Главная / Мир

Экономический Нобель как предвестник новой экономики

13.10.2015
Экономический Нобель как предвестник новой экономики
Экономист, преподаватель Киево-Могилянской Бизнес-Школы (kmbs)

Деньги нужны лишь для того, чтобы о них не беспокоиться

Вообще-то Альфред Нобель не планировал, что премия его имени будет даваться экономистам, но экономику сочли столь важной, что дополнили список Нобеля ею в 1969 году.

И вот буквально на днях мы узнали лауреата 2015 года. Им стал Ангус Дитон (на фото), профессор Принстонского университета. Чтобы ответить на вопрос, чем же учёный удивил мир, обратимся к предыстории его достижения.

Одним из главных трендов в ревизии современных экономических доктрин является так называемая поведенческая экономика. Значительной вехой в признании этого факта стало вручение в 2002 году экономического «нобеля» Даниэлю Канеману, психологу, не имевшему даже базового экономического образования. Казалось бы, как можно без экономической подготовки заниматься экономическими же вопросами и проблемами? Канеман изучал, а как же собственно мы принимаем решения – купить или не купить, выбрать  то, что удовлетворяет потребности, или то, что не хуже, чем у соседа, потратить сейчас или отложить на-потом. И, оказалось, в этих экономических вопросах психология играет значительно большую роль, чем предполагалось ранее.

 Мы, люди, глубоко иррациональны. Мы часто придумываем, что пользовались той или иной логикой для принятия решения, но это не более, чем миф. Логика – это когда ты вначале оценил все возможности, а потом принял решение. На практике мы вначале принимаем решение, а потом придумываем обоснования для него. А ещё чуть позже начинаем искренне верить, что вначале были обоснования и аргументы, и лишь затем решение.

Как это повлияло на экономику? Это сделало её принципиально иной. Из описательной и измеримой науки, экономика превратилась в социальную, а её законы – во временно действующие закономерности; ведь люди меняются, а с ними и их экономическое поведение, от которого и зависит истинность установленных закономерностей. Это в частности объясняет, почему до сих пор не существует единых правильных рецептов экономического успеха – действия, приводящие к росту в одних странах, оказываются пагубными для других, ведь общества могут быть принципиально разными. Люди, сформированными под влиянием различной морали, религии, истории, опыта, ведут себя по-разному, включая и экономические решения.

И вот знамя яркого «бихеовериста» Канемана подхватывает лауреат этого года Ангус Дитон. В 2010 году Дитон с Канеманом выпустили совместную работу, указывающую на то, что американские семьи с доходом выше 75000 долларов в год не испытывают значительного удовольствия от повышения своих доходов, другими словами, доллар для бедняка значительно более ценен, чем доллар для богача. Но это же очевидно! – скажете вы. В том-то и дело, что для классической рациональной экономики доллар он и есть доллар независимо от обстоятельств. Но нет. Мы сами способны наделять деньги ценностью.

«Так что же, значит, деньги не важны?». Дитон говорит: «Нет! Они важны». Получив дополнительные деньги, человек с какого-то момента практически не становится счастливее, но утратив их, он почувствует себя несчастным. Получается, что деньги нужны лишь для того, чтобы о них не беспокоиться. Нелогично и иррационально, но вполне в соответствии с природой человека.

Нобелевский комитет присвоил премию с формулировкой «Для разработки экономической политики, которая способствует благополучию и борьбе с бедностью, мы должны сначала понять, как осуществляется индивидуальный выбор при потреблении. Более чем кто-либо, Ангус Дитон расширил это понимание. Подробно связав индивидуальный выбор и совокупные последствия, его исследования помогли трансформировать области микроэкономики, макроэкономики и экономики развития».

Основные вопросы исследований Дитона:

  • Как потребители распределяют свои расходы среди различных товаров?
  • Какая часть общественного дохода потребляется, а какая сохраняется, и почему?
  • Как наилучшим образом измерять и анализировать благосостояние и бедность?

Куда же устремлены мысли экономических мыслителей 21 века? Современные экономисты, такие как Ангус Дитон, пытаются раскрыть секреты счастья, ведь если экономика не делает людей счастливыми, то зачем она нужна?

Наверное, у этой задачи нет шансов быть решённой полностью. Но если поиск решения сделает человечество счастливее, то браться за неё стоит.

Ангус Дитон не сможет сделать людей более счастливыми, ведь это их собственный выбор, но он вносит свою лепту в то, чтобы помочь нам понять, какие мы есть на самом деле. Такие задачи решает современная экономика.
"Вы не поверите - инопланетяне! Стучались...": Рогозин на шоу Урганта шокировал публику Певец Тима Белорусских признался в хранении амфетамина и гашиша У Путина назвали условие встречи с Зеленским