раз работает. Здесь можно сделать рывок в социальном статусе и за счет своего умения сразу пополнить ряды хорошо обеспеченных людей.

Подобная тенденция прослеживается много где в мире, но в Украине, мне кажется, она попала на нужную почву. Все эти бесплатные IT-школы, курсы, программы - благо для страны. И тактика массового привлечения людей здесь отлично работает. Пусть уедет 10 тысяч человек, но мы подготовим взамен 100 тысяч - это хорошая тактика.

Но проблема в том, что стратегия больше ничего не дает. Например, льгот не будет. Все вводят льготы для стимулирования стратегии, а мы нет. А надо мощный целенаправленный прорыв и необычный подход.

Почему бы нашему премьеру ни поехать к самому Илону Маску, и не сделать ему самое выгодное предложение? Вот пусть назовет любое количество налогов, которые он готов платить и Украина даст ему еще на доллар меньше. И умолять его перевести сюда свою компанию. И так сделать хотя бы с 3-4 мировыми гигантами. Согласиться на их любые условия. Пусть ничего не платят, но заходят и здесь “живут” - творят, размещают производство, нанимают на работу наших граждан и т.д. Это было бы полезной стратегией.

У нас, например, неплохие магистральные интернет-каналы. Украина могла бы предложить миру стать хранилищем data-центров. Я даже предлагал однажды принять такой режим налогообложения для владельцев этих центров, который был бы привязан только к исходящему трафику. Пусть ни за что не платят, только за этот канал. То есть, я предлагал заменить трубу газовую на интернет-каналы. Но пока нет тех ушей, в которые это вложить. Потому что не “на часі”...

Окно возможностей

У нас открывается колоссальное окно возможностей для разработки новых инновационных продуктов. В Украине дешевая стоимость жизни. Это означает, что здесь можно нанять людей за значительно более низкую зарплату, чем в Европе. Причем разработчики могут жить лучше, чем их европейские коллеги. Просто потому у нас зарплата в $10 тыс. означает, что ты супер богат. В Европе это лишь средний класс.

Такая разница является конкурентным преимуществом в мире. Украина уже приобретает некое подобие хаба. Мне кажется, что существующие реалии уже можно использовать для правильного позиционирования. Если страна примет решение стать центром оффшорной IT-разработки, создав для этого все налоговые условия, то мы однозначно выиграем мировую конкуренцию.

Я бы еще ввел на уровне государства для Украины понятие частных агентов - “голубей” и “ястребов”. Если человек привлек сюда крутого инвестора и сделал так, что крутая зарубежная компания открыла здесь свой офис и производственные площадки, то пусть государство гарантирует такому человеку выплату 5% от налогов, которые заплатит эта компания в течение, допустим, трех лет. Как и тому, кто в частном порядке поможет расследовать дело о коррупции (международная организация по борьбе с коррупцией Transparency International предлагает выплачивать 10% от того, что государство в результате конфискует - Ред.) В мире такая практика есть, и она очень хорошо себя зарекомендовала.

Нам надо признать, что государство у нас неэффективное, но при этом есть гражданское общество. Вот и надо дать возможность обществу зарабатывать и управлять экономикой непрямыми методами.