Главная / Газета / Украина

Космическая симфония

00:00 | 06.02.2011
Головна / Газета / Украина
Космическая симфония
Национальный художественный музей Украины приглашает на литовскую живопись. Изюминка выставки — работы Микалоюса Чюрлениса

Национальное достояние
Выставка литовских живописцев уникальна во всех отношениях. Во-первых, это первый столь масштабный проект, который представляет искусство некогда братских республик СССР, являющееся для большинства наших современников terra incognita. Во-вторых, украинскому зрителю предоставляется исключительная возможность увидеть подлинники основоположника русского символизма, гениального модерниста Микалоюса Чюрлениса. Дело в том, в Литве работы Чюрлениса считаются национальным достоянием и крайне редко покидают пределы страны. После посмертных экспозиций в 1911-1912 гг., проходивших в Вильнюсе, Москве и Варшаве, шанс увидеть их нашим соотечественникам представился лишь в 1975 г. — к 100-летию со дня рождения. Рассказывают, что попасть внутрь Третьяковской галереи возможно было, только отстояв с ночи огромную очередь. Ведь в советское время познакомиться с творчеством создателя иных живописных миров было непросто — Каунас, где с 1921 г. открыт Национальный художественный музей им. М.Чюрлениса, долгое время был закрытым городом. Иностранным галеристам, например, приходилось по нескольку лет ждать разрешения на посещение города.

Сегодня в каунасском музее собраны практически все работы мастера — около 300 картин, эскизов, графических рисунков. Еще по две картины есть в музеях Вильнюса, Санкт-Петербурга и Варшавы, да несколько небольших работ хранятся в семье художника. Сотрудники каунасского музея продолжают искать последнюю затерявшуюся работу Чюрлениса — картину “Черное солнце”, когда-то висевшую в доме композитора Игоря Стравинского в г.Устилуг (Волынская обл.). В частных собраниях, по заверениям директора музея Освальдаса Даугялиса, картин Чюрлениса нет, последнюю литовское правительство выкупило еще в начале 1990-х годов у коллекционера из Санкт-Петербурга. В Киев организаторы выставки привезли 28 работ Микалоюса Чюрлениса — 14 живописных и 14 графических. Кроме полотен признанного мастера украинский зритель может увидеть портреты кисти Йонаса Шилейки, акварели Каетонаса Склерюса, урбанистические пейзажи Мстислава Добужинскиса и работы других литовских современников Чюрлениса.

Картины-миры
Микалоюс Константинос Чюрленис родился в семье деревенского органиста, унаследовав от отца музыкальные способности: играть на органе, например, он начал с 6 лет, а первые свои композиции записал в 14. И первое признание пришло к нему как к композитору. Уже учась в музыкальном институте в Варшаве, Чюрленис увлекся живописью. Молодому композитору казалось, что музыка не может передать все оттенки цветов, которые он видел в деревьях, морской воде, облаках. Но и традиционная живопись заменить музыку тоже была не в состоянии. Нужно было искать какую-то форму, которая могла бы передать объем и богатство красоты, без которой он не мыслил ни своей музыки, ни своей живописи. 

Со временем форма была найдена — иллюзорность и потусторонность миров, живших в воображении художника, передавала темперная живопись — бархатистая, шершавая, графичная. А вот содержание… “Его картины не радуют”, — вердикт одного из самых авторитетных художественных критиков Александра Бенуа. Картины, попадавшие на выставки, вызывали у зрителей беспокойство, переходящее в раздражение. На его полотнах на одной плоскости сходились различные измерения, бушевали вселенские потопы, светились незнакомые созвездия, представали земные и одновременно нездешние города с дорогами-проводниками в иные миры, открывались целые духовные континенты.

Придуманные, а точнее будет сказать услышанные, художником-композитором иномиры манили и притягивали, сочились прямо-таки колдовской властью над сознанием, но в то же время и пугали жутким потусторонним спокойствием. Однажды дома, делясь впечатлениями о произведенном его картинами эффекте, Чюрленис сказал: “Я вышел с выставки на улицу и ходил удивленный. Почему-то стало тревожно. Неужели мои картины вызывают такие чувства?”. Художник очень болезненно переживал неуспех, сопровождавший его работы везде, где бы они ни выставлялись.

Рядом с Василием Кандинским, Кузьмой Петровым-Водкиным, Константином Маковским, тем же Александром Бенуа Чюрленис со своим “двоемирием” был бесконечно одинок. Но продолжал рисовать только то, что считал нужным, творя новую Красоту. Те, кто был после него, называли себя символистами. Он же, их предшественник, пошел в одиночестве дальше и выше. То, что проявилось на его поздних полотнах, уже даже не символизм, это другое измерение, другое, более тонкое состояние материи. На картинах Чюрлениса, владевшего одинаково виртуозно живописным и композиторским ремеслом, музыка и живопись слились воедино, придав неожиданное звучание краскам и звучность полутонам. Когда он слушал и писал музыку, перед его глазами вставали цветовые видения, ложившиеся впоследствии на бумагу. “Музыка леса”, “Фуга”, “Соната” — это произведения не Чюрлениса-композитора, а Чюрлениса-художника. Но за путешествия в иные миры рано или поздно должно было рассчитаться. Те, кому выпало проложить путь новой Красоты, всегда сталкиваются со смертельной опасностью. Как и его соратник, еще один житель страны иллюзий Михаил Врубель, Чюрленис за свой дар заплатил сполна. В 1909 г. психиатры диагностировали у него душевную болезнь и поместили в клинику. “Плен”, как он сам называл свое заточение, только усугубил состояние художника. Чюрлениса не стало 10 апреля 1911 г. Ему не исполнилось и 36 лет.

Последний цикл не закончен. У меня есть замысел рисовать его всю жизнь. Конечно, все зависит от того, сколько новых мыслей будет у меня появляться. Это — сотворение мира, только не нашего, по Библии, а какого-то другого, фантастического. Я хотел бы создать цикл хотя бы из 100 картин. Не знаю, сделаю ли”, — писал Микалоюс Чюрленис в 1905 г. брату. Всего за неполных 6 лет увлечения живописью он успел создать 300 работ.

Выставка продлится до 1 февраля 2009 г.

Досье БИЗНЕСа

Микалоюс Константинас Чюрленис,
художник, композитор, поэт
Родился: в 1875 г. в г.Варена (Литва).
Умер 10 апреля 1911 г.
Образование: 1889-1893 гг. — оркестровая школа при дворе князя Михаила Огинского; 1894-1899 гг. — Варшавский музыкальный институт, класс фортепиано и композиции; 1901-1902 гг. — Лейпцигская консерватория, класс композиции и контрапункта; 1902-1903 гг. — художественная школа Якова Каузика (Варшава); 1904-1906 гг. — Варшавская художественная школа
Творческое наследие: написал более 200 произведений для фортепиано, обработал и записал более 60 литовских народных песен; автор около 300 живописных работ в духе модерна и ар нуво, сочетающих элементы символизма и декоративно-прикладного искусства.