Главная / Газета / Безопасность бизнеса

Делать бизнес в Украине: прогресс есть, но небольшой

00:17 | 07.11.2016
Делать бизнес в Украине: прогресс есть, но небольшой
Автор: Татьяна Полищук

Андрей Приходько, главный аналитик Укрсоцбанка

С тех пор как вышла новость о росте позиций Украины в рейтинге Doing Business с 83-й до 80-й, как и в прошлом году, можно было услышать и востор­женные возгласы, и отчаянные хлопки ладонью по лбу. Если убрать эмоции, то какие выводы можно сделать Украине?

Сам по себе рост в рейтинге — это, безусловно, позитив, с учетом того, что Doing Business выступает одним из основных мерил инвестиционной привлекательности страны.

На практике мы видим, что страны из Топ-10 рейтинга имеют в 50 раз больший объем прямых инвестиций, нежели замыкающая десятка. Мы все прекрасно понимаем, ближе к какой десятке хотела бы оказаться Украина с ее потребностью в развитии экономики, создании рабочих мест и т.д.

Важно учесть, что в этом году Всемирный банк очередной раз поменял методологию расчета рейтинга. При пересчете по новым критериям в рейтинге прошлого года Украина оказалась на 81-м месте.

При этом среди стран СНГ наша страна по-прежнему остается на третьем месте с конца, опережая только Узбекистан и Таджикистан.

Наши соседи в основном находятся в группе середнячков от 35-го места до 44-го. Так, РФ занимает 40-е место, а Молдова — 44-е. Лидируют Эстония (12-е), Латвия (14-е) и Грузия (16-е),
а наибольший прогресс из постсоветских стран в этом рейтинге продемонстрировали Беларусь (37-е место) и Казахстан (35-е место). Беларусь поднялась в рейтинге на 13 позиций, а Казахстан — сразу на 16.

Что касается нашей страны, то в Doing Business 2017 Украина ухудшила свои позиции в таких сегментах, как “Международная торговля” (115-е место), ввиду увеличения длительности таможенных процедур при импорте, “Решение проблем с неплатежеспособностью (процедура банкротства)” (150-е место) и “Регистрация собственности” (63-е место).

Прогресс достигнут в таких сегментах, как “Налогообложение” (84-е место), “Регистрация предприятия” (20-е место), “Подключение к электросетям” (130-е место) и “Защита инвесторов” (70-е место).

По моему мнению, методология составления рейтинга далеко не идеальна, недаром ее достаточно часто меняют.

Так, например, по показателю “Доступ к кредитованию” Украина занимает почетное 20-е место, что выглядит несколько странно с учетом очень высоких ставок в нашей стране и практически полного отсутствия долгосрочного финансирования для бизнеса.

Понятно, что авторы Doing Business оценивают прежде всего процедуры, связанные с получением кредита, однако не учитывать при этой оценке стоимость займов и реальную доступность кредитных ресурсов не очень правильно.

Несмотря на некоторые вопросы к методологии, нужно признать, что иного подобного инструмента оценки легкости ведения бизнеса просто не существует. Поэтому рэнкинг Doing Business остается важным инструментом для оценки инвестиционной привлекательности страны.

Резюмируя, хотел бы сказать, что новый рейтинг Doing Business вряд ли можно назвать особым поводом для радости. Скорее, поводом для значительного усиления реформ, направленных на облегчение ведения бизнеса в Украине.

Да, не все страны с развитой экономикой могут похвастать высокими позициями в рейтинге Doing Business. Китай, например, занимает в новом рейтинге 78-е место, что недалеко от Украины.

Однако в отличие от богатых и развитых стран, у Украины не так много преимуществ, чтобы привлечь инвесторов.

В этой ситуации создание привлекательного делового и инвестиционного климата — это единственный выход для нашей страны, если мы хотим роста инвестиций и ускоренного развития экономики.