Главная / Налоги

Упразднение налоговой милиции: государство не доверяет собственным чиновникам

24.02.2017
Григорий Мясоедов, «Земство обедает», 1872
Григорий Мясоедов, «Земство обедает», 1872
Адвокат, управляющий партнер Адвокатского объединения «Вдовичен и партнеры»

Совершенство налоговой системы определяется многими составляющими: простотой администрирования налогов, их ставками, способами решения налоговых споров и т.д. В связи с этим универсального рецепта обеспечения максимального сбора налога попросту не существует. В минувшем году международная консалтинговая компания PwC (PricewaterhouseCoopers) совместно с Группой Всемирного банка в своем отчете «Paying Taxes 2017» впервые в практике создания подобных рейтингов уделили внимание вопросам «удобства» получения возмещения налога на добавленную стоимость с бюджета.

По данным исследования, в среднем, для получения возмещения данного налога с бюджета отечественному плательщику налогов требуется 28,2 недели, налоговая же проверка такого возмещения длится 3 часа. Подобные показатели имеют Россия, Руанда, Румыния. В то же время, в Великобритании на получение возмещения НДС с бюджета в среднем тратится 9,5 недель, проверка же длится 6,5 часов, в Сербии и Швеции эти показатели равняются 8,2 недели и 5 часов, а во Франции – 6,2 недели и 4 часа соответственно.

Теперь обратимся к органам, осуществляющим сбор и налоговый контроль в данных государствах. Например, в Великобритании главный налоговый орган фактически представлен управлением внутренних доходов – департаментом, подотчетным Государственному Казначейству. На местах налоговый контроль осуществляется главным налоговым инспектором, которому подчинены районные конторы, непосредственно собирающие налоги с населения. Во Франции же налоговая служба состоит из трех уровней: Управления национальных и международных проверок (налоговый контроль за крупными плательщиками налогов), Управления проверок налогового положения (налоговый контроль физических лиц) и Национального Управления налоговых расследований (иные виды налогового контроля, расследование налоговых преступлений).

Как видим, подход к построению системы налоговых органов совершенно разный. Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что простота налогового режима во многом зависит от эффективности организации самого процесса контроля за сбором налогов. Соответственно, в данном случае показатели «сложности» возврата НДС с бюджета в нашей стране могут быть объяснены, в том числе, низкой эффективностью работы фискальных органов в сфере налогового контроля – то есть буквально свидетельствовать о недоверии самого государства к своим чиновникам. В свою очередь, в странах, где налоговый контроль сам по себе является эффективным, подход к определению структуры системы органов, осуществляющих сбор налогов, вряд ли первостепенно влияет на конечный результат.

Таким образом, видна четкая «корреляционная» связь: чем эффективнее налоговый контроль – тем эффективнее сбор налогов.

В нашей действительности вполне оправданно отметить, что реформирование фискальной службы скорее жизненно важно, нежели целесообразно. И в этой связи необходимость ликвидировать налоговую милицию в ее структуре не вызывает сомнений. В ином случае будет усиливаться теневое давление на бизнес со стороны власти, а попытки преодолеть коррупцию в фискальных органах будут напоминать скорее «борьбу с ветряными мельницами». В конце концов, тратятся впустую деньги налогоплательщиков на тех чиновников, результативность деятельности которых почти равна «нулю». Но представим ситуацию, если бы с 01.01.2017 года налоговая милиция прекратила свое существование, ввиду последних законодательных изменений в Налоговый кодекс Украины. Что бы это поменяло? Был бы нарушен принцип непрерывности осуществления государственной власти? Увеличились бы кардинально поступления в бюджет за счет налогов? Изменилась бы фактически налоговая нагрузка плательщика налогов?

Учитывая существующие показатели деятельности данного правоохранительного органа – вряд ли. При этом фактически существующее дублирование налоговой милицией других правоохранительных органов в функциях по расследованию производств (например, по ст. 205 Уголовного кодекса Украины «Фиктивное предпринимательство») не лучшим образом свидетельствует о целесообразности существования данного органа. Отсюда – ликвидация налоговой милиции неизбежна. Рискну предположить, что ей на смену придет действительно новая (как по методам деятельности, так и по внутреннему содержанию) служба финансовых расследований Украины, и оценка ее деятельности будет осуществляться властью уже по другим правилам.
Справка

Напомним, вчера Рада не вернула полномочия налоговой милиции. Ранее от сотрудников упразднённого органа, проводивших незаконные обыски, убегали даже пауки.

Антиофшорные меры государства и их влияние на работу украинских компаний. Обзоры и решения от ведущих консультантов Поступления от туристического сбора в Украине выросли на 46% Выплачивать дивиденды за 2016 г можно применяя 9% налога на доходы физлиц