Главная / Мнения

Противостояние между застройщиками и местными жителями - правовая дикость в анфас и профиль

21.09.2016
Двор чудес, район Парижа в XVII веке, автор неизвестен
Двор чудес, район Парижа в XVII веке, автор неизвестен
адвокат, 
партнёр юридической группы "Фирма"

Противостояние между застройщиками и местными жителями вполне можно назвать традиционным явлением для дикого правового поля Украины. Нередко такие конфликты переходят в прямое физическое противостояние: кулачные бои, применение сторонами спецсредств etc. Всё это явно не вписывается в законные рамки. 

По-хорошему, урегулирование таких споров должно проходить по инициативе общественности представителями местной власти и полиции. Но, увы, в случаях даже, когда застройщик очевидно не прав, а требования активистов справедливы – государство предпочитает не ввязываться в эти "рискованные истории". Таким образом, в условиях абсолютного отсутствия «медиаторства» со стороны власти, естественным является то, что противостояние происходит не за столом переговоров, а на улице, в непосредственной близости к стройплощадкам или под стенами органов местного самоуправления.

Сложившаяся ситуация в значительной мере усложняет жизнь законным застройщикам, в добросовестность которых мало кто сейчас верит. "Мало кто", прежде всего, из-за того, что законность получения всей разрешительной документации на строительство ставится под сомнение в связи с негативной репутацией государственных органов, которые эти документы и выдавали. С точки зрения принципов верховенства права, указанное, мягко говоря, сложно считать справедливым. 

Более того, автор на собственной практике встречался со случаями, когда активистами попросту не признавалось право частной собственности за земельный участок, на котором ведутся строительные работы. Что касается патрульной полиции, которая приезжает по вызову сторон, — всегда выслушивает стороны, но редко когда задерживается на месте конфликта дольше, чем на 15 минут. Разводят руками – "это не наша компетенция, идите в суд". Таким образом, инертность власти, которая в первую очередь должна нести прямую ответственность за принимаемые ею решения, приносит потери общественности, строительному бизнесу, а также инвесторам.

Проблема также усложняется тем, что безучастие власти в таких конфликтах дает возможность использования «праведных активистов» в качестве «точки входа» для профессиональных рейдеров. В этом случае, "качалы" и бандиты используют конфликтную ситуацию с целью получения неправомерной выгоды путем вымогательства определённых денежных средств за то, чтобы "активисты" дали возможность продолжить стройку. 

Случалось, что такие бойцы работали на конкретного заказчика, который был заинтересован в приобретении земельного участка по существенно заниженной стоимости. Такие ребята активно спонсируют настоящих местных жителей, чья активная жизненная позиция (часто необоснованная разумной аргументацией) играет им на руку, и приводят уже «заточенные» под такие мероприятия общественные организации

В Киеве насчитывается около 5-6 таких объединений. Главной задачей недобросовестных "активистов" является блокирование строительных работ любой ценой – перекрывание улиц, закидывание строителей "фаерами", физическое препятствование заезду/выезду строительной техники, а порой и причинение телесных повреждений представителям застройщика. Чаще всего такие кампании проводятся на стройках, которые находятся на начальных этапах (когда риск недостроя для девелопера наиболее велик), а после получения вымогаемой суммы деятельность «недобросовестных активистов» внезапно прекращается. 

Параллельно представители этих организаций могут осуществлять активную информационную кампанию, направленную на дискредитацию застройщика и его проекта, инициируется множество судебных процессов, которыми оспаривается законность строительства. Более того, у таких организаций есть свои связи в органах власти (ведь это, как-никак, бизнес такой), что дает им возможность применять временные меры по блокированию строительных работ (например, неправомерное аннулирование карточки на нарушение благоустройства, необоснованная отмена регистрации деклараций или разрешений на строительство). В таких условиях, добросовестный застройщик фактически лишен возможности осуществлять законный бизнес. 

С одной стороны, захватчики бизнеса и вымогательство, прикрываемое праведным гневом общественности, а с другой, еще более злодейское безучастие власти, которая разрешила ему строить то, что он строит и там, где он строит. Но, если не прекращать стройку, как того хотят злодеи, все, что, на первый взгляд, остается делать застройщику – применять аналогичный инструментарий. Речь идет о найме частных охранных структур, именуемых в народе "титушками", которые либо охраняют стройплощадку от захвата, либо помогают технике попасть на нее. Но, как показывает практика, такая «лобовая» техника контр-реагирования едва ли может считаться эффективной. В позиции, когда в информационном пространстве застройщик является полномочным представителем зла и коррупции на земле, участие в прямом физическом противостоянии с "защитниками добра" могут иметь только негативные последствия для девелопера и стройки.

Мы с партнёрами юридической группы "Фирма" сходимся во мнении, что в подобных ситуациях наиболее эффективной технологией противодействия недобросовестным "активистам" представляется работа специализирующихся на строительных вопросах медиаторов и адвокатов, которые работают с мнением активистов, представителями органов и СМИ. 

Ключевым фактором успешного противостояния является полная открытость перед общественностью, централизованное применение PR-технологий в сочетании с профессиональной юридической и охранной поддержкой.  

ЗМІ виявили помилки в розслідуванні МЕРТ щодо сірчаної кислоти В Польше значительно выросла неприязнь к украинцам и немцам "Соєві війни" завершилися перемогою компромісного рішення, – журналіст