Главная / Газета / Промышленность

Запредельные возможности

00:00 | 06.10.2014
Запредельные возможности
Автор: webmaster webmaster

Динамика производства пищевых продуктов в Украине дает основания говорить об этом направлении, как одном из перспективных для дальнейшего роста. По словам Александра Куца, начальника департамента продовольствия Мин­агрополитики, за последние 10 лет производство пищевой продукции увеличилось почти в три раза. Ввиду экономической ситуации в стране динамично растет доля такой продукции (в том числе напитков и табачных изделий) в общей структуре реализованных товаров (см. “Доля…”). Таким образом, пищепром вышел на первое место среди всех отраслей. 

В условиях экономического спада рост производства пищевых продуктов даже на 0,5% (в январе — июле 2014 г., по сравнению с аналогичным периодом 2013 г.) — достижение. Хотя 95% еды, потребляемой в Украине, — местного производства, потенциал отрасли велик. По мнению г-на Куца, уже имеющиеся в стране мощности позволяют в ближайшей перспективе нарастить производство пищевых продуктов в 1,5 раза.

Косвенно о потенциале отечественного пищепрома свидетельствуют также интерес инвесторов и объем вкладываемых в него инвестиций. В частности, по данным официальной статистики, с начала текущего года в производство пищевых продуктов, напитков и табачных изделий было вложено более $2,9 млрд прямых иностранных инвестиций (ПИИ), что составляет 18,4% общего объема ПИИ в промышленность Украины и 5,9% общего объема ПИИ в экономику страны.

Динамика роста украинского пищепрома, разумеется, будет зависеть от конъюнктуры как внутреннего, так и внешних рынков. Даже если предположить, что внутреннее потребление пищевых продуктов в ближайшие годы будет сдерживать низкая покупательная способность населения, по мнению г-на Куца, в отрасли есть направления, где производство можно развивать, вытесняя импорт (например, в сегменте детского питания), а также за счет диверсификации производства. 

Например, украинские предприятия выпускают 60 млн дал спирта при внутренней потребности в 20-25 млн дал. Но, как говорит г-н Куць, благодаря развитию производства биоэтанола внутреннее потребление спирта за последние годы увеличилось на 4 млн дал.

Хотя агросырье проще экспортировать, чем готовые продукты, потому что, по мнению Владимира Лапы, генерального директора Ассоциации “Украинский клуб аграрного бизнеса” (УКАБ; г.Киев; общественное объединение в сфере агробизнеса; с 2007 г.; 10 чел.), чем больше добавленная стоимость в продукте, тем жестче тарифная защита на рынках сбыта, тем не менее эксперты видят перспективы как в расширении списка стран — покупателей (в том числе за счет азиатского и дальневосточного рынков) украинских пищевых продуктов, так и в наращивании экспортных поставок традиционным торговым партнерам. 

“Почти все отрасли отечественной пищевой промышленности на самом деле могут стать точками роста для украинской экономики. Если пищевые продукты животного происхождения удовлетворяют европейским требованиям (и это подтверждено соответствующими сертификатами), компаниям, выпускающим такие продукты, проще выходить на внешние рынки сбыта, в том числе китайский”, — считает Геннадий Кузнецов, директор Лиги производителей пищевых продуктов Украины (г.Киев; объединяет 26 компаний; с 1999 г.). 

Кстати, недавно подписанный Президентом Украины Закон “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пищевых продуктов”, который вступит в силу в сентябре 2015 г., еще подстегнет пищевиков к повышению уровня производства, в том числе за счет обязательного поэтапного внедрения на предприятиях системы управления безопасностью пищевых продуктов НАССР. 

По мнению г-на Куца, Украина может нарастить экспорт масложировой продукции. “Есть потенциал роста мукомольной отрасли, сегодня уже 10% продукции от общего производства экспортируется. Кондитерская промышленность, несмотря на сокращение производства вследствие закрытия российского рынка, будет увеличивать поставки в европейские и другие страны”, — заключает г-н Куць. 

Даже молочная отрасль, более других отраслей пострадавшая от потери российского рынка, сохраняет потенциал роста (см. стр.14, 15) и привлекает инвесторов, не говоря уже о растениеводстве, или, например, производстве мяса бройлеров (см. стр.11-13).