Главная / Газета / Прямая речь

«Реформы Кабмина. Душить по-новому»

00:00 | 20.10.2014
«Реформы Кабмина. Душить по-новому»
Автор: webmaster webmaster
На протяжении последних двух месяцев в сфере экономических реформ разворачивается настоящий триллер. Кабмин подал в Верховную Раду ряд законопроектов, смысл и цель которых мне непонятны.

Все это названо экономическими реформами. Давайте сначала остановимся на самих реформах, а потом перейдем к истории создания кабминовских законов.
Предполагается введение НДС-счетов.

В соответствии с предложениями правительства часть средств предпринимателей будет списана, а оборотные средства — заморожены. Автоматический возврат НДС станет еще более ручным и избирательным.

Для обслуживания НДС-счетов предлагается один банк, что очень странно даже с технической точки зрения.

Второе рекламируемое нововведение — уменьшение ЕСВ. Теперь нагрузка на фонд оплаты труда будет составлять не 54%, а 51%, а для больших зарплат — 42%. Мы как были, так и останемся страной с самой большой нагрузкой на фонд оплаты труда в ЕС.

Я уже не говорю об ужесточении контроля и увеличении штрафов, о новых возможностях для налоговых милиционеров проверять не только предпринимателей, но и частных граждан.

Скажите, какие цели достигаются такими законами? Экономический рост? Нет. Закрытие налоговых ям? Нет. Мы становимся инвестиционно привлекательными? Тоже нет! Тогда зачем все это делать? Мы попросту теряем время. Кто же автор законов?

Может, грузинские реформаторы, находящиеся в Украине? Или словацкие? Тоже нет. Давайте посмотрим, как все это происходило.

Сразу после Майдана ряд общественных организаций подготовили свои предложения по реформированию страны. И на первых порах при Министерстве экономического развития и торговли и Министерстве финансов были созданы рабочие группы, куда вошли наши представители.

Люди тратили свое время, по вечерам, в выходные дни приглашали экспертов — и своих, и зарубежных, готовили замечания и предложения… и что в результате? Ни одно предложение рабочих групп не было учтено! Ни одно!

На наши письма и звонки не было никакой реакции. Мы провели несколько конференций и «круглых столов», которые остались «незамеченными» властью.

Два человека, «подозреваемые» в авторстве этих законов — глава Государственной фискальной службы Игорь Билоус и заместитель министра финансов Денис Фудашкин, стали избегать любого контакта с представителями общественных организаций.

А вскоре г-н Билоус заявил, что не имеет к законам никакого отношения. От Минфина же в проекте закона появилась приписка «согласование с общественностью не требуется».

Видя такое странное поведение, мы провели пикет, публично обратились с заявлением к Президенту и правительству о недопустимости принятия законов в таком виде. Пока ответа не последовало, но общественный резонанс есть, и, надеюсь, эти законы не будут рассматриваться в парламенте.

Но самое главное: мы извлекли хороший урок. Уже в который раз мы повторяем одну и ту же ошибку — надеемся, что реформы кто-то сделает за нас.

И никак не можем понять — это мы должны диктовать правительству, что оно должно делать! Корректируя правительственные фантазии, мы остановили работу над своей концепцией Налогового кодекса.

И теперь, видя полную неспособность Кабмина провести хоть какие-то реформы, решили вернуться к этой работе.

Власть, не реализующая изменений, для которых созрело общество, будет сметена. Так же, как и в декабре 2013 г., я не знаю, каким образом это произойдет. Однако через несколько месяцев обществу потребуется концепция перемен.

И мы ее разрабатываем. Сейчас это представители пяти общественных организаций — Гражданской платформы «Нова Країна», инициативы «Реанімаційний пакет реформ», Украинского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты, «Всеукраїнської Аграрної Ради».

Первое, что мы сделаем после того, как концепция будет готова, — проведем ее широкое обсуждение. Публичность и прозрачность — это то, чего не хватает нашему правительству.

А общественные организации всегда открыты. Именно они должны стать инициаторами необходимых стране изменений (подробнее о налоговой реформе см. стр. 36-37. — Ред.)