Главная / Газета / Слияния и поглощения

Брак по расчету

00:00 | 08.12.2013
Брак по расчету
Автор:

В апреле 2007 г. “УниКредит Банк” (принадлежит итальянской UniCredit Group) проводил промоакцию своего ипотечного продукта. В столичном парке им.Шевченко деревья украсили яркими скворечниками, окрашенными в корпоративный цвет банка. UniCredit Group, которая так и не смогла приобрести в Украине крупный банк, похоже, отчаялась и решила развивать бизнес на базе небольшого финучреждения.

Впрочем, как раз накануне “ипотечной акции” стало известно об окончательном срыве сделки о покупке Укрсоцбанка (на то время принадлежал бизнесмену Виктору Пинчуку) другой крупной итальянской группой — Intesa Sanpaolo (см. статью "Сорвать банк").

“Может, теперь попробуете приобрести Укрсоцбанк?” — поинтересовался тогда корреспондент БИЗНЕСа у Федерико Руссо, председателя правления “УниКредит Банка”, во время прогулки по парку. “Все может быть”, — задумчиво ответил банкир. Через два с половиной месяца — в начале июля 2007 г. — стало известно, что UniCredit Group таки покупает Укрсоцбанк за рекордные $2 млрд.

На прошлой неделе, спустя шесть лет с момента проведения сделки, завершился процесс интеграции Укрсоцбанка и “УниКредит Банка”. Объединенное финучреждение получило название UniCredit Bank. Федерико Руссо покинул Украину, так как был переведен на новую должность в австрийский офис UniCredit Group.

В стиле итальяно

Старожилы рынка отмечают, что данное слияние оказалось самым длительным за всю историю отечественного банковского рынка. Причем с учетом формальных процедур процесс окончательно будет завершен только во II квартале 2014 г. В частности, еще предстоит провести ликвидацию юридического лица “УниКредит Банк”.

Между тем о намерении объединить своих украинских “дочек” итальянцы заявили еще в ноябре 2010 г. Прогнозировалось, что процесс будет завершен в 2012 г. Казалось бы, какие сложности могут возникнуть при объединении банков?

Однако в украинских реалиях процедура слияния банков очень запутанная и трудоемкая. И чем крупнее банки, тем сложнее операция. Кроме того, вопреки разговорам о синергии и экономии затрат в результате слияния, на практике очень многие подобные сделки оборачиваются потерей клиентов и ростом их неудовлетворенности.

Зарубежная практика свидетельствует: около 17% клиентов банка, находящегося в процессе слияния, открывают, как минимум, один счет в другом банке, еще 31% продолжают рассматривать такую возможность в течение года с момента завершения интеграции. Это неудивительно, ведь клиенты сталкиваются с массой неудобств.

Например, в связи с проведением технических процедур оптимизации рабочих систем в рамках финального этапа слияния отделения Укрсоцбанка не работали 30 ноября и 1 декабря. Учитывая данные факторы, крупные банки в Украине объединяют только в случае крайней необходимости.

Показательным примером может служить покупка в 2006 г. банка “Аваль” австрийской Raiffeisen International. После долгих внутренних дебатов акционеры все же решили отказаться от слияния приобретенного “Аваля” с уже существующим “Райффайзенбанком (Украина)”. В итоге свою “старшую дочку” австрийцы продали венгерскому OTP Bank.

Имеются и более свежие примеры, когда банкиры избегают слияния. В частности, российский ВТБ после получения контроля над Банком Москвы (РФ), а значит, и над украинским “БМ Банком”, выставил его на продажу, а не объединил с местным “ВТБ Банком”.

Аналогично поступил “Сбербанк России”: получив контроль над украинским Фольксбанком еще в начале 2012 г., россияне так и не начали процесс его слияния с уже существующей в Украине “дочкой”. Недавно Фольксбанк был переименован в VS Bank. Такие решения вполне обоснованны, если учесть затраты на слияние.

По данным UniCredit Bank, инвестиции в процесс слияния двух банков только в текущем году составили 18-20 млн грн. Кроме того, годом ранее был проведен ребрендинг отделений Укрсоцбанка и “УниКредит Банка”, который обошелся в 10 млн грн. По состоянию на 2 декабря 2013 г. совокупные активы интегрированного UniCredit Bank достигли 41 млрд грн.

Для справки: по данным НБУ, на 1 октября активы Укрсоцбанка составляли 37,3 млрд грн., а “УниКредит Банка” — 5 млрд грн. Кстати, к началу процесса интеграции активы этого банка достигали 8,5 млрд грн., т.е. они сократились на 41%. Впрочем, в банке утверждают, что почти все из 50 тыс. клиентов “УниКредит Банка” перешли на обслуживание в объединенный банк.

Тем не менее можно констатировать, что слияние “дочек” не позволило итальянцам автоматически догнать “Райффайзен Банк Аваль”, который с активами почти в 45 млрд грн. остается крупнейшим финучреждением с иностранным капиталом. Тем не менее итальянцы довольны результатами консолидации активов.

“Мы полностью удовлетворены достигнутыми результатами, получив более сильный и мощный банк в каждом сегменте рынка. Теперь мы будем использовать полученные преимущества, чтобы двигаться вперед”, — заявил Грациано Камели, председатель правления UniCredit Bank (г.Киев; с 1991 г.; 6 тыс.чел.).

Слились в экстазе

Несмотря на сложности процесса слияния, за последние годы можно насчитать с десяток достаточно крупных банковских объединений. Так, чуть больше месяца назад Фидокомбанк (бывший “Эрсте Банк”) был присоединен к Фидобанку (бывший “СЕБ Банк”) на правах филиала. Оба финучреждения, располагавшие на 1 октября активами примерно в 5 млрд грн. каждое, контролирует банкир Александр Адарич.

“Согласно принятым решениям, произошло операционное слияние в виде присоединения Фидокомбанка к Фидобанку на правах филиала без изменения МФО”, — говорится в заявлении пресс-службы Фидобанка (г.Киев; с 1991 г.; 2 тыс.чел.).

Также сообщается, что на конец 2013 г. запланировано объединение Фидокомбанка и Фидобанка, в результате чего изменятся номера счетов клиентов филиала. Примечательно, что некоторые упомянутые банки уже участвовали в слияниях. Например, “УниКредит Банк” в 2007 г. присоединил к себе “ХФБ Украина”, “СЕБ Банк” в 2009 г. объединился с Факториал-Банком.

Кандидатами на объединение являются также “VAB Банк“ и банк “Финансовая Инициатива”, подконтрольные бизнесмену Олегу Бахматюку, который в одном из интервью заявил о такой возможности, но в течение двух лет. “Два банка в одной группе развивать, конечно, неэффективно”, — отметил бизнесмен.