Главная / Газета / Круглый год

Гвоздик Рафаэля

00:00 | 05.12.2010
Гвоздик Рафаэля
Автор:

Истинный талант живописца проверяется временем. И хотя никого никогда не приходилось убеждать в мастерстве Рафаэля Санти (это величина практически эталонная в мировой живописи), почему бы нам через полтысячелетия не остановить на минуту время и не прикоснуться к Красоте, удивительно переданной знаменитым итальянцем.

Шутка ли, маленькая гвоздика в обрамлении вечно юных святых уже пять веков дарит свой аромат всем, кто способен воспринимать искусство.

На фоне святых

В великой троице итальянского Возрождения — Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.), Микеланджело Буонаротти (1475-1564 гг.), Рафаэль Санти (1483-1520 гг.) — Рафаэль навсегда остался самым молодым. Как по духу полотен, так и по возрасту.

Художник прожил всего-то 37 лет, любил жизнь во всех ее проявлениях, не забывая при этом творить. Рядом с математически совершенными работами Леонардо и суровой мощью образов Микеланджело (с которым Рафаэль остро конкурировал), его творения выделяются эмоциональностью и живостью.

Aldobrandini Madonna (или Garvagh Madonna), написанная маслом на небольшой доске (38,7 см на 32,7 см) в 1510 г., — далеко не самая известная из двух десятков картин, которые мастер успел посвятить лику Божьей Матери. Но одна из самых изящных.

На первый взгляд, персонажи (юные Иисус и Иоанн Креститель, Мария), символика (гвоздика, деревянный ящик, воплощающие страсти Господни), сюжет (аллегорическая передача Иоанном Иисусу “тяжкого креста”, который ему предстоит нести во взрослой жизни) — все строго выдержано в библейском духе.

И нет здесь повода для двузначности. Но даже при беглом взгляде на картину легко прийти к выводу, что главный персонаж здесь — гвоздика. Именно она обращает на себя внимание в первую очередь. При наличии трех святых образов маленький цветочек до неприличия заметен.

И это не случайность. Вся композиция картины выстроена именно таким образом, чтобы сделать акцент на гвоздике. Она расположена в центре, на пересечении вертикальной и горизонтальной осей, которые четко прослеживаются среди изобразительных элементов: горизонталь — подоконники, вертикаль — кисти рук детей, лицо Мадонны.

Окончательно призваны “пригвоздить” внимание зрителя к цветку элементы диагонали между верхним левым и нижним правым углами: лица детей, их руки в движении друг к другу и опущенная рука Мадонны. Все “дорожки” на картине ведут к центральному образу… Жизни.

Жизни люб

Изящество, с каким Рафаэль обрамил гвоздику святыми, — вовсе не попытка приуменьшить их величие, а скорее, желание художника сделать их более живыми, человечными.

Готовыми восторгаться таким маленьким, но невероятно чудесным проявлением жизни, как распустившийся цветок. Может, даже попытка поделиться с ними своим восторгом от полноты жизни, где мало места религиозным догмам.

Многие из рафаэлевых Мадонн носят черты его возлюбленной и натурщицы Форнарины. Яркая женщина весьма свободного стиля жизни вдохновляла Рафаэля буквально до последней минуты его жизни.

Легенда гласит, что именно в ее объятьях он покинул сей бренный мир. Нечто похожее произошло с одним советским художником, коллега которого, наверное, не без зависти, заметил: “Надо же, живописец был так себе, а умер, как Рафаэль…”

Кстати, если розовая гвоздика — это символ слез Девы Марии, то красная олицетворяет страстное чувство. Каков оттенок гвоздики, которую Рафаэль вложил в руку юного Иисуса 500 лет назад, сейчас точно не скажет никто.