Главная / Газета / Успехи и поражения

В ассоциативном порядке

00:00 | 03.11.2014
В ассоциативном порядке
Автор: webmaster webmaster
История страхового лоббизма в Украине — это история эффективности совместного отстаивания участниками рынка своих позиций и формирования собственного поля игры. В то же время это также история больших амбиций, несбывшихся ожиданий и жесткой конкуренции, которая нередко приводила к общим потерям.

В любом случае, история поучительная для любого сообщества предпринимателей, рассчитывающих сообща бороться за свои права и привилегии.

Сейчас в Украине действуют три организации страховщиков: Лига страховых организаций Украины (ЛСОУ), Украинская федерация страхования (УФС) и Ассоциация “Страховой бизнес” (АСБ). Активно действующими и влиятельными можно назвать первые две. Старейшей и имеющей наибольшее количество членов является ЛСОУ. Лига, по сути, — ровесница независимой Украины: организация была создана в далеком 1992 г.

Долгое время она была единственной системной лоббистской организацией страхового рынка. Именно ей пришлось активно участвовать в формировании профильного Закона “О страховании”, принятого в 1996 г. И это было своего рода победой для рынка.

Тем не менее страховая отрасль не стояла на месте: росла численность страховых компаний (СК), усугублялись различия между страховщиками. К тому же в начале 2000-х годов рынок начал активно лоббировать введение в Украине обязательного страхования ответственности автовладельцев, и на этом фоне разногласия страховщиков усугубились.

Первая трещина
Первый передел сфер влияния произошел в 2004 г. В тот год около 50 СК сформировали собственную организацию — Ассоциацию “Страховой бизнес”, президентом которой стал Игорь Яковенко, с сентября 1993 г. по март 2000 г. возглавлявший Комитет по делам надзора за страховой деятельностью, а после два года работавший в коммерческих структурах на страховом рынке.

Кто-то говорил о попытках развалить ЛСОУ, кто-то предрекал раскол рынка на “классические” и “схемные” компании. Сам г-н Яковенко тогда пояснял, что “середнячки” на страховом рынке остались без эффективной защиты своих интересов.

Отметим, что в том году был таки принят Закон “Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств” — по сути, организовался рынок “автогражданки”.

 Фактически это была очередная крупная лоббистская победа страховщиков, получивших от государства массовый обязательный вид страхования. Еще бы, тогда уверенно говорили о сборах на уровне 1 млрд грн. в год.

В 2013 г. рынок “автогражданки” принес страховщикам более 2,5 млрд грн. премий. Сначала же бытовало мнение, что Закон выписан под десятку крупнейших страховых компаний.

В тот же год появился ряд нормативных актов, усложнивших жизнь прежде всего небольшим СК.
Нужно понимать, что к тому времени уже функционировала под руководством Виктора Суслова Государственная комиссия по регулированию рынка финансовых услуг, созданная 11 декабря 2002 г. К 2004 г.

Гос­комиссия вполне освоилась и стала активно влиять на рыночную ситуацию. В частности, г-н Суслов начал публичную и регуляторную борьбу со “схемными” компаниями, а также пытался перекрывать каналы вывода капитала за границу с использованием договоров перестрахования. В такой ситуации ЛСОУ уже не могла учитывать интересы одновременно всех участников страхового рынка.

Крупный отход
Второй исход страховщиков назрел к 2008 г., когда часть крупных СК решила обособиться и создала Украинскую федерацию страхования. Не последнюю роль в создании нового объединения сыграло руководство НАСК “Оранта”, в частности Александр Завада (бывший председатель АМКУ), занимавший тогда должность президента компании.

Собственно, г-н Завада и стал первым президентом УФС. Федерация была образована 23 декабря 2008 г. Первоначально в нее вошли крупные игроки страхового рынка, такие как НАСК “Оранта”, “ИНГО Украина” и “АХА Страхование”, позднее к ним присоединились и страховщики поменьше.

С первых дней УФС позиционировала себя как объединение “классических” СК — иными словами, не имеющих отношения к схемному страховому бизнесу. Таким образом, крупные СК фактически противопоставили себя остальному рынку.

При этом нередко высказывалась мысль, что Украине вовсе не обязательно иметь более 400 СК. Впрочем, грянувший в 2009 г. кризис и последующие посткризисные годы показали — проблемы для рынка и клиентов могут создавать не только мелкие, но и крупные СК.

О чем говорить, если в 2014 г. в НАСК “Оранта” работает временная администрация Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг (Нацкомфинуслуг).

Вместе да врозь
Раздробленность в рядах страховщиков, увеличившаяся как раз накануне мирового финансового кризиса, сослужила плохую службу рынку. Нужно понимать, что финансовый кризис был усугублен и кадровыми перестановками в Госфинуслуг.

Регулятор возглавил Василий Волга (карьера на посту председателя Гос­комиссии завершилась для г-на Волги в 2011 г. арестом, судом и отбыванием срока по коррупционной статье). Многие решения и действия Госфинуслуг тогда подвергались критике со стороны небанковских финансовых учреждений.

В конце 2010 г. дошло до того, что Украинская федерация страхования, Национальная ассоциация кредитных союзов и Всеукраинская ассоциация ломбардов публично подписали резолюцию о недоверии председателю Госфинуслуг Василию Волге. Симптоматично, что акцию не поддержали ЛСОУ и АСБ, которые все же предпочли метод мирных переговоров с регулятором по наболевшим вопросам.

А тем временем страховой рынок уже который год с переменным успехом, но хронически без ощутимого результата бился над новой редакцией Закона “О страховании” (принятый в 1996 г. Закон, несмотря на многочисленные поправки и дополнения, устарел).

Собственно, по состоянию на конец 2014 г. воз и ныне там: новая редакция Закона о страховании все еще на стадии проекта. Причем виной тому — несогласованная позиция самого рынка, что позволяло регулятору и народным депутатам затягивать процесс.

Не смогли страховщики отстоять свою позицию и при принятии Налогового кодекса. Фактически существующая система налогообложения и сбора единого социального взноса разрушает рынок корпоративного медицинского страхования и корпоративного страхования жизни.

Надо объединяться
В последнее время страховщики все чаще стали выступать объединенным фронтом для отстаивания своих интересов. Ярким тому примером стала кампания в поддержку требования о возврате Нацбанком страховщикам возможности покупать валюту для оплаты договоров перестрахования с западными компаниями.

Напомним: банки перестали продавать валюту СК, кивая на постановление НБУ №591 от 22.09.14 г. Ситуация была критической, что заставило ЛСОУ и УФС выступить против НБУ сообща, подключив зарубежных партнеров страховщиков, украинский Ядерный страховой пул, Моторное (транспортное) страховое бюро Украины, Федерацию страховых посредников Украины, Ассоциацию “Страховой бизнес”, Общество актуариев Украины, а также отечественные бизнес- и банковские ассоциации.

Страховщики понимали, что в условиях, когда собственный регулятор в лице Нацкомфинуслуг фактически недееспособен (люстрация и выборы в парламент лишили Комиссию кворума, и она уже несколько недель не заседает), остается рассчитывать только на себя.

Так или иначе, но в итоге 30 октября 2014 г. Нацбанк постановлением №685 “О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины” отменил временное ограничение на проведение расчетов по импортным операциям без ввоза товара на территорию Украины.

“Активная консолидированная позиция всех заинтересованных участников страхового и банковского рынков способствовала позитивному решению сложной ситуации”, — говорится в сообщении ЛСОУ.