Главная / Украина

ГФС обрезает льготы по НДС для IT-бизнеса

18:28 | 11.06.2018
Головна / Украина
ГФС обрезает льготы по НДС для IT-бизнеса
ГФС начала ужесточать регулирование для IT-компаний. Наглядное тому подтверждение — письмо ГФСУ от 16.05.2018 г. № 2183/6/99-99-15-03-02-15/ІПК. Проанализируем его выводы, которые привлекли больше всего внимания.

Доступ к интернет-сайту/онлайн-сервису ≠ поставка ПО
По мнению ГФС, если плательщик НДС предоставляет доступ к контенту в текстовой или графической формах, который размещен на WAP-портале и/или HTTP и покупатель получает программную продукцию (ее копию), то такая поставка подпадает под НДС-льготу. Однако, если покупателю предоставляется доступом к порталу лишь с правом поиска, обработки, получения информации и прочими аналогичными действиями, но без фактической поставки программной продукции, то такая операция расценивается как поставка услуг по поиску, обработке, получению информации и облагается по ставке 20 %.
Фактически такой же вывод ГФС повторила и в отношении доступа к онлайн-сервисам.
По нашему мнению, эти выводы являются противоправными и в условиях 2018 года применяться не должны. ГФС акцентирует внимание на том, имела ли место поставка программной продукции (ее компонентов). Но что подразумевается под такой поставкой? ГФС, вероятно, считает, что это лишь передача исключительных имущественных прав на такую программную продукцию**. Вместе с тем, как мы уже отмечали, с 2018 года п. 261 подраздела 2 раздела ХХ НКУ прямо детализирует, что программная продукция включает в себя в том числе доступ к интернет-сайтам и/или онлайн-сервисам. Иными словами, передача имущественных прав здесь не упоминается. Речь идет лишь о пользовании определенным сайтами/онлайн-сервисами, которые, к слову, сами по себе уже являются программной продукцией. Например, онлайн-сервисы, которые обеспечивает поиск и выдачу информации по заданным критериям. Поэтому все условия для применения НДС-льготы согласно п. 261 подраздела 2 раздела ХХ НКУ соблюдаются.
Если контролерам не нравится применение НДС-льготы в отношении услуг по доступу к интернет-сайтам, то они должны быть последовательными и посчитать, что платежи за такой доступ являются роялти и не облагать их НДС по пп. 196.1.6 НКУ. Кстати, ведь именно об этом они прямо говорили в письме от 22.12.2017 г. № 3124/6/99-99-15-02-02-15/ІПК:
«...если объект права интеллектуальной собственности (сайт или торговый знак) передается в пользование без перехода права собственности на него, то платеж за такое использование сайта или торгового знака с целью налогообложения налогом на прибыль будет считаться роялти.»
Кто-то при этом скажет, что данный вывод ГФС делала только для целей налога на прибыль. Все верно, но тогда встречный вопрос: а разве в НКУ не одно и то же определение роялти (пп. 14.1.225 НКУ) для целей налога на прибыль и НДС? Поэтому если ГФС и не пожелала использовать в отношении таких платежей специальную норму п. 261 подраздела 2 раздела ХХ НКУ (с применением НДС-льготы), то она точно должна была согласиться с тем, что такие платежи нужно расценивать как роялти и тоже не облагать НДС (пп. 196.1.6 НКУ).
Однако несмотря на противоправность упомянутого подхода ГФС, проверяющие его уже активно применяет. В нашей практике соответствующие акты проверок с доначислениями НДС уже появились. Поэтому до того, как ГФС изменит свой фискальный подход (это может произойти после вмешательства Минфина в том числе путем утверждения новой обобщающей налоговой консультации или после появления устойчивой судебной практики), для снижения налоговых рисков есть смысл подкорректировать свои отношения с покупателями. А если вы покупаете подобные услуги у нерезидентов — то с такими исполнителями-нерезидентами. Дело в том, что в таком случае в свете фискальной позиции ГФС обязанность по уплате НДС по ст. 208 НКУ ляжет на вас как на покупателя услуг от нерезидента.
В частности, если услуга состоит в доступе к сайту или онлайн-сервису, то:
в договоре можно прямо зафиксировать передачу прав на использование программной продукции (в виде контента сайта или сервиса) в течение ограниченного времени;
зафиксировать передачу таких прав при помощи актов приемки-передачи.

Разработка ПО с оформлением прав на заказчика: операция, облагаемая НДС?
Это еще один неоднозначный вывод. По мнению ГФС, если права на ПО оформляются сразу на заказчика (то есть отсутствует первоначальное оформление прав на разработчика с дальнейшей их передачей заказчику), то такие услуги будут облагаться НДС по ставке 20 %. Аргументом для ГФС послужило то, что под льготу подпадает только поставка ПО с переходом права собственности от исполнителя к заказчику (см. комментарий к данной формулировке, используемой ГФС).
Этот вывод ГФС является спорным, поскольку подобных ограничений в п. 261 подраздела 2 раздела ХХ НКУ не содержится. В отношении него считаем необходимым сделать несколько уточнений. Во-первых,
ГФС забыла упомянуть, что если заказчиком выступает нерезидент (а это в части услуг по разработке ПО, скорее, правило, чем исключение), то такие услуги облагаться НДС вообще не будут — они не будут объектом НДС, так как место их поставки согласно п. 186.3 НКУ будет расположено за пределами таможенной территории Украины. Во-вторых, до изменения фискальной позиции ГФС в договорах с заказчиками можно предусматривать изначальное оформление имущественных прав на разработчика (исполнителя) с дальнейшей их передачей на заказчика. Причем с целью такой передачи можно использовать разработанные самостоятельно акты приемки-передачи. Заметим, что данное уточнение актуально, главным образом, для тех разработчиков, которые работают с заказчиками-резидентами .
-----------------
* Обобщающая налоговая консультация относительно особенностей обложения налогом на добавленную стоимость операций по поставке программной продукции, утвержденная приказом Миндоходов Украины от 07.10.2013 г. № 536 (прим.авт.).
**Что интересно, контролеры уже традиционно для себя ссылаются на передачу права собственности на программную продукцию, что, конечно же, является ошибкой. На нее как на объект права интеллектуальной собственности могут передаваться только имущественные/неимущественные права, но не право собственности (прим. авт.).

Валентина Кислицына,
налоговый консультант

/по материалам газеты «Бухгалтерия» от 11.06.2018 г. №24,
http://www.blitz-press.com.ua/c20/podatku?product_id=13049 /