Глава Совета по вопросам экспорта продовольствия (UFEB)

Есть ли альтернатива Новому шелковому пути для доставки продовольствия в Азию

Еще со времен Киевской Руси по территории Украины проходило множество торговых маршрутов, ведь наша страна соединяет Азию и Европу. Такое географическое положение действительно дает конкурентные преимущества нашим экспортерам – но, увы, в реалиях международной политики этот потенциал пока не реализуется в полную силу. Радует то, что украинские экспортеры продовольствия не сдаются, ищут рынки сбыта, что побуждает логистические компании предлагать новые пути доставки грузов. Какие же преобразования ждут логистику украинских продовольственных товаров в ближайшей перспективе?

Не секрет, что потоки товаров между странами крайне чувствительно реагируют на изменения международной политики государств. Украина убедилась в этом на собственном опыте, когда основной торговый партнер – Россия – сначала запретил импорт нашей продовольственной продукции, а затем ограничил и транзит грузов по своей территории. То есть, если в отношении Европы и региона MЕNА ситуация стабильна, и логистика по этим направлениям не претерпит серьезных изменений, то основные трансформации уже происходят и продолжатся в сфере доставки грузов в Среднюю и Восточную Азию.

Безусловно, интерес украинских экспортеров к азиатским странам продиктован трудностями в торговле с Россией. Но наши экспортеры используют это обстоятельство для получения дополнительной выгоды, ведь эти рынки достаточно маржинальны. Это хорошо иллюстрирует статистика отправки образцов продукции, предоставленная компанией DHL Express Ukraine. Европа остается наиболее желанным регионом продаж, куда отправляется больше 50% образцов, но темп роста количества доставок по этому направлению в 2016 году по сравнению с 2015 годом составляет только 30%, в то время, как доставки в Азию выросли на 61%. Также растет интерес к Северной Америке (на 59%), Ближнему Востоку (69%), Африке (84%), что говорит о том, что экспортеры находятся в поиске новых рынков.

Желание украинских продовольственных компаний реализовать свою продукцию в Азии стимулирует логистические компании находить для этого возможности. Сегодня много говорят о проекте «Новый шелковый путь». Это транспортный коридор, проходящий через Черное море, Грузию, Азербайджан, Каспийское море и Казахстан в Китай; контейнеры перевозятся железной дорогой и на паромах. Это наиболее короткий путь для доставки товаров в обход России, но пока, к сожалению, он не реализует свой потенциал.

Причин этому несколько: с одной стороны, это дорого, а с другой стороны, возникает проблема с обратным наполнением контейнеров, ведь этот маршрут не пользуется популярностью у азиатских экспортеров. Украинская сторона активно добивается формирования единой тарифной ставки на перевозки по Новому шелковому пути, а заодно и серьезной скидки от транспортных операторов из стран-участниц проекта. По имеющейся у нас информации, единая ставка будет сформирована уже в феврале нового года, что существенно упростит жизнь и логистических компаний, и самих экспортеров.

С обратным наполнением грузами дела обстоят не так хорошо. Хотя некоторые логистические компании заявляют о готовности продвигать этот маршрут в Азии, надежды останутся зыбкими, пока Украина не нарастит товарооборот со странами Средней и Восточной Азии. Для этого у нас есть все предпосылки. На сегодня основу украинского экспорта в Азию составляют зерновые и растительное масло, но при этом данные страны проявляют колоссальный интерес, например, к нашему мясу, сахару и кондитерским изделиям. Значит, есть возможность нарастить экспорт не только традиционных, но и новых видов продукции в Азию. В то же время активная позиция китайских экспортеров предоставляет возможности для развития этого направления – дело за логистами.

В качестве альтернативы Новому шелковому пути появляются предложения по доставке грузов через Польшу, Беларусь, Россию и Казахстан в Китай. Несмотря на то, что этот маршрут длиннее, он находит своего клиента. Но нужно учитывать то, что действия России по отношению к нашему транзиту (хоть и через Польшу и Беларусь) могут быть совершенно неожиданными. Поэтому и риски также возрастают.

Достаточно интересным является вариант доставки авиатранспортом. Принято считать, что на дальние расстояния возможно экспортировать исключительно продукты с длительным сроком хранения. Но отмечу, что мировые лидеры в торговле мясо-молочной продукцией, например, Бразилия, США, Новая Зеландия, Австралия, давно практикуют доставку свежих товаров со сроком хранения до двух-трех недель на развитые рынки Азии и Ближнего Востока. Действительно, авиатранспорт намного дороже по сравнению с железной дорогой, морским или автотранспортом, но производители из упомянутых стран покрывают логистические расходы за счет высокой маржи на свежие и качественные продукты. Украинские производители вполне могут воспользоваться этим опытом, но при условии, что товар будет достаточно конкурентным.

Учитывая ограниченное количество альтернатив Новому шелковому пути, действительно стоит направить все усилия на развитие этого направления, ведь украинские экспортеры не могут позволить себе упустить возможность реализовать продукцию в Азии.
Почему «да» от государства не всегда означает согласие, и есть ли в Украине надежда на цифровую революцию Прибутковість свинарства: фактори впливу у 2016-му Дефицит торговли в Украине вырос в 1,6 раза