Главная / Газета / Прежде всего

Рынок индульгенций

00:26 | 07.11.2016
Рынок индульгенций
Автор: Татьяна Полищук

Как e—декларации легализовали будущую коррупцию

Завершившееся электронное декларирование показало, как можно филигранно дискредитировать любой государственный проект. Более 100 тыс. украинских чиновников подали свои электронные декларации.

У “слуг государства” и членов их семей находится около 260 тонн наличности (если оценивать в купюрах по 100 грн.).

Значит, на руках у 0,2% украинского населения, к которым относятся чиновники, или 0,6%, если исходить из того, что средняя чиновничья семья состоит из трех человек, около $10 млрд.

Чтобы представить этот объем в масштабах страны: это годовая минимальная заработная плата для 6,5 млн работающих (даже если она будет составлять обещанные правительством 3200 грн. в месяц).

Это больше, чем половина всех сегодняшних золотовалютных резервов НБУ, и в 2,5 раза больше, чем объем всех прямых иностранных инвестиций, которые поступят в 2016 г. в страну. Такой объем кэша кажется невероятным.

Невероятный он не только для остальной части украинцев, но и для банкиров. Как сказал один из них, сегодня в Украине нет таких сейфовых хранилищ в банках, чтобы сберегать наличные средства в подобных объемах. Еще более откровенным был знакомый народный депутат.

Во всей этой задекларированной сумме нет и половины реально существующих средств. А декларация — это своего рода покупка индульгенции на будущие периоды (ожидаемые денежные потоки от профессиональной “политической” деятельности).

В этом случае “шутка” народного депутата Сергея Мельничука (депутатская группа “Воля народа”), задекларировавшего один триллион гривень, уже воспринимается иначе.

Хотя условный позитив от кампании е-декларирования все же есть. Теперь объем коррупции в Украине из разряда экспертных оценок перешел в категорию экономических индикаторов. Наравне с “теневой экономикой”.

Вот только многие из государственных чиновников так и не вникли в суть кампании. Первая e-декларация чиновников — это не нулевая декларация или налоговая амнистия, как многие решили.

И большинству декларантов придется объяснять происхождение средств. А не заботясь об этом изначально, доказать законность заработанного фактически невозможно.

Так как проверка персонифицированной информации о доходах по форме 1-ДФ из налоговой покажет катастрофическое расхождение между доходами и уплаченными налогами.

Следовательно, следующий логичный шаг “большой политической кампании” — налоговая амнистия. Готовимся!

Вячеслав Мироненко,
главный редактор
еженедельника БИЗНЕС