Главная / Газета / Второй эшелон

Занишенная самооценка

00:00 | 07.07.2013
Занишенная самооценка
Автор:

Cтруктуризация украинского рынка цельномолочной продукции вышла на финишную прямую. По оценкам Василия Винтоняка, директора ООО “Инфагро” (г.Киев; информационные услуги в молочной отрасли; с 2006 г.; 5 чел.), Топ-10 молочных предприятий в Украине производят около 55% продукции, а Топ-10 компаний, объединяющих около 30 предприятий, контролируют примерно 70% внутреннего рынка, и эта доля неуклонно растет.

В то же время в стране есть еще более сотни молочных заводов, которые либо смогли защититься от посягательств международных и крупных отечественных игроков, либо оказались для них малоинтересными как объект для поглощения (см. “Ретроспектива…” ). Тем не менее, несмотря на слабую, в большинстве случаев, оснащенность этих предприятий, они контролируют около 30% рынка цельномолочной продукции. Причем продукты небольших производителей достаточно часто пользуются весьма высоким спросом у потребителей.

Есть ли шанс у небольших независимых региональных молокозаводов остаться на рынке и в дальнейшем? Какие ниши молочного рынка могут обеспечить таким предприятиям эту возможность?

Возможности предприятий

Следует отметить, что не все заводы, вошедшие в состав крупных молочных компаний, сохранили свой прежний профиль. Некоторые мелкие предприятия крупные игроки используют как пункты сбора и охлаждения молока, некоторые — вообще не работают.

По оценкам экспертов, основная масса независимых предприятий “второго эшелона” — это небольшие заводы, перерабатывающие от 500 т до 10 тыс.т молока в год. Наиболее крепкие предприятия перерабатывают около 20 тыс.т молока в год. Оснащен “второй эшелон” в основном устаревшим оборудованием, которое предполагает значительное использование ручного труда, или более новыми машинами небольшой мощности, которые изготовлены местными умельцами-машиностроителями. Хотя некоторые заводики умудряются выкраивать средства и на европейское оборудование (см. “Своими глазами” ).

Ассортимент молочных предприятий “второго эшелона” узок, редко превышает 10 наименований, часто ограничен молоком, творогом, сыром-косичкой и сливочным маслом. Единицы производят достаточно широкий ассортимент и кисломолочной продукции (кефиры, йогурты, сметану разной жирности).

А еще меньше тех, кто зарегистрировал для своей продукции торговую марку. “Как правило, они выпускают традиционную продукцию с небольшой добавленной стоимостью, отчего проигрывают в сырьевых войнах крупным игрокам молочного рынка”, — поясняет г-н Винтоняк.

Сырьевая база — наверное, самое слабое место региональных игроков. Мелкие предприятия, как правило, не могут платить за молоко столько, сколько крупные, поэтому нередко теряют поставщиков сырья. Вследствие этого многие региональные производители вынуждены работать на сырье от хозяйств населения, из которого сложно производить высококачественную продукцию.

Небольшим молочным предприятиям непросто конкурировать с крупными игроками и в сбыте готовой продукции. Они не могут себе позволить тратить средства на вход в торговые сети, на рекламные кампании. Как сказал г-н Винтоняк, удел большинства региональных предприятий — работа на локальном рынке, когда продукция поставляется в пределах одного-двух районов.

“В работе с небольшими заводами заинтересованы некоторые местные супермаркеты, продуктовые магазины, рынки и предприятия общественного питания. Многие региональные игроки имеют также фирменные магазины или ларьки”, — отмечает Алина Жарко, эксперт аграрных рынков Ассоциации “Украинский клуб аграрного бизнеса” (г.Киев; общественное объединение в сфере агробизнеса; с 2007 г.; 10 чел.).

При этом более выигрышные позиции у мелких предприятий, расположенных вблизи крупных городов. Как пример, в Киевской области сохранилось много мелких молокопроизводителей. Как сказал Вадим Чагаровский, председатель совета директоров Союза молочных предприятий Украины (г.Киев; общественная организация, объединяет 70 предприятий — переработчиков молока; с 2001 г.; 9 чел.), таких игроков выручает, с одной стороны, близость к столице, с другой — возможность реализовать продукцию в близлежащих населенных пунктах, таких как Белая Церковь, Фастов, Бровары, Вишневое и др.

Некоторые специалисты считают, что некоторым региональным молочным заводам помогает выживать благосклонность и протекция местных властей. Например, в вопросах сбыта, поставок продукции в школы, больницы.

Интерес инвесторов

Описанная специфика региональных заводов, к сожалению, не открывает радужных перспектив перед этими игроками. Независимые эксперты и крупные участники рынка считают, что мелкие заводы не представляют большого интереса для инвесторов. Украинские молочные компании в основном укомплектованы и не всегда задействуют имеющиеся у них мощности на 100%. Поэтому им нет особого резона обзаводиться новыми старыми производственными площадками.

Приобретать предприятие, чтобы использовать его в качестве пункта приема молока, также нецелесообразно. По словам г-на Чагаровского, дешевле обойдутся обустройство и комплектация нового пункта (около $20 тыс.), а не покупка, а потом дальнейшее поддерживание инфраструктуры предприятия.

Говорить об интересе международных молочных компаний к такого рода активам вообще сложно. Хотя в Украине потребление молочных продуктов ниже физиологически обоснованной нормы и теоретически потенциал рынка велик, эксперты в ближайшей перспективе не ожидают прихода на отечественный рынок новых международных молочных компаний. Василий Винтоняк, например, уверен, что интерес международных компаний к приобретению украинских перерабатывающих предприятий возрастет, когда в стране наметится четкая тенденция к увеличению производства качественного сырья в сельхозпредприятиях.

“Международные игроки будут приобретать в первую очередь крупных украинских производителей, обеспечивающих широкий ассортимент продукции и имеющих раскрученные бренды. Региональные небольшие предприятия могут быть куплены транснациональными компаниями лишь в дополнение к крупным, для выпуска какого-то узкого ассортимента продукции. Мелкие предприятия могут быть интересны разве что инвесторам из постсоветских стран, в первую очередь из России”, — резюмирует эксперт.

Представители уже работающих на украинском рынке международных компаний очень дипломатично говорят о своих планах, касающихся приобретений. В частности, на вопрос БИЗНЕСа, интересуют ли компанию небольшие молочные предприятия как объекты для поглощения, Дарио Маркетти, генеральный директор ООО “Данон Украина” (г.Киев; производство и реализация молочных продуктов; с 1998 г.; данные о количестве сотрудников не предоставлены), ответил так: “Компания наблюдает за ситуацией на рынке и, как только замечает интересные возможности, обязательно их рассматривает”. При этом г-н Маркетти заметил, что заводы советского образца нуждаются в полной модернизации, в частности, все три украинских завода компании либо уже прошли, либо находятся на этапе модернизации в соответствии с международными стандартами.

{{cut}}

Реальные перспективы

Отсутствие интереса внутренних и внешних инвесторов, тем не менее, не ставит крест на работе региональных молочных заводов. Мария Колесник, руководитель аналитического департамента “Консалтингового агентства “ААА” (г.Киев; с 2003 г.; 21 чел.), допускает, что региональные молокозаводы, если зададутся целью, например, переоборудовать производство, могут найти портфельных инвесторов — непрофильные инвестфонды. “Если предприятие сможет продемонстрировать хорошую кредитную историю, гарантировать стабильную сырьевую базу, возможно, ему удастся привлечь инвестора”, — говорит г-жа Колесник.

Участники рынка и эксперты уверены, что шансы выжить у небольших игроков, которые регулярно модернизируют производство и выпускают нишевые продукты, не интересные крупным компаниям, довольно высоки. Но не только функциональные молочные продукты с какими-то особо полезными бактериями либо продукты из козьего или овечьего молока могут обеспечить успех небольшим производителям.

Практика показывает, что при наличии продукции стабильно высокого качества они вполне могут конкурировать и в традиционных сегментах. “Небольшие молочные заводы должны иметь четкую стратегию и постоянно ориентироваться на потребности конечного потребителя, что позволит им конкурировать с крупными компаниями”, — считает г-жа Жарко.

При этом эксперты подчеркивают, что шансов больше у тех игроков, которым удастся удержать поставщиков сырья. Хотя, к сожалению, будущее небольших предприятий зависит не только от их активности, но и от эволюционного развития рынка. “В любом случае количество производителей молокопродуктов в Украине в ближайшие годы существенно сократится. Не исключено, что лет через пять их будет вдвое меньше, чем сейчас”, — прогнозирует г-н Винтоняк. 

Ретроспектива

Знатоки говорят, что во времена СССР в Украине в каждом районе работал хотя бы один молочный завод, поэтому в конце 1980-х годов в отечественной молочной отрасли насчитывалось около 450 предприятий (а с учетом цехов и сепараторных пунктов — примерно 950 производств). Как и в других отраслях, период наиболее активного сокращения количества игроков, не вписавшихся в рыночные условия, пришелся на конец 1990-х — начало 2000-х годов.

Таким образом, сейчас из 266 заводов, выпускающих в Украине цельномолочные продукты, сыр, сливочное масло, сухое молоко, около 130 молочных заводов входят в состав международных или украинских компаний. Независимых игроков примерно столько же.