Финансовый эксперт

Анализ индикатора внутреннего кредита: развиваются лишь металлурги и аграрии


Сабж

Согласно данным Всемирного банка, по индикатору внутреннего кредита, предоставленному финансовым сектором нашей страны в процентном выражении от ВВП, Украина в полтора раза превосходит Польшу и вдвое – Россию. В сравнении с показателями Европейского союза он достигает 70%. Так насколько же высок уровень развития финансового сектора Украины?

Внутренний кредит – это лишь один из индикаторов, который характеризует ситуацию в финансовом секторе, один из ключевых, но не доминирующий. О чем можно говорить в данном случае? С одной стороны, он несомненно говорит о том, что бизнес и население Украины все более активно использует разнообразные финансовые инструменты в своём развитии – и это, безусловно, плюс. Благодаря этому, в том числе, бизнес имеет возможность получить финансовый ресурс для развития новых направлений бизнеса или увеличения объёмов уже существующего. Для рядовых граждан – это возможность приобретения товаров и услуг, ликвидация так называемых кассовых разрывов домохозяйств. В таком случае, это кредиты развития. Которое, так или иначе, улучшает ключевой показатель для любой экономики – ВВП.

Однако этот показатель имеет и иную сторону, негативную. Которая проявляется в полной мере в условиях рецессии экономики. То, что мы можем наблюдать в Украине сегодня. Поэтому говорить о степени финансового развития необходимо, отталкиваясь от показателя валового внутреннего продукта (ВВП). А ситуация тут следующая: с начала "нулевых", за исключением 2009 года, в Украине наблюдался рост (расчёты Всемирного банка в долларах США):

2003 – 18,3%

2004 – 29,4%

2005 – 32,8%

2006 – 25,1%

2007 – 32,5%

2008 – 26,1%

2009 – минус 34,9 (следствие экономического кризиса 2008)

2010 – 16,4%

2011 – 19,6%

2012 – 7,7%

2013 – 4,3%

А уже 2014 и 2015 показали отрицательную динамику ВВП: минус 27,1% и минус 31,3% соответственно. При этом, если принять во внимание показатель ВВП на душу населения (опять-таки, в долларах США), то такое глубокое падение можно было наблюдать лишь в 2009-м, когда он составил минус 1345,6 долларов. По итогам 2014 это значение составило 1015,7 долларов, в 2015 минус 899,2 доллара. В довоенном 2013-м плюс 173,5.

В таких условиях внутренний кредит – это уже в лучшем случае механизмы санации, а в большинстве своём – банальные кредиты выживания, когда финансовые ресурсы попросту "проедаются" и бизнесом, и населением. Именно поэтому сегодня так расцвело потребительское кредитование, перебрав пальму первенства у иных кредитных программ, даже у столь популярных в последние 10 лет товарных кредитов.

Состояние кредитов

Увы, но сегодня это в большинстве своём "кредиты на еду, лекарства, оплату услуг ЖКХ, погашение старых долгов". Ситуация у юридических лиц не лучше. По сути, лишь металлурги и аграрии в основной массе используют этот финансовый инструмент для развития. И именно благодаря им Украина ещё имеет возможность получать валюту по экспортным направлениям.

Если ситуацию немного спасает общее уменьшение закредитованности в стране, то, опять-таки, логично делать выводы в сравнении. Например с пиковым, с точки зрения показателя внутренней закредитованности, 2008 годом. Тогда кредиты физлиц составляли 225 млрд.грн. (При среднем курсе на 4-й квартал года 7,9 грн. за доллар, это 28,48 млрд. долларов США), для юрлиц 346 млрд.гривень ( 43,8 млрд. долларов, соответственно). Весь кредитно-инвестиционный портфель системы составил 647 млрд. гривень.

На сегодня задолженность физлиц составляет 105,9 млрд., юридических лиц 448 млрд. гривень. Даже без перевода в доллары очевидно серьёзное снижение задолженности в целом, но при этом задолженность частных клиентов сократилась более чем в два раза, а долги юрлиц, наоборот, увеличились на более чем 100 млрд.

Работа банков

Увы, но уменьшение этого показателя говорит не о том, что у населения исчезла потребность в заёмном финансовом ресурсе (она на сегодня, по разным оценкам, составляет от 40 до 50 млрд. гривень), а в отсутствии фактического инструментария в банковской системе (кредитных программ), которые могли бы эту потребность удовлетворить. Но если с физлицами более-менее понятно, они нашли альтернативу в виде микрофинансовых компаний и частных инвесторов, что даёт им хоть какую-то возможность получить займ, то что делать бизнесу – не вполне ясно, для них такие механизмы чаще всего отсутствуют. Получить сегодня кредит в банке для них довольно проблематично, и причин тут масса.

Поэтому ситуация довольно удручающая. С одной стороны, уменьшение показателей закредитованности – это неплохо. С другой стороны, деньги – это "кровь экономики", а без них она развиваться не сможет. Поэтому, оценивая уровень финансового сектора, вынужден констатировать, что он в довольно серьёзном кризисе. Исходя из этого возникает понимание, что отсутствие реальной кредитно-инвестиционной политики в стране – это неизбежный путь к глубочайшей рецессии.

«Купуй українське» — звідки шквал емоцій? 17 ноября - онлайн-конференция SMM Day! Как превратить соцсети в неиссякаемый источник лидов? Владимир Семенишин: инновации становятся ключевым стратегическим драйвером